Итоговая контрольная работа по информатике в 5 классе (По УМК Л. Л. Босовой)
Итоговая контрольная работа по учебному предмету «Информатика»,
5 класс
Предметные планируемые результаты
Обучающийся научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами.
Обучающийся получит возможность:
овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
научиться осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
научиться оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Фрагмент тематического планирования
Тема | Основное содержание | Вид контроля | Форма контроля |
Тема 2. Компьютер (4 часа) | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Тематический контроль | Контрольная работа (карточка) |
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по теме: «Компьютер»
Планируемые результаты.
Обучающийся научится:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы содержит 9 задания, различающихся уровнем сложности.
В заданиях №1 и №2 необходимо выбрать (подчеркнуть) нужные устройства из списка.
В задании №3 необходимо отметить (подчеркнуть) нужные клавиши в списке.
В задании №4 необходимо дать определение информации и привести примеры.
В задании №5 необходимо перечислить виды информации по форме представления и привести примеры.
В задании №6 необходимо определить вид информации.
В задании №7 необходимо дать определения понятиям.
В задании №8 необходимо выбрать (подчеркнуть) информационные процессы.
В задании №9 необходимо привести примеры носителей информации.
Продолжительность контрольной работы
На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.
Кодификатор оценивания контрольной работы.
№ п/п | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды требований к уровню подготовки по кодификатору | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.1 | Б | 1 | 4 |
2 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.1 | В | 3 | 4 |
3 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.4.2 | П | 3 | 4 |
4 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 1.1 | Б | 2 | 4 |
5 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.1 | Б | 5 | 4 |
6 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.1 | В | 3 | 5 |
7 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.4.2 | П | 2 | 5 |
8 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 1.1 | Б | 3 | 5 |
9 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1.4.1 | 2.4.2 | П | 2 | 5 |
Критерии оценивания контрольной работы.
Задания №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 считаются выполненными, если обучающимся представлен ответ, который можно оценить как верный. В заданиях №1 и №2 по 1 баллу начисляется за верно указанный ответ (максимум за первое задание – 1 балл, за второе – 3 балла), в задании №3 каждый верный ответ оценивается в 1 балл (максимум за задание – 3 балла). Задание №4 оценивается в 2 балла, если верно дано понятие и указаны примеры, или 1 балл, если только один пункт содержит верный ответ; в противном случае ставится 0 баллов. В задании №5 1 балл ставится за каждое верно указанное понятие, максимум – 5 баллов. В задании №6 ставится 1 балл за каждый верный пункт (максимум за задание – 3 балла). В задании №7 ставится за два верных определения – 2 балла, за одно – 1 балл, ни одного – 0 баллов (максимум за задание - 2 балла). В задании №8 начисляется по 1 баллу за каждый верный ответ (максимум за задание – 3 балла). В задании №9 начисляется 2 балла за два и более примера, 1 балл – за один пример, 0 баллов – если не указан ни один пример носителя информации (максимум за задание – 2 балла).
Максимальный балл за выполнение работы составляет – 24. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).
Таблица 2
Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале
Количество баллов | Рекомендуемая оценка |
18 – 24 | 5 |
12 – 17 | 4 |
6 – 11 | 3 |
0 - 5 | 2 |
6. Ответы и критерии оценивания выполнения контрольной работы
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Критерии оценивания | Максимальный балл за задание | |||
1 | Процессор | Оперативная память | По 1 баллу за верный ответ | 1 | |||
2 | Сканер, микрофон, мышь | Принтер, монитор, акустические колонки | По 1 баллу за верный ответ | 3 | |||
3 | Shift, Esc, Enter | End, ↑, Home | По 1 баллу за верный ответ | 3 | |||
4 | Информация – это сведения и знания об окружающем нас мире. | Информация – это сведения и знания об окружающем нас мире. | Ответы учащихся и приведенные примеры могут отличаться | 2 | |||
5 | Текстовая, графическая, числовая, звуковая, комбинированная | Текстовая, графическая, числовая, звуковая, комбинированная | Примеры учащихся могут отличаться | 5 | |||
6 | А) Текстовая. Б) Графическая. В) Звуковая. | А) Графическая. Б) Комбинированная. В) Текстовая. | По 1 баллу за верный ответ | 3 | |||
7 | Процессор – это устройство обработки информации. Принтер – это устройство вывода информации. | Клавиатура – это устройство ввода информации. Жесткий диск – это устройства хранения информации. | По 1 баллу за верный ответ | 2 | |||
8 | Разговор по Скайпу, разгадывание сканворда, выполнение самостоятельной работы | Разговор по телефону, разгадывание судоку, выполнение практической работы | По 1 баллу за верный ответ | 3 | |||
9 | Глиняная табличка, пергамент | CD-ROM, флеш-карта | Примеры учащихся могут отличаться | 2 | |||
Максимальный балл за контрольную работу: 24 |
7.Текст контрольной работы.
Вариант 1
1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
1. Внешняя память. 4. Оперативная память.
2. Процессор. 5. Монитор.
3. Клавиатура.
2.Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер.
1. Принтер. 5. Дискета.
2. Процессор. 6. Акустические колонки.
3. Монитор. 7. Микрофон.
4. Сканер. 8. Мышь.
3. Отметьте специальные клавиши.
1. {End}. 6. {®}.
2. {Пробел}. 7. {Enter}.
3. {Shift}. 8. {PageDown}.
4. {Home}.
5. {Esc}.
4. Дайте определение информации. Приведите примеры информации.
5. Перечислите виды информации по форме представления? (5 видов)
6. Определите вид информации:
1) «Сказка о Золотом петушке» А. С. Пушкина.
2) Картина И. Репина «Бурлаки на Волге».
3) Песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» «Кабы не было зимы».
7. Что такое процессор, принтер?
8. Выберите из списка информационные процессы (действия с информацией): (Несколько ответов)
1) Разговор по Скайпу. 4) Письмо другу.
2) Учебник информатики. 5) Выполнение самостоятельной работы.
3) Разгадывание сканворда.
9. Какие вы знаете древние носители информации? Приведите не менее 2 примеров.
Вариант 2
1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
1. Внешняя память.
2. Оперативная память. 4. Процессор.
3. Монитор. 5. Клавиатура.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
1. Принтер. 5. Процессор.
2. Монитор. 6. Сканер.
3. Дискета. 7. Джойстик.
4. Клавиатура. 8. Акустические колонки
3. Отметьте клавиши управления курсором.
1. {End}. 6. {Пробел}.
2. {Shift}. 7. {Home}.
3. {Esc}. 8. {Enter}.
4. {↑}.
5. {®}.
4. Дайте определение информации. Приведите примеры информации.
5. Перечислите виды информации по форме представления? (5 видов)
6. Определите вид информации:
1) Фотография дедушки.
2) Кинофильм «Приключения желтого чемоданчика».
3) Рассказ А. П. Чехова «Каштанка».
7. Что такое клавиатура, жесткий диск?
8. Выберите из списка информационные процессы (действия с информацией): (Несколько ответов)
1) Разговор по телефону. 4) Письмо подруге.
2) Учебник истории. 5) Выполнение практической работы
3) Разгадывание судоку.
9. Какие вы знаете современные носители информации? Приведите не менее 2 примеров.