Рабочая программа по предмету «Иформатика» (5 класс, УМК Л. Л. Босовой)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72»
|
|
|
|
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 5 класс
|
|
Разработана: Карповой Натальей Александровной, учитель информатики МАОУ СОШ №72, первая квалификационная категория. |
|
г. Лесной 2018г.
|
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Содержание тем учебного курса
2. Содержательный раздел.
2.1. Место учебного предмета в учебном плане. Характеристика УМК
2.2. Учебный план курса
2.3. Календарно-тематическое планирование
2.4. Требования к уровню подготовки учащихся
2.5. Организация мониторинга учебных достижений
3. Организационный отдел
3.1. Перечень учебно –методического обеспечения
3.2. Список литературы
4. Приложение к программе
5. Итоги реализации рабочей программы и задачи по её коррекции и развитию на следующий год.
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.
Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации.
Темы для изучения:
Модуль «Средства информатизации»
-
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.
Темы для изучения:
-
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение и основные объекты операционной системы.
Персональный компьютер как система.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Электронные таблицы: назначение и основные функции.
Мультимедийные технологии.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА УМК.
Программа рассчитана на 35 часов. Программой предусмотрено проведение:- практических работ – 18
контрольных работ – 4
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 5 класса по информатике и информационно коммуникативным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок «открытия» новых знаний;
урок рефлексии;
урок построения системы знаний;
урок развивающего контроля.
Формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальные;
групповые.
В 5 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.
комплект цифровых образовательных ресурсов;
сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:
№ п/п |
Изменение |
Основание |
Тема 1 «Информация вокруг нас» |
Уменьшение количества часов с 13 ч до 9 ч |
4 часа добавлены на изучение темы «Информационные технологии» |
Тема 2 «Информационные технологии» |
Увеличение количества часов с 13 ч до 17 ч. |
Увеличение количества часов происходит за счет 4 ч. Темы «Информация вокруг нас» в связи с выполнением большого объема практических работ. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (35 ч)
Информация вокруг нас (9 часов)
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.
Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.
Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы
Практическая работа №4. Работаем с электронной почтой.
Клавиатурный тренажер.
Информационные технологии (17 часов)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации
Компьютерный практикум
Практическая работа №5. Вводим текст.
Практическая работа №6. Редактируем текст.
Практическая работа №7. Работаем с фрагментами теста.
Практическая работа №8. Форматируем текст.
Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.
Практическая работа №10 Строим диаграммы.
Практическая работа №11. Изучаем инструменты графического редактора.
Практическая работа №12 Работа с графическими фрагментами.
Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №14. Создаем списки.
Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.
Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.
Информационное моделирование (3 часа)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации (4 часа)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др. Компьютерный практикум
Практическая работа №17. Создаем анимацию.
Практическая работа №18. Создаем слайд-шоу.
2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА.
№
|
Тема
|
Количество часов |
|
Авторская программа Л.Л. Босовой |
Рабочая программа |
||
1 |
Информация вокруг нас. |
13 |
9 |
2 |
Информационные технологии. |
13 |
17 |
3 |
Информационное моделирование |
3 |
3 |
4 |
Элементы алгоритмизации |
4 |
4 |
|
Резерв |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
35 |
35 |
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Информация вокруг нас. |
9 |
4 |
4 |
1 |
2 |
Информационные технологии. |
17 |
3 |
12 |
2 |
3 |
Информационное моделирование |
3 |
3 |
0 |
0 |
4 |
Элементы алгоритмизации |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Резерв |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
35 |
11 |
18 |
4 |
Тематические и итоговые контрольные работы
№ |
Тематика |
Вид |
Форма |
1 |
Информация и информационные процессы |
Тематический контроль |
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
2 |
Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса |
Тематический контроль |
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 |
Обработка информации средствами текстового редактора
|
Тематический контроль |
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
4 |
Информационные процессы и информационные технологии |
Итоговый контроль |
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Метапредметные УУД: П - познавательные, К – коммуникативные, Р – регулятивные
№ п/п |
Дата урока |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся |
Планируемые результаты |
Личностные |
||
предметные результаты |
метапредметные УУД
|
||||||
Информация вокруг нас. 9 часов |
|||||||
|
|
Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас. |
-формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места; - развитие умения работать с текстом, структурировать знания; - формирование интереса к предмету |
Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе
|
П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Р - Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. |
|
|
|
Компьютер - универсальная машина для работы с нформацией |
-формирование представления об устройством компьютера, о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером; - развитие умения организации собственной учебной деятельности; - формирование умений управлять учебной деятельностью |
Знать основные устройства компьютера и их функции |
П - Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. Р - Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
Смыслообразование –представление о роли компьютеров в жизни современногочеловека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
|
|
|
|
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру» |
- формирование представления о различных устройствах ввода информации в компьютер; - развитие умения организации собственной учебной деятельности; - формирование умений управлять учебной деятельностью |
Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. |
П - Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры; К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Р – Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати |
|
|
|
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» |
-актуализировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера; - вспомнить способы взаимодействия пользователя с программами и устройствами компьютера с помощью мыши; - вспомнить способы управления компьютером с помощью меню. |
Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними. |
П - Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером. К - Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
|
|
|
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». |
- раскрыть суть информационного процесса хранения информации; - углубить и систематизировать представления о носителях информации; - рассмотреть понятия файла и папки; - восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке |
Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке. |
П - Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве К - Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия Р – Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция – вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения |
Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
|
|
|
Передача информации Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» |
- формирование представления об информационном процессе передачи информации, о схеме передачи информации; - развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера; - воспитание положительного отношения к труду |
Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества. |
П - Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К - Формулировать собственное мнение, слушать собеседника Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
|
|
|
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». |
- познакомить учащихся с электронной почтой как средством коммуникации; - зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика; - отработать на практике умения написания, отправки и получения электронных писем. работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); |
Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме |
П - Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Р – Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания |
|
|
|
В мире кодов. Способы кодирования информации |
- формирование представления о многообразии окружающих человека кодов, о роли кодирования информации; - развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера; - воспитание положительного отношения к труду |
Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики. |
П - Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника Р – Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни. |
|
|
|
Метод координат
|
- формирование представления о формах представления информации, о методе координат;
|
Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат |
П - Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. К - Планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Р – Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью. |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
|
Информационные технологии 17 часов |
|||||||
|
|
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов |
- формирование представления учащихся о формах представления информации; о тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации; - развитие умения работать с текстом - воспитание положительного отношения к труду |
Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации |
П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание исторических аспектов создания текстовых документов К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника Р – Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов и усвоено, и того, что еще неизвестно |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия |
|
|
|
Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» |
- дать учащимся представление об основных объектах текстового документа; - закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах. - напомнить учащимся основные правила ввода текста;
|
Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке |
П - Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К - Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. |
Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
|
|
|
Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст» |
- формирование представления о фрагменте текстового документа; расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста - развитие умения работать с текстом - воспитание положительного отношения к труду |
Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке |
П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
|
|
|
Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».
|
- дать учащимся представление о фрагменте текстового документа - ввести понятие буфера обмена; - продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования текстовых документов за счет работы с фрагментами ; - закрепит на практике умения работы с фрагментами. - развитие умения работать с текстом - воспитание положительного отношения к труду |
Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста |
П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов К - Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
|
|
|
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
- формирование представления об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере; о возможности компьютера по обработке текстовой информации. - развитие умения работать с текстом - воспитание положительного отношения к труду |
Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы; |
П - Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия |
Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
|
|
|
Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» |
- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации; - дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой информации; - развитие умения работать с текстом - воспитание положительного отношения к труду |
Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать простые таблицы. |
П - Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
|
|
|
Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов» |
- акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации; - дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств ; - закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового процессора. |
Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом |
П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами; К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
|
|
|
Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. |
- расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; - привести примеры использования схем для решения задач. |
Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.
|
П - Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата
|
Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
|
|
|
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». |
- расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; - сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм |
Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы |
П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
|
|
|
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». |
- закрепить умения построения диаграмм; - акцентировать внимание на графических возможностях компьютера; - актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем; - сформировать умение определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений |
Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений
|
П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче К - Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы
|
Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
|
|
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
- закрепить умения работы в графическом редакторе; - познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в графическом редакторе; - сформировать умения создавать сложные графические объекты путѐм преобразования графических фрагментов |
Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации. |
П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели |
Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
|
|
Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
- закрепить умения работы в графическом редакторе; - закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе; - сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы
|
Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов |
П - Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника Р – Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации |
|
|
|
Разнообразие задач обработки информации Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» |
дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи; - привести примеры информационных задач; - дать учащимся представление о двух типах обработки информации; - акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления.
|
Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации |
П - Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей |
|
|
|
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» |
Различать процессы обработки информации. Понимать роль компьютера как инструмента обработки текстовой информации |
Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки |
П - Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
|
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
|
|
|
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
|
Понимать принципы поиска информации, Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях |
Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче. |
П - Умения поиска и выделения необходимой информации ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата
|
Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов использования. |
|
|
|
Кодирование как изменение формы представле-ния информации.
|
Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды |
Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации |
П - Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
Понимание роли информационных процессов в современном Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
|
|
|
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» |
Различать задачи обработки информации. Различать способы преобразования числовой и текстовой информации. Приводить примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания. Приводить примеры обработки информации в результате которой можно получить новую информацию. Анализировать поэтапное преобразование информации в соответствии с блок-схемой. |
Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор
|
П - Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;. К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию
|
|
Информационное моделирование 3 часа |
|||||||
|
|
Преобразование информации путём рассуждений |
|
Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений |
П - Умение анализировать и делать выводы К - Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками Р – Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ |
Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию |
|
|
|
Разработка плана действий и его запись |
Рассматривать план действий как один из возможных результатов решения информационной задачи. Различать формы записи плана действий. Выделять операции в действии; Описывать в речевой форме план действий.Анализировать заданный план действий с точки зрения его эффективности и правильности результата. Сравнивать планы действий с точки зрения их эффективности. |
Представление об обработке информации путем разработки плана действий |
П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. |
Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире |
|
|
|
Запись плана действий в табличной форме |
Понимать процесс преобразования информации путем логических рассуждений как способ обработки информации, ведущий к получению новой информации. Преобразовывать входную информацию в выходную путем логических рассуждений. Закрепить навыки использования графических инструментов. |
Представление об обработке информации путем разработки плана действий; |
П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
Понимание роли информационных процессов в современном мире |
|
Элементы алгоритмизации 4 часа |
|||||||
|
|
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1) |
Обобщать информацию о способах получения новой информации. Различать способы обработки графических изображений и создания движущихся изображений. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint. |
Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану |
П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности |
Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
|
|
|
Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2) |
Разрабатывать собственный сюжет. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint. |
Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации |
П - Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий К - Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.
|
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
|
|
|
Создаём слайд-шоу Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» |
Разрабатывать собственный сюжет. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint. |
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе. |
П - Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Р – Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
|
|
|
Годовая контрольная работа за курс 5 класса |
|
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе |
П - Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении Р – Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала |
|
|
Резерв 2 час |
|||||||
|
|
Резерв учебного времени Итоговое повторение курса
|
Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. Работать с несколькими приложениями одновременно. |
Сохранять графические объекты и презентации в различных форматах |
П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
|
|
|
Резерв учебного времени Итоговое повторение курса
|
|
Публично представлять результаты проектной работы в речевой и наглядной форме. Оценивать работы одноклассников, с точки зрения качества выполненного проекта, реализации сюжетной линии, эстетического оформления. Анализировать допущенные при выполнении работы ошибки. |
П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире |
2.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классах основной школы может быть определена следующими укрупннными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса/практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания |
Отметка |
91-100% |
отлично |
76-90%% |
хорошо |
51-75%% |
удовлетворительно |
менее 50% |
неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ееы на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
оценивается отметкой «5», если ученик: |
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. |
оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: |
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. |
Отметка «3» ставится в следующих случаях: |
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; |
Отметка «2» ставится в следующих случаях: |
не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя. |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
По разделам курса 5 класса предусмотрены 3 контрольные работы и итоговая контрольная работа. Контрольные работы представлены в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов и кратким ответом. В тесте 4 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Контрольная работа № 1 по подразделу «Компьютер». 1 вопрос - на знание определений процессора и оперативной памяти, 2 вопрос – на знание устройств ввода и вывода информации, 3 вопрос – на знание назначения клавиш, 4 вопрос – на знание элементов рабочего стола и окна программы.
Контрольная работа № 2 по теме «Информация вокруг нас». 1 вопрос – на умение определять информационные процессы, 2 вопрос – на знание современных информационных носителей и каналов, 3 вопрос – на знание видов информации, 4 вопрос – на знание форм представления информации.
Контрольная работа № 3 по теме «Текстовый и графический редактор». 1 вопрос – на знание элементов окна приложения WordPad и окна приложения Paint, 2 вопрос – на знание операций редактирования и форматирования текста, 3 вопрос – на знание инструментов графического редактора, 4 вопрос – на умение отличать виды обработки информации.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Итоговая контрольная работа. 1 вопрос – действия с информацией, 2 вопрос – устройства ввода-вывода, 3 вопрос – носители информации, 4 вопрос – элементы окон программ Paint и WordPad, 5 вопрос – понятие редактирования и форматирования текста, 6 вопрос - на знание форм представления информации.
Критерии оценки:
11 - 15 баллов — удовлетворительно;
16 - 19 баллов — хорошо;
20 - 23 баллов — отлично.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
Дополнительная литература:
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
3. Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (12 шт.)
МФУ.
4. Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
операционными система Windows 7
5. Оборудование класса:
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (12 шт.);
стул мягкий (12 шт.);
3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3
МАОУ СОШ №72 Карпова Н.А.