12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Зиновейкина Надежда19 «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Библия, Книга Екклесиаста, глава 11, стих 1) Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «Педагогическая гостиная» |
Календарно-тематическое планирование по Информатика и ИКТ, 5 класс
№ п/п | Дата | Тема (раздел), Тема урока | Виды деятельности учащихся, в том числе с учетом индивидуального подхода | Планируемые результаты | Раздел учебника | Д/з | |||
План | Факт | Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | |||||
Раздел 1. Информация вокруг нас (18 часов) | |||||||||
1 | 03.09 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | Презентация «Информация вокруг нас». Презентация «Техника безопасности». Лекция с беседой, решение упражнений в РТ. | Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. | §1 | §1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. | |
2 | 10.09 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | Презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »; Презентация «Компьютер на службе у человека». Беседа, решение упражнений в РТ. | Знание основных устройств компьютера и их функций. | Основы ИКТ- компетентности. | Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | §2 | §2, РТ: №12, №13, №14, №23. | |
3 | 17.09 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» | Презентация «Ввод информации в память компьютера». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. | Основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры. | Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. | §3 | §3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36, №37. | |
4 | 24.09 | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Знакомство с компьютерной мышью». | Презентация «Управление компьютером». Беседа, решение упражнений Практическая работа | Общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером. | Основы ИКТ- компетентности; