12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Здерева Светлана Алексеевна21 Я учитель информатики более 10 лет, недавно прошла переподготовку на учителя физики ( мои родители: учителя физики, а папа ещё и информатики) Россия, Ростовская обл., Константиновск |
Рабочая программа по информатике для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа
по информатике
для 8 классов «А», «Б», «В»
(основное общее образование)
Количество часов: 34 часа /1 час в неделю/
Учитель: Здерева С.А.
Программа разработана на основе программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений. Составитель (автор) Босова Л.Л. М. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.
г. Константиновск
2018-2019 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Нормативные документы | 3 |
1.2 | Общая характеристика учебного курса, предмета | 3 |
1.3 | Место учебного предмета, курса в учебном плане | 4 |
2.1 | Содержание учебного предмета, курса | 5 |
2.2 | График прохождения программного материала | 7 |
3. | Календарно-тематическое планирование | 8 |
4. | Планируемые результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки» (в рамках ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предметные) | 11 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Нормативные документы
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, Ростовской области (основное общее образование);
Федеральной примерной программы основного общего образования по предмету информатика и ИКТ, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2018-2019 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования» на 2018-2019 учебный год
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
Базисного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска на 2018-2019 учебный год.
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
Тематического планирования по программе Босова Л.Л. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7–9 классы)» / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Электронное приложение к учебнику 8 класса в авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином:
1.2 Общая характеристика учебного курса, предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне). В предлагаемой авторской программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ
Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
1.3 Место учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ учебный предмет информатика выделяет в качестве самостоятельного предмета инвариантной части и отводит 35 часов для обязательного изучения на этапе основного общего образования в 8 классе, из расчета 1 час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №2 в 8 классе на прохождение программного материала отводится 35 учебных недель, 35 часов в год соответственно (1 час в неделю).
2.1 Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Раздел, тема урока | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся |
1 | Введение | Цели изучения курса информатика. Техника безопасности и организация рабочего места | |
2 | Математичес-кие основы информатики | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности | Аналитическая деятельность: • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения |
3 | Основы алгоритмизации | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов | Аналитическая деятельность: • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
4 | Начала программиро-вания | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль | Аналитическая деятельность: • анализировать готовые программы; • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
2.2 График прохождения программного материала
№ п/п | Раздел | Количество часов | Сроки прохождения | Практическая часть | ||
Тест | Практикум | К.Р. | ||||
1 | Введение | 1 | 03.09 | |||
2 | Математичес-кие основы информатики | 13 | 10.09 – 03.12 | 03.12 | ||
3 | Основы алгоритмизации | 10 | 10.12 – 25.02 | 25.02 | 21.01, 11.02 | |
4 | Начала программиро-вания | 10 | 04.03-13.05 | 13.05 | 01.04, 15.04, 29.04 |
3. Календарно-тематическое планирование (КТП)
на 2018-2019 учебный год
8 классы А, Б, В
№ п/п | раздел, тема урока | кол-во часов | дата проведения | Вид контроля | ||
план | факт | |||||
1. | Введение | 1 | ||||
1.1.1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 03.09 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2. | Математические основы информатики | 13 | ||||
2.1.2 | Общие сведения о системах счисления | 1 | 10.09 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.2.3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | 17.09 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.3.4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. | 1 | 24.09 | Проверочная работа (10 мин) | ||
2.4.5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | 01.10 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.5.6 | Представление целых чисел. | 1 | 08.10 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.6.7 | Представление вещественных чисел | 1 | 15.10 | Проверочная работа (10 мин) | ||
2.7.8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | 22.10 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.8.9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | 29.10 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.9.10 | Свойства логических операций | 1 | 12.11 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.10.11 | Решение логических задач | 1 | 19.11 | Проверочная работа (10 мин) | ||
2.11.12 | Логические элементы | 1 | 26.11 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
2.12.13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа № 1. | 1 | 03.12 | тест | ||
3. | Основы алгоритмизации | 10 | ||||
3.1.14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | 10.12 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
3.2.15 | Способы записи алгоритмов | 1 | 17.12 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
3.3.16 | Объекты алгоритмов | 1 | 24.12 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
3.4.17 | Алгоритмическая конструкция «следование» | 1 | 14.01 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
3.5.18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | 21.01 | Практикум | ||
3.6.19 | Сокращенная форма ветвления | 1 | 28.01 | Проверочная работа (10 мин) | ||
3.7.20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | 04.02 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
3.8.21 | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 11.02 | Практикум | ||
3.9.22 | Цикл с заданным числом повторений | 1 | 18.02 | Проверочная работа (10 мин) | ||
3.10.23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Основы алгоритмизации.» Проверочная работа № 2 | 1 | 25.02 | тест | ||
4. | Начала программирования | 10 | ||||
4.1.24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | 04.03 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
4.2.25 | Организация ввода и вывода данных | 1 | 11.03 | Проверочная работа (10 минут) | ||
4.3.26 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | 18.03 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
4.4.27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | 01.04 | Практикум | ||
4.5.28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | 08.04 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
4.6.29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | 15.04 | Практикум | ||
4.7.30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | 22.04 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
4.8.31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | 29.04 | Практикум | ||
4.9.32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | 06.05 | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||
4.10.33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа № 3 | 1 | 13.05 | тест | ||
5. | Итоговое повторение | 1 | ||||
5.1.34 | Основные понятия курса | 1 | 20.05 | |||
5.2.35 | Урок-игра «Звездный час» | 1 | 27.05 |
4. Планируемые результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки» (в рамках ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки