Портфолио как инструмент оценки личностных результатов
Портфолио как инструмент оценки личностных результатов
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является результат. ФГОС предусматривает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения отдельных курсов, отслеживание которых возможно во время урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений учащихся за определенный период времени. Портфолио – новый подход к обучению. Важным в работе над ним является взаимодействие между учеником, учителем и родителями. Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребенку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста». Портфолио позволяет поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Основные цели портфолио:
· отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
· активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
· индивидуализация образования и социализация обучающегося.
Основные задачи портфолио:
· формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
· формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
· организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;
· введение альтернативных форм оценивания;
· развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.
С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить следующие важные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;
- оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм оценивания;
- учесть достижения, полученные учеником не только в школе, но в широком образовательном пространстве: в системе дополнительного и довузовского образования, на олимпиадах и конкурсах, в ходе учебных, производственных и социальных практик.
Функции «портфолио».
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
Целеполагания - поддерживает учебные цели.
Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году.
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Сегодня портфолио можно использовать в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации), а в дальнейшем при поступлении в учебные заведения. Сегодня в соответствии Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 1147 с 43. поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих. При переходе учащегося с одной ступени обучения на другую. При переходе учащегося из одной школы в другую. При проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса «Лучший ученик класса».
Что касается структуры портфолио, то жестких требований по ведению не существует. Возможна следующая структура:
титульный лист
«Информация обо мне»
«Сведения о родителях
«Моя учебная деятельность»
«Моя внеурочная деятельность»
«Мои грамоты и дипломы»
«Мои творческие работы»
«Мои исследовательские работы и проекты»
«Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях»
«Мое участие в общественной жизни класса и школы».
Именно она принята в нашей школе. В соответствии с данной структурой в течение учебного года классные руководители ведут работу с обучающимися на занятияхвнеурочной деятельности «Работа с портфолио».
Каждое портфолио начинается с титульного листа. Предлагается всем одинаковый, но у учащихся есть возможность внести изменения.
«Информация обо мне». В данном разделе необходимо вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Также необходимо указать свои данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения. Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли ребенка родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей, прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них. Чем старше ребенок, тем больше информации об известных людях содержит данный раздел.
«Сведения о родителях». Здесь надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.
«Моя учебная деятельность». Это большой раздел, который включает в себя ряд подразделов: моя успеваемость, задачи на учебный год, учеба – моя работа, я и школа, участие в олимпиадах, участие в конкурсах. При заполнении данного раздела предлагается учащимся заполнить уже существующие таблицы:
Моя успеваемость
Предмет | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Русский язык | | | | | |
Литература | | | | | |
Математика | | | | | |
История России | | | | | |
Обществознание | | | | | |
География | | | | | |
Биология | | | | | |
Музыка | | | | | |
ИЗО | | | | | |
Физическая культура | | | | | |
Английский язык | | | | | |
Информатика | | | | | |
Технология | | | | | |
Немецкий язык | | | | | |
Химия | | | | | |
Физика | | | | | |
Всеобщая история | | | | | |
Задачи на учебный год
В этом учебном году мне бы хотелось
____________________________________________________
Для этого я должен(-а) сделать
__________________________________
В этом мне мог (могли) бы помочь
____________________________________________________
В школе я записался в следующие кружки и секции
____________________________________________________
Я надеюсь, это даст мне возможность
____________________________________________________
Я не записался в школьные кружки и секции, потому что
____________________________________________________
Учеба – моя работа
| 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. |
мои самые большие достижения | | | | |
у меня не получилось… потому что… | | | | |
мои самые яркие впечатления | | | | |
последнее время я думал (-а) над вопросом | | | | |
Я и школа
Школа для меня – это ___________________________________________________
Моими любимыми предметами считаю:
1. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
2. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
3. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
Изучение следующих предметов вызывает у меня определенные затруднения:
1. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
2. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
3. _______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
Мне было бы легче изучать эти предметы, если бы:
_____________________________________________________________
Участие в олимпиадах
№ п/п | Класс | Учебный год | Предмет | Уровень (школьный, муниципальный, региональный) | Занятое место, участие | Баллы |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Участие в конкурсах
№ | Класс | Название | Уровень (муниципальный, региональный, российский, международный) | Занятое место, участие | Баллы |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются. Обучение планированию собственной деятельности начинается с составления карты долгосрочных и краткосрочных планов с обязательным подведением итогов: «Что удалось выполнить? Что не удалось? Почему?» Таким образом, рефлексия становится более сложной: «Почему нравится? Почему не получается?» В конце учебного года обязательно подводится итог, и составляются планы на следующий учебный год.
«Моя внеурочная деятельность». Этот раздел включает в себя: занятость в кружках и секциях, мои грамоты и дипломы.
