12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Наталья26

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

5 класс

 

 

Разработана:

Карповой Натальей Александровной,

учитель информатики МАОУ СОШ №72,

первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

г. Лесной

2018г.

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Содержание тем учебного курса

 

2. Содержательный раздел.

2.1. Место учебного предмета в учебном плане. Характеристика УМК

2.2. Учебный план курса

2.3. Календарно-тематическое планирование

2.4. Требования к уровню подготовки учащихся

2.5. Организация мониторинга учебных достижений

3. Организационный отдел

3.1. Перечень учебно –методического обеспечения

3.2. Список литературы

4. Приложение к программе

5. Итоги реализации рабочей программы и задачи по её коррекции и развитию на следующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.

 

Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

 

Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации.

Темы для изучения:

Модуль «Средства информатизации»

  1. Информатика и информация.

    Многообразие форм представления информации.

    Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

    Кодирование информации.

    Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.

Темы для изучения:

  1. Аппаратное обеспечение компьютера.

    Виды памяти в компьютере.

    Информационные носители.

    Файл, основные операции с файлами.

    Программное обеспечение компьютера.

    Назначение и основные объекты операционной системы.

    Персональный компьютер как система.

    Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

Текстовый редактор: назначение и основные функции.

Графический редактор: назначение и основные функции.

Калькулятор и его возможности.

Электронные таблицы: назначение и основные функции.

Мультимедийные технологии.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА УМК.

Программа рассчитана на 35 часов. Программой предусмотрено проведение:
  • практических работ – 18

    контрольных работ – 4

 

Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий школьников 5 класса по информатике и информационно коммуникативным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

проблемное обучение;

метод проектов;

ролевой метод.

Основные типы уроков:

урок «открытия» новых знаний;

урок рефлексии;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Формы организации деятельности обучающихся:

индивидуальные;

групповые.

В 5 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся.

 

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.

комплект цифровых образовательных ресурсов;

сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

 

Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:

 

п/п

Изменение

Основание

Тема 1 «Информация вокруг нас»

Уменьшение количества часов с 13 ч до 9 ч

4 часа добавлены на изучение темы «Информационные технологии»

Тема 2 «Информационные технологии»

Увеличение количества часов с 13 ч до 17 ч.

Увеличение количества часов происходит за счет 4 ч. Темы «Информация вокруг нас» в связи с выполнением большого объема практических работ.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (35 ч)

Информация вокруг нас (9 часов)

Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

 

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы

Практическая работа №4. Работаем с электронной почтой.

Клавиатурный тренажер.

 

Информационные технологии (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации

 

Компьютерный практикум

Практическая работа №5. Вводим текст.

Практическая работа №6. Редактируем текст.

Практическая работа №7. Работаем с фрагментами теста.

Практическая работа №8. Форматируем текст.

Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.

Практическая работа №10 Строим диаграммы.

Практическая работа №11. Изучаем инструменты графического редактора.

Практическая работа №12 Работа с графическими фрагментами.

Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №14. Создаем списки.

Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.

Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

 

Информационное моделирование (3 часа)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

 

Элементы алгоритмизации (4 часа)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др. Компьютерный практикум

Практическая работа №17. Создаем анимацию.

Практическая работа №18. Создаем слайд-шоу.


 

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА.

 

 

 

Тема

 

 

Количество часов

Авторская программа Л.Л. Босовой

Рабочая программа

1

Информация вокруг нас.

13

9

2

Информационные технологии.

13

17

3

Информационное моделирование

3

3

4

Элементы алгоритмизации

4

4

 

Резерв

2

2

 

ИТОГО:

35

35

 

п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Теория

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас.

9

4

4

1

2

Информационные технологии.

17

3

12

2

3

Информационное моделирование

3

3

0

0

4

Элементы алгоритмизации

4

1

2

1

5

Резерв

2

2

0

0

 

ИТОГО:

35

11

18

4

 

 

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Форма

1

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

2

Устройства компьютера и основы

пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового редактора

 

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные

технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Метапредметные УУД: П - познавательные, К – коммуникативные, Р – регулятивные

 

п/п

Дата урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

предметные

результаты

метапредметные УУД

 

Информация вокруг нас. 9 часов

 

 

Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

-формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места;

- развитие умения работать с текстом, структурировать знания;

- формирование интереса к предмету

Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе

 

П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Р - Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.

 

 

Компьютер - универсальная машина для работы с нформацией

-формирование представления об устройством компьютера, о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером;

- развитие умения организации собственной учебной деятельности;

- формирование умений управлять учебной деятельностью

Знать основные устройства компьютера и их функции

П - Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Р - Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

 

Смыслообразованиепредставление о роли компьютеров в жизни современногочеловека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

 

 

 

 

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

- формирование представления о различных устройствах ввода информации в компьютер;

- развитие умения организации собственной учебной деятельности;

- формирование умений управлять учебной деятельностью

Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

П - Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры;

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Р – Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати

 

 

Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

-актуализировать общие представления учащихся о программном

обеспечении компьютера;

- вспомнить способы взаимодействия пользователя с программами и

устройствами компьютера с помощью мыши;

- вспомнить способы управления компьютером с помощью меню.

Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними.

П - Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером.

К - Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

 

 

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

- раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

- углубить и систематизировать представления о носителях информации;

- рассмотреть понятия файла и папки;

- восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке

Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей

информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке.

П - Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

К - Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

Р – Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция – вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения

Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

 

 

Передача информации

Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

- формирование представления об информационном процессе передачи информации, о схеме передачи информации;

- развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

- воспитание положительного отношения к труду

Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества.

П - Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К - Формулировать собственное мнение, слушать собеседника

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

 

 

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

- познакомить учащихся с электронной почтой как средством

коммуникации;

- зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика;

- отработать на практике умения написания, отправки и получения

электронных писем.

работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

П - Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Р – Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания

 

 

В мире кодов. Способы кодирования информации

- формирование представления о многообразии окружающих человека кодов, о роли кодирования информации;

- развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

- воспитание положительного отношения к труду

Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики.

П - Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Р – Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии;

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни.

 

 

Метод координат

 

- формирование представления о формах представления информации, о методе координат;

 

Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат

П - Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

К - Планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

Р – Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью.

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Информационные технологии 17 часов

 

 

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

- формирование представления учащихся о формах представления информации;

о тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации;

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание исторических аспектов создания текстовых документов

К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника

Р – Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов и усвоено, и того, что еще неизвестно

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия

 

 

Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»

- дать учащимся представление об основных объектах текстового

документа;

- закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и

текстовых процессорах.

- напомнить учащимся основные правила ввода текста;

 

Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке

П - Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К - Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 

 

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

- формирование представления о фрагменте текстового документа; расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке

П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 

 

Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

 

- дать учащимся представление о фрагменте текстового документа

- ввести понятие буфера обмена;

- продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования

текстовых документов за счет работы с фрагментами ;

- закрепит на практике умения работы с фрагментами.

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста

П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

К - Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

- формирование представления об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере; о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы;

П - Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 

 

Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой

формы представления информации;

- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования

однотипной текстовой информации;

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать

простые таблицы.

П - Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»

- акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы

представления информации;

- дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно

однозначного соответствия между объектами двух множеств ;

- закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового

процессора.

Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом

П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 

 

Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

- расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм

представления информации;

- привести примеры использования схем для решения задач.

Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.

 

П - Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

 

Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 

 

Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

- расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм

представления информации;

- сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм

Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

 

 

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

- закрепить умения построения диаграмм;

- акцентировать внимание на графических возможностях компьютера;

- актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем;

- сформировать умение определять инструменты графического редактора

для выполнения базовых операций по созданию изображений

Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений

 

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

К - Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы

 

Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

 

 

Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

- закрепить умения работы в графическом редакторе;

- познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в

графическом редакторе;

- сформировать умения создавать сложные графические объекты путѐм

преобразования графических фрагментов

Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации.

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели

Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

 

 

Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

- закрепить умения работы в графическом редакторе;

- закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе;

- сформировать умения создавать сложные графические объекты из

простых с предварительным планированием работы

 

Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

П - Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых

К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Р – Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации

 

 

Разнообразие задач обработки информации

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи;

- привести примеры информационных задач;

- дать учащимся представление о двух типах обработки информации;

- акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления.

 

Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации

П - Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей

 

 

Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»

Различать процессы обработки информации. Понимать роль компьютера как инструмента обработки текстовой информации

Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки

П - Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки;

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

 

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».

 

Понимать принципы поиска информации, Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче.

П - Умения поиска и выделения необходимой информации ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

 

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов использования.

 

 

Кодирование как изменение формы представле-ния информации.

 

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды

Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации

П - Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Понимание роли информационных процессов в современном

Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

 

 

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

Различать задачи обработки

информации. Различать способы преобразования числовой и текстовой информации. Приводить примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания. Приводить примеры обработки информации в результате которой можно получить новую информацию. Анализировать поэтапное преобразование информации в соответствии с блок-схемой.

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

 

П - Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;.

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию

 

Информационное моделирование 3 часа

 

 

Преобразование информации путём рассуждений

Анализировать входную информацию: выделять значимые объекты и устанавливать между ними связь. Преобразовывать её в выходную информацию.

 

Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений

П - Умение анализировать и делать выводы

К - Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками

Р – Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию

 

 

Разработка плана действий и его запись

Рассматривать план действий как один из возможных результатов решения информационной задачи. Различать формы записи плана действий. Выделять операции в действии; Описывать в речевой форме план действий.Анализировать заданный план действий с точки зрения его эффективности и правильности результата. Сравнивать планы действий с точки зрения их эффективности.

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

Запись плана действий в табличной форме

Понимать процесс преобразования информации путем логических рассуждений как способ обработки информации,

ведущий к получению новой информации. Преобразовывать входную информацию в выходную путем логических рассуждений. Закрепить навыки использования графических инструментов.

Представление об обработке информации путем разработки плана действий;

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

Элементы алгоритмизации 4 часа

 

 

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1)

Обобщать информацию о способах получения новой информации. Различать способы обработки графических изображений и создания движущихся изображений. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint.

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2)

Разрабатывать собственный сюжет.

Создавать движущиеся изображения с

помощью программы PowerPoint.

Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации

П - Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий

К - Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

 

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

Создаём слайд-шоу

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

Разрабатывать собственный сюжет. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint.

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе.

П - Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р – Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

Годовая контрольная работа за курс 5 класса

 

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе

П - Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Р – Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала

 

Резерв 2 час

 

 

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса

 

Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. Работать с несколькими приложениями одновременно.

Сохранять графические объекты и презентации в различных форматах

П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса

 

Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. Работать с несколькими приложениями одновременно. Сохранять графические объекты и презентации в различных форматах.

 

Публично представлять результаты проектной работы в речевой и наглядной форме. Оценивать работы одноклассников, с точки зрения качества выполненного проекта, реализации сюжетной линии, эстетического

оформления. Анализировать допущенные при выполнении работы ошибки.

П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классах основной школы может быть определена следующими укрупннными тематическими блоками (разделами):

информация вокруг нас;

информационные технологии;

информационное моделирование;

алгоритмика.

 

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам

представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны

способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать круговые и столбиковые диаграммы;

применять простейший графический редактор для создания и редактирования

простых рисунков;

использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические

изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Ученик научится:

понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

 

 

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

 

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса/практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

 

При выполнении практической работы и контрольной работы. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ееы на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

 

По разделам курса 5 класса предусмотрены 3 контрольные работы и итоговая контрольная работа. Контрольные работы представлены в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов и кратким ответом. В тесте 4 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Контрольная работа № 1 по подразделу «Компьютер». 1 вопрос - на знание определений процессора и оперативной памяти, 2 вопрос – на знание устройств ввода и вывода информации, 3 вопрос – на знание назначения клавиш, 4 вопрос – на знание элементов рабочего стола и окна программы.

Контрольная работа № 2 по теме «Информация вокруг нас». 1 вопрос – на умение определять информационные процессы, 2 вопрос – на знание современных информационных носителей и каналов, 3 вопрос – на знание видов информации, 4 вопрос – на знание форм представления информации.

Контрольная работа № 3 по теме «Текстовый и графический редактор». 1 вопрос – на знание элементов окна приложения WordPad и окна приложения Paint, 2 вопрос – на знание операций редактирования и форматирования текста, 3 вопрос – на знание инструментов графического редактора, 4 вопрос – на умение отличать виды обработки информации.

Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Итоговая контрольная работа. 1 вопрос – действия с информацией, 2 вопрос – устройства ввода-вывода, 3 вопрос – носители информации, 4 вопрос – элементы окон программ Paint и WordPad, 5 вопрос – понятие редактирования и форматирования текста, 6 вопрос - на знание форм представления информации.

Критерии оценки:

11 - 15 баллов — удовлетворительно;

16 - 19 баллов — хорошо;

20 - 23 баллов — отлично.

 

 


 


 


 


 


 


 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

 

Дополнительная литература:

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

 

3. Технические средства обучения:

классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска

персональный компьютер для учителя;

персональный компьютер для учащихся (12 шт.)

МФУ.

4. Программные средства обучения:

обучающие компьютерные программы;

программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.

операционными система Windows 7

5. Оборудование класса:

стол учительский;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

стол компьютерный (12 шт.);

стул мягкий (12 шт.);

3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3

 


 


 

МАОУ СОШ №72 Карпова Н.А.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.