12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Здерева Светлана Алексеевна21
Я учитель информатики более 10 лет, недавно прошла переподготовку на учителя физики ( мои родители: учителя физики, а папа ещё и информатики)
Россия, Ростовская обл., Константиновск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 
 
 

Рабочая программа

по информатике

для 8 классов «А», «Б», «В»

(основное общее образование)


 

Количество часов: 34 часа /1 час в неделю/

Учитель: Здерева С.А.

Программа разработана на основе программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений. Составитель (автор) Босова Л.Л. М. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.

г. Константиновск

2018-2019 учебный год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Нормативные документы

3

1.2

Общая характеристика учебного курса, предмета

3

1.3

Место учебного предмета, курса в учебном плане

4

2.1

Содержание учебного предмета, курса

5

2.2

График прохождения программного материала

7

3.

Календарно-тематическое планирование

8

4.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки» (в рамках ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предметные)

11

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Нормативные документы

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:

Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, Ростовской области (основное общее образование);

Федеральной примерной программы основного общего образования по предмету информатика и ИКТ, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2018-2019 учебный год;

Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования» на 2018-2019 учебный год

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

Базисного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска на 2018-2019 учебный год.

Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;

Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644

Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;

Тематического планирования по программе Босова Л.Л. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7–9 классы)»  / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

Электронное приложение к учебнику 8 класса в авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

1.2 Общая характеристика учебного курса, предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.

Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне). В предлагаемой авторской программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ

Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.

1.3 Место учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ учебный предмет информатика выделяет в качестве самостоятельного предмета инвариантной части и отводит 35 часов для обязательного изучения на этапе основного общего образования в 8 классе, из расчета 1 час в неделю. С учетом годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №2 в 8 классе на прохождение программного материала отводится 35 учебных недель, 35 часов в год соответственно (1 час в неделю).

2.1 Содержание учебного предмета, курса

п/п

Раздел, тема урока

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

1

Введение

Цели изучения курса информатика. Техника безопасности и организация рабочего места

 

2

Математичес-кие основы информатики

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности

Аналитическая деятельность:

• выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

• анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

• записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

• строить таблицы истинности для логических выражений;

• вычислять истинностное значение логического выражения

3

Основы алгоритмизации

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов

Аналитическая деятельность:

• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

4

Начала программиро-вания

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль:

структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность

• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

2.2 График прохождения программного материала

п/п

Раздел

Количество часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Тест

Практикум

К.Р.

1

Введение

1

03.09

     

2

Математичес-кие основы информатики

13

10.09 – 03.12

03.12

   

3

Основы алгоритмизации

10

10.12 – 25.02

25.02

21.01, 11.02

 

4

Начала программиро-вания

10

04.03-13.05

13.05

01.04, 15.04, 29.04

 

 

3. Календарно-тематическое планирование (КТП)

на 2018-2019 учебный год

8 классы А, Б, В

п/п

раздел, тема урока

кол-во часов

дата проведения

Вид контроля

план

факт

1.

Введение

1

     

1.1.1

Цели изучения курса информатики.

Техника безопасности и организация рабочего места

1

03.09

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.

Математические основы информатики

13

     

2.1.2

Общие сведения о системах счисления

1

10.09

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.2.3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

1

17.09

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.3.4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления.

1

24.09

 

Проверочная работа (10 мин)

2.4.5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

01.10

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.5.6

Представление целых чисел.

1

08.10

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.6.7

Представление вещественных чисел

1

15.10

 

Проверочная работа (10 мин)

2.7.8

Высказывание. Логические операции.

1

22.10

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.8.9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

29.10

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.9.10

Свойства логических операций

1

12.11

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.10.11

Решение логических задач

1

19.11

 

Проверочная работа (10 мин)

2.11.12

Логические элементы

1

26.11

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

2.12.13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа № 1.

1

03.12

 

тест

3.

Основы алгоритмизации

10

     

3.1.14

Алгоритмы и исполнители

1

10.12

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

3.2.15

Способы записи алгоритмов

1

17.12

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

3.3.16

Объекты алгоритмов

1

24.12

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

3.4.17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

14.01

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

3.5.18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

1

21.01

 

Практикум

3.6.19

Сокращенная форма ветвления

1

28.01

 

Проверочная работа (10 мин)

3.7.20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1

04.02

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

3.8.21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

11.02

 

Практикум

3.9.22

Цикл с заданным числом повторений

1

18.02

 

Проверочная работа (10 мин)

3.10.23

Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Основы алгоритмизации.» Проверочная работа № 2

1

25.02

 

тест

4.

Начала программирования

10

     

4.1.24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

04.03

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

4.2.25

Организация ввода и вывода данных

1

11.03

 

Проверочная работа (10 минут)

4.3.26

Программирование линейных алгоритмов

1

18.03

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

4.4.27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

01.04

 

Практикум

4.5.28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

08.04

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

4.6.29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

15.04

 

Практикум

4.7.30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

22.04

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

4.8.31

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

29.04

 

Практикум

4.9.32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

06.05

 

Индивидуальный, фронтальный опрос

4.10.33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа № 3

1

13.05

 

тест

5.

Итоговое повторение

1

     

5.1.34

Основные понятия курса

1

20.05

   

5.2.35

Урок-игра «Звездный час»

1

27.05

   

4. Планируемые результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки» (в рамках ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предметные)

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Критерии оценки знаний

Критерии и нормы оценкиспособы и средства проверки и оценки результатов обучения

Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.


 

Критерии и нормы оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

            Отметка «1»: отсутствие ответа. 


 

Критерии и нормы оценки практического задания

            Отметка «5»:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

            Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.