12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спиридонова Татьяна Владимировна832
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Портфолио как инструмент оценки личностных результатов


Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является результат. ФГОС предусматривает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения отдельных курсов, отслеживание которых возможно во время урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений учащихся за определенный период времени.  Портфолио – новый подход к обучению. Важным в работе над ним является взаимодействие между учеником, учителем и родителями. Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребенку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста». Портфолио позволяет поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Основные цели портфолио:

· отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;

· активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;

· индивидуализация образования и социализация обучающегося.

Основные задачи портфолио:

· формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;

· формирование и поддержка учебной мотивации школьников;

· организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;

· введение альтернативных форм оценивания;

· развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.

С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов  портфолио позволяет  решить следующие важные задачи:

- проследить  индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;

- оценить  его образовательные достижения и дополнить результаты  традиционных форм оценивания;

 - учесть  достижения, полученные учеником не только в  школе, но в широком образовательном пространстве: в системе дополнительного и довузовского образования, на олимпиадах и конкурсах, в ходе учебных, производственных  и социальных  практик.

Функции «портфолио».

Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

Целеполагания - поддерживает учебные цели.

Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году.

Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Сегодня портфолио можно использовать в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации), а в дальнейшем при поступлении в учебные заведения. Сегодня в соответствии Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 1147 с 43. поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих. При переходе учащегося с одной ступени обучения на другую. При переходе учащегося из одной школы в другую. При проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса «Лучший ученик класса».

Что касается структуры портфолио, то жестких требований по ведению не существует. Возможна следующая структура:

титульный лист

«Информация обо мне»

«Сведения о родителях

«Моя учебная деятельность»

«Моя внеурочная деятельность»

«Мои грамоты и дипломы»

«Мои творческие работы»

«Мои исследовательские работы и проекты»

«Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях»

«Мое участие в общественной жизни класса и школы».

Именно она принята в нашей школе. В соответствии с данной структурой в течение учебного года классные руководители ведут работу с обучающимися на занятияхвнеурочной деятельности «Работа с портфолио».

Каждое портфолио начинается с титульного листа. Предлагается всем одинаковый, но у учащихся есть возможность внести изменения.

«Информация обо мне». В данном разделе необходимо вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Также необходимо указать свои данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения. Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли ребенка родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей, прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них. Чем старше ребенок, тем больше информации об известных людях содержит данный раздел.

«Сведения о родителях». Здесь надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.

«Моя учебная деятельность». Это большой раздел, который включает в себя ряд подразделов: моя успеваемость, задачи на учебный год, учеба – моя работа, я и школа, участие в олимпиадах, участие в конкурсах. При заполнении данного раздела предлагается учащимся заполнить уже существующие таблицы:

Моя успеваемость

Предмет

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Русский язык






Литература






Математика






История России






Обществознание






География






Биология






Музыка






ИЗО






Физическая культура






Английский язык






Информатика






Технология






Немецкий язык






Химия






Физика






Всеобщая история









Задачи на учебный год


В этом учебном году мне бы хотелось
____________________________________________________
Для этого я должен(-а) сделать
__________________________________

В этом мне мог (могли) бы помочь
____________________________________________________

В школе я записался в следующие кружки и секции
____________________________________________________

Я надеюсь, это даст мне возможность
____________________________________________________

Я не записался в школьные кружки и секции, потому что
____________________________________________________

Учеба – моя работа


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

мои самые большие достижения





у меня не получилось…

потому что…





мои самые яркие впечатления





последнее время я думал (-а) над вопросом










Я и школа

Школа для меня – это ___________________________________________________

Моими любимыми предметами считаю:
1.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________

2.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________

3.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
Изучение следующих предметов вызывает у меня определенные затруднения:

1.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________

2.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________

3.​ 
_______________________________, потому что _________________
____________________________________________________________
Мне было бы легче изучать эти предметы, если бы:
_____________________________________________________________


Участие в олимпиадах

п/п

Класс

Учебный год

Предмет

Уровень (школьный, муниципальный, региональный)

Занятое место, участие

Баллы

1.







2.







3.







4.







5.







Участие в конкурсах

Класс

Название

Уровень (муниципальный, региональный, российский, международный)

Занятое место, участие

Баллы

1.






2.






3.






4.






5.







С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются.    Обучение планированию собственной деятельности начинается с составления карты долгосрочных и краткосрочных планов с обязательным подведением итогов: «Что удалось выполнить? Что не удалось? Почему?» Таким образом, рефлексия становится более сложной: «Почему нравится? Почему не получается?» В конце учебного года обязательно подводится итог, и составляются планы на следующий учебный год.

«Моя внеурочная деятельность». Этот раздел включает в себя: занятость в кружках и секциях, мои грамоты и дипломы.

Занятость в кружках и секциях

Учебный год

Название кружка, секции

Название учреждения

1.




2.




3.




4.




5.





«Мои грамоты и дипломы». Сюда помещаются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня; грамоты за участие в конкурсах; сертификаты; благодарственные письма; свидетельства и т. д. Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.

Разделы «Мои творческие работы», «Мои исследовательские работы и проекты», «Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях» включают в себя материалы ученических проектов, исследований, записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик сам посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка проекта».

Пример листа «Самооценка проекта»

1.В начале этого проекта у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

- доволен, похоже на то, что делаю обычно;

- цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе;

- очень доволен, так как результат отличается от обычного;

- необыкновенный результат, его будет сложно повторить;

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы,  обучающийся проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, способность к саморефлексии.

Раздел «Мое участие в общественной жизни класса и школы». Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Вносятся данные и фотоматериалы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т. д. Так же эту информацию фиксирует классный руководитель в своем портфолио класса.

Чтобы добиться результатов, работа с портфолио должна быть организована и системна. Поэтому в нашей школе классные руководители еженедельно проводят занятия внеурочной деятельностью «Работа с портфолио». В начале учебного года для учащихся мы проводим презентацию портфолио, где они знакомятся с назначением и структурой портфолио, стратегией сбора материала (т.е. происходит мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно создавать портфолио). Далее в течение года проводятся консультации, деловые игры, тренинги. В процессе определенных способов работы, обучающих упражнений формируются умения, необходимые для работы с портфолио и для развития самостоятельности и самоконтроля в обучении в целом.

Каждое портфолио оценивается на основе разработанных критериев.

Критерии оценки материалов портфолио

Раздел

Индикатор

Баллы

Титульный лист, раздел «Информация обо мне», «Сведения о родителях

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото

- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;

- 3 балла - незначительные замечания

-1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото

Раздел «Моя учебная деятельность»

- успеваемость по итогам года

средний балл годовых оценок

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность

- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;

- 3 балла - незначительные замечания

-1 балл – недостаточная информация

-участие в конкурсах, олимпиадах

Школьные:

Победитель - 3 балла

Призёр - 2 балла

Участник - 1 балл

Муниципальные:

Победитель - 4 балла

Призёр - 3 балла

Участник - 2 балла

Региональные:

Победитель - 5 баллов

Призёр - 4 балла

Участник - 3 балла

Всероссийские:

Победитель - 6 баллов

Призёр - 5 баллов

Участник - 4 балла

Международные:

Победитель - 7 баллов

Призёр - 6 баллов

Участник - 5 баллов

Раздел «Моя внеурочная деятельность»

- участие в кружках, секциях, красочность оформления, правильность заполнения данных

- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям, посещается 6 и более занятий в неделю;

- 3 балла - незначительные замечания

-1 балл – недостаточная информация

Раздел «Мои грамоты и дипломы»

- наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр.

от 0 до 5 баллов за достигнутые достижения

Раздел «Мои творческие работы»

- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ, заполненной таблицы

- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;

- 3 балла – количество работ составляет 3-4;

- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои исследовательские работы и проекты»

- наличие исследовательских работ и проектов

- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;

- 3 балла – количество работ составляет 3-4;

- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Участие в спортивных конкурсах

и соревнованиях»



Школьные:

Победитель - 3 балла

Призёр - 2 балла

Участник - 1 балл

Муниципальные:

Победитель - 4 балла

Призёр - 3 балла

Участник - 2 балла

Региональные:

Победитель - 5 баллов

Призёр - 4 балла

Участник - 3 балла

Всероссийские:

Победитель - 6 баллов

Призёр - 5 баллов

Участник - 4 балла

Международные:

Победитель - 7 баллов

Призёр - 6 баллов

Участник - 5 баллов

Раздел «Мое участие в

общественной жизни

класса и школы»

- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.

- 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше)

- 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);

- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений

Используя данные критерии классные руководители составляют сводную ведомость оценки материалов портфолио и выстраивают рейтинг.

Сводная ведомость оценки материалов портфолио

ФИ

Титульный лист, раздел «Информация обо мне», «Сведения о родителях

Раздел «Моя учебная деятельность»

Раздел «Моя внеурочная деятельность»

Раздел «Мои грамоты и дипломы»

Раздел «Мои творческие работы»

Раздел «Мои исследовательские работы и проекты»

Раздел «Участие в спортивных конкурсах

и соревнованиях»

Раздел «Мое участие в

общественной жизни

класса и школы»

Общее количество баллов

1











2











3











4











5












Заполнение портфолио контролируется не только классные руководители, но и ответственным за организацию внеурочной деятельности, который по итогам проверки составляет справку по итогам проверки портфолио общую по всем классам, где ведется курс «Работа с портфолио».

В средней школе для развития навыка самопрезентации проводится защита портфолио. Проходит она в форме доклада (рассказа о себе, своих достижениях).    При защите портфолио каждый ученик придерживается регламента (не более двух-трех минут на выступление и столько же для ответов на вопросы). В ходе выступления учащийся должен отразить цели работы, их реализацию, свои основные достижения. Заранее организованная комиссия из классного руководителя и двух учеников оценивает содержание «Портфолио» и его защиту по заранее определенным критериям. 

Таким образом, сегодня портфолио становится важным инструментом оценки личностных результатов.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.