Занятость в кружках и секциях
№ | Учебный год | Название кружка, секции | Название учреждения |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
«Мои грамоты и дипломы». Сюда помещаются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня; грамоты за участие в конкурсах; сертификаты; благодарственные письма; свидетельства и т. д. Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.
Разделы «Мои творческие работы», «Мои исследовательские работы и проекты», «Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях» включают в себя материалы ученических проектов, исследований, записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик сам посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка проекта».
Пример листа «Самооценка проекта»
1.В начале этого проекта у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
- доволен, похоже на то, что делаю обычно;
- цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе;
- очень доволен, так как результат отличается от обычного;
- необыкновенный результат, его будет сложно повторить;
Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.
Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, обучающийся проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, способность к саморефлексии.
Раздел «Мое участие в общественной жизни класса и школы». Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Вносятся данные и фотоматериалы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т. д. Так же эту информацию фиксирует классный руководитель в своем портфолио класса.
Чтобы добиться результатов, работа с портфолио должна быть организована и системна. Поэтому в нашей школе классные руководители еженедельно проводят занятия внеурочной деятельностью «Работа с портфолио». В начале учебного года для учащихся мы проводим презентацию портфолио, где они знакомятся с назначением и структурой портфолио, стратегией сбора материала (т.е. происходит мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно создавать портфолио). Далее в течение года проводятся консультации, деловые игры, тренинги. В процессе определенных способов работы, обучающих упражнений формируются умения, необходимые для работы с портфолио и для развития самостоятельности и самоконтроля в обучении в целом.
Каждое портфолио оценивается на основе разработанных критериев.
Критерии оценки материалов портфолио
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Информация обо мне», «Сведения о родителях | - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания -1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото |
Раздел «Моя учебная деятельность» | - успеваемость по итогам года | средний балл годовых оценок |
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания -1 балл – недостаточная информация | |
-участие в конкурсах, олимпиадах | Школьные: Победитель - 3 балла Призёр - 2 балла Участник - 1 балл Муниципальные: Победитель - 4 балла Призёр - 3 балла Участник - 2 балла Региональные: Победитель - 5 баллов Призёр - 4 балла Участник - 3 балла Всероссийские: Победитель - 6 баллов Призёр - 5 баллов Участник - 4 балла Международные: Победитель - 7 баллов Призёр - 6 баллов Участник - 5 баллов | |
Раздел «Моя внеурочная деятельность» | - участие в кружках, секциях, красочность оформления, правильность заполнения данных | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям, посещается 6 и более занятий в неделю; - 3 балла - незначительные замечания -1 балл – недостаточная информация |
Раздел «Мои грамоты и дипломы» | - наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр. | от 0 до 5 баллов за достигнутые достижения |
Раздел «Мои творческие работы» | - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ, заполненной таблицы | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Мои исследовательские работы и проекты» | - наличие исследовательских работ и проектов | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях» | | Школьные: Победитель - 3 балла Призёр - 2 балла Участник - 1 балл Муниципальные: Победитель - 4 балла Призёр - 3 балла Участник - 2 балла Региональные: Победитель - 5 баллов Призёр - 4 балла Участник - 3 балла Всероссийские: Победитель - 6 баллов Призёр - 5 баллов Участник - 4 балла Международные: Победитель - 7 баллов Призёр - 6 баллов Участник - 5 баллов |
Раздел «Мое участие в общественной жизни класса и школы» | - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. | - 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше) - 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений |
Используя данные критерии классные руководители составляют сводную ведомость оценки материалов портфолио и выстраивают рейтинг.
Сводная ведомость оценки материалов портфолио
№ | ФИ | Титульный лист, раздел «Информация обо мне», «Сведения о родителях | Раздел «Моя учебная деятельность» | Раздел «Моя внеурочная деятельность» | Раздел «Мои грамоты и дипломы» | Раздел «Мои творческие работы» | Раздел «Мои исследовательские работы и проекты» | Раздел «Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях» | Раздел «Мое участие в общественной жизни класса и школы» | Общее количество баллов |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
Заполнение портфолио контролируется не только классные руководители, но и ответственным за организацию внеурочной деятельности, который по итогам проверки составляет справку по итогам проверки портфолио общую по всем классам, где ведется курс «Работа с портфолио».
В средней школе для развития навыка самопрезентации проводится защита портфолио. Проходит она в форме доклада (рассказа о себе, своих достижениях). При защите портфолио каждый ученик придерживается регламента (не более двух-трех минут на выступление и столько же для ответов на вопросы). В ходе выступления учащийся должен отразить цели работы, их реализацию, свои основные достижения. Заранее организованная комиссия из классного руководителя и двух учеников оценивает содержание «Портфолио» и его защиту по заранее определенным критериям.
Таким образом, сегодня портфолио становится важным инструментом оценки личностных результатов.