Календарно-тематическое планирование по информатике для 7 класса (УМК Л. Л. Босова)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лингвистический лицей №25»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ИНФОРМАТИКЕ
для 7 классов
составитель Т.Е. Красноперова
Ижевск, 2018
Календарно-тематический план составлен на основе авторской рабочей программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Календарно-тематический план является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
7 класс
№ |
Тема урока |
Содержание урока |
Виды деятельности учащихся |
УУД, формируемые при изучении раздела (темы) |
Д/з |
Дата |
1 |
Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Информатика. История и перспективы развития. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Истоки информатики: кибернетика, теория информации, теория алгоритмов, архитектура ЭВМ; этапы информационного развития человечества; информационное общество; информатика в школе. Правила поведения в компьютерном кабинете; опасные факторы при работе с вычислительной техникой; рекомендации при работе за персональным компьютером. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Электронное приложение: |
Научатся: выполнять требования по ТБ. Получат возможность: углубить общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики. Аналитическая деятельность: определять опасные факторы при работе с цифровой вычислительно техникой и сводить их вредные воздействия к минимуму. Практическая деятельность: правильно организовать свое компьютерное рабочее место с точки зрения техники безопасности; выполнять правила поведения в компьютерном кабинете. |
Метапредметные УУД: Регулятивные: Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда Познавательные: получают целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; формируется способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; умение работать с учебником Личностные УУД Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
Введение. Выучить технику безопасности |
|
Глава 1. Информация и информационные процессы |
||||||
2 |
Информация и её свойства |
Информация. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Сигнал. Свойства информации. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Электронное приложение: |
Научатся: определять виды информационных сигналов, виды информации по способу восприятия, оценивать информацию с позиции ее свойств Получат возможность: углубить общие представления об информации и еѐ свойствах Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели Познавательные: понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал» Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД Получат представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества |
§1.1, № 1–7 |
|
3 |
Информационные процессы. Обработка информации |
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.
Электронное приложение: |
Научатся: классифицировать информационные процессы; приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике Получат возможность: углубить общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире Аналитическая деятельность классифицировать информационные процессы по принятому основанию |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели Познавательные: навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание значимости информационной деятельности для современного человека. |
§1.2, № 8–13 |
|
4 |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Самостоятельная работа №1 «Информационная деятельность» |
Научатся: приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; строить модель информационного процесса передачи информации Получат возможность: углубить общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире Аналитическая деятельность выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели Познавательные: навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание значимости информационной деятельности для современного человека. |
§1.2, № 15–18. |
|
5 |
Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов |
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Самостоятельная работа №2 «Кодирование информации» |
Научатся: приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; строить модель информационного процесса передачи информации Получат возможность: углубить общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Аналитическая деятельность: приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели Познавательные: навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание значимости информационной деятельности для современного человека. |
§1.2 |
|
6 |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Поиск информации.
Электронное приложение: |
Научатся: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них Получат возможность: расширить представление о WWW как всемирном хранилище информации; сформировать понятие о поисковых системах и принципах их работы Аналитическая деятельность: выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация труда Познавательные: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные УУД владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§1.3, № 19–23 |
111111 |
7 |
Представление информации |
Примеры данных: тексты, числа. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов Электронное приложение: |
Научатся: определять знаковую систему представления информации; устанавливать общее и различия в естественных и формальных языках. Получат возможность: обобщить представления о различных способах представления информации Аналитическая деятельность: приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни Практическая деятельность: оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование Познавательные: понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми |
§1.4, № 24–35 |
|
8 |
Дискретная форма представления информации |
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного Электронное приложение: |
Научатся: понимать отличия между непрерывной формой представления информации и дискретной; кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования Получат возможность: углубить понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. Аналитическая деятельность: выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах Практическая деятельность: определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование Познавательные: понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД навыки концентрации внимания |
§1.5, № 36–54 |
|
9 |
Единицы измерения информации |
Единицы измерения количества информации. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Количество информации, содержащееся в сообщении. Электронное приложение: Презентация «Измерение информации» Самостоятельная работа №3 «Измерение информации» |
Научатся: свободно оперировать с единицами измерения информации; находить информационный объем сообщения Получат возможность: научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита Аналитическая деятельность: выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах Практическая деятельность: оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование Познавательные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД навыки концентрации внимания |
§1.6, № 55–74 |
|
10 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа |
Информация, свойства информации, подходы к измерению информации. Кодирование и декодирование информации, разрядность двоичного кода. .Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. Электронное приложение: Интерактивный тест по теме «Информация и информационные процессы» |
Научатся: кодировать и декодировать информацию по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины; определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности. Получат возможность: углубить представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации Аналитическая деятельность: анализировать отношения в живой природе, технических и социальных Практическая деятельность: оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность) определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Глава 1, № 75 |
|
11 |
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» |
Решение задач на кодирование и декодирование информации, измерение количества информации |
Научатся: кодировать и декодировать информацию по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины; определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности. Получат возможность: углубить представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации; Аналитическая деятельность: выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
Глава 1 |
|
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией |
||||||
12 |
Основные компоненты компьютера и их функции |
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). Электронное приложение: |
Научатся: анализировать устройства компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации Получат возможность: систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях Аналитическая деятельность: анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: обобщѐнные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники |
§2.1, № 76–85 |
|
13 |
Персональный компьютер. |
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Носители информации, используемые в ИКТ. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. Электронное приложение: Презентация «Персональный компьютер» Самостоятельная работа №4 «Устройство компьютера» |
Научатся: называть основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики; Получат возможность: систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях; Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач Практическая деятельность: оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: понимание назначения основных устройств персонального компьютера Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД: понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом |
§2.2, № 86–102 |
|
14 |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Электронное приложение: Презентация «Программное обеспечение компьютера»
Самостоятельная работа №5 «Программное обеспечение» |
Научатся: классифицировать прог-раммное обеспечение персонального компьютера и основных его групп, подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче Получат возможность: научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера Аналитическая деятельность: определять основные характеристики операционной системы Практическая деятельность: исполь-зовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности |
§2.3, № 103–109 |
|
15 |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. |
Научатся: описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров. Получат представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности Получат возможность: научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера Аналитическая деятельность: определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи Личностные УУД понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению |
§2.3, № 103–109 |
|
16 |
Файлы и файловые структуры |
Файл. Типы файлов. Файловая система. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Электронное приложение: Презентация «Файлы и файловые структуры» Самостоятельная работа №6 «Файловая система» |
Научатся: оперировать объектами файловой системы Получат возможность: расширить представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними Аналитическая деятельность: планировать собственное информационное пространство Практическая деятельность: оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера; |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных |
§2.4, № 110–124 |
|
17 |
Пользовательский интерфейс |
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. Электронное приложение: Презентация «Пользовательский интерфейс» Интерактивный тест по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
Научатся: определять назначение элементов пользовательского интерфейса, использовать их для эффективной работы с приложениями Получат возможность: понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя» Аналитическая деятельность: анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству |
§2.5, № 125–126 |
|
18 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 |
Классификация программного обеспечения, аппаратное обеспечение, основные устройства компьютера Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. |
Научатся: классифицировать программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп, оперировать объектами файловой системы Получат возможность: углубить представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач Практическая деятельность: оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
Глава 2, № 127 |
|
Глава 3. Обработка графической информации |
||||||
19 |
Формирование изображения на экране компьютера |
Формирование изображения на экране монитора. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Электронное приложение: Презентация «Формирование изображения на экране монитора» Самостоятельная работа №7 «Компьютерное представление графической информации» |
Научатся: определять основные параметры монитора, получат представление о видеосистеме и способе формирования цвета, научатся решать задачи на вычисление объема видеопамяти Получат возможность: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Практическая деятельность определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе: |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой |
§3.1, № 128–154 |
|
20 |
Компьютерная графика |
Знакомство с растровой и векторной графикой. Форматы графических файлов. Электронное приложение: Презентация «Компьютерная графика» Самостоятельная работа №8 «Способы создания цифровых графических объектов» |
Научатся :различать векторную и растровую графику, определять типы основных графических файлов по расширению, определять размер файла изображения Получат возможность: систематизированные представления о растровой и векторной графике Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД: знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой |
§3.2, № 155–163 |
|
21 |
Создание графических изображений |
Знакомство с графическими редакторами. Интерфейс графических редакторов. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Создание флага Удмуртской республики в графическом редакторе.
Электронное приложение: |
Научатся: основным приемам работы в редакторе Gimp (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом) Получат возможность: систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов Аналитическая деятельность: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач Практическая деятельность: создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой |
§3.3, № 164–171, 173 |
|
22 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа №3 |
Формирование изображения на экране монитора. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д. |
Научатся: различать векторную и растровую графику, определять типы основных графических файлов по расширению, определять размер файла изображения Получат возможность: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Глава 3, № 172 |
|
Глава 4. Обработка текстовой информации |
||||||
23 |
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере |
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.
Электронное приложение: Презентация «Текстовые документы и технологии их создания» Презентация «Создание текстовых документов на компьютере»
Самостоятельная работа №9 «Создание текстовых документов» |
Научатся: применять основные правила создания и редактирования текстовых документов Получат возможность: сформировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. |
§4.1, 4.2 № 174–191 |
|
24 |
Прямое форматирование. Стилевое форматирование |
Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Электронное приложение: |
Научатся: применять основные правила форматирования текста и использовать возможности стилевого форматирования Получат возможность: углубить представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании; углубить представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах Аналитическая деятельность: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
§4.3, № 192–200 |
|
25 |
Визуализация информации в текстовых документах |
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.Запись и выделение изменений. История изменений. Проверка правописания, словари. Оформление таблиц в MS Office Word по темам «Реки Удмуртии» и «Муниципальные районы УР» Электронное приложение: Презентация «Визуализация информации в текстовых документах» |
Научатся: оформлять маркированные и нумерованные списки, создавать таблицы и графические изображения в текст Получат возможность: усовершенствовать умения использования средств структурирования и визуализации текстовой информации Аналитическая деятельность: выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов Практическая деятельность: |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов |
§4.4, № 201–203 |
|
26 |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода |
Компьютерное представление текстовой информации.. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Электронное приложение: Презентация «Инструменты распознава-ния текстов и компьютерного перевода» |
Научатся: использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов Получат возможность: навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией |
§4.5, № 204–205 |
|
27 |
Оценка количественных параметров текстовых документов |
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Электронное приложение: Презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов» Самостоятельная работа №10 «Компьютерное представление текстовой информации» |
Научатся: решать задачи на вычисление информационного объема текстового сообщения Получат возможность: углубить знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов Практическая деятельность: выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251 |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность применять теоретические знания для решения практических задач |
§4.6, № 206–239 |
|
28 |
Оформление реферата История вычислительной техники |
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация
Электронное приложение: Практическая работа Интерактивный тест по теме «Обработка текстовой информации» |
Научатся: основным правилам оформления реферата Получат возможность: закрепить умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев) |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки оформления реферата Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД: понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере |
Реферат по теме «История города Ижевска |
|
29 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. |
Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания |
Научатся: применять основные правила для создания текстовых документов Получат возможность: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Практическая деятельность: выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Глава 4, № 240 |
|
Глава 5. Мультимедиа |
||||||
30 |
Технология мультимедиа. |
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.
Электронное приложение: Презентация «Технология мультимедиа»
Самостоятельная работа №11 «Технологи мультимедиа» |
Научатся: решать задачи на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов Аналитическая деятельность: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
§5.1, № 241–254 |
|
31 |
Компьютерные презентации |
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Электронное приложение: |
Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов
|
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
§5.2, № 241–254 |
|
32 |
Создание мультимедийной презентации на тему |
Композиция и монтаж. Создание презентации «Достопримечательности Ижевска» или «Они прославили Удмуртию»
Практическая работа
Самостоятельная работа №12 «Анимация» |
Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства Практическая деятельность создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
|
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда, коррекция, оценка, способность к волевому усилию Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение слушать и задавать вопросы, контроль, коррекция, оценка действий партнера Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
§5.2, № 241–254 |
|
33 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Контрольная работа №5 |
Возможность дискретного представления мультимедийных данных
|
Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с мультимедийными технологиями Аналитическая деятельность: Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
|
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда, коррекция, оценка, способность к волевому усилию Познавательные: навыки публичного представления результатов своей работы; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера Личностные УУД способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Глава 4, № 255, Подготовится к конт-рольной работе |
|
Годовая контрольная работа |
||||||
34 |
Итоговая контрольная работа. |
Итоговая проверка знаний по темам: Информатика, информация. Персональный компьютер. Обработка тестовой и графической информации. Мультимедиа. |
Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе Аналитическая деятельность: Кодирование информации с использованием различных алфавитов Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; оперировать с единицами измерения количества информации; определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации |
Метапредметные УУД: Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера Личностные УУД понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
СОСТАВ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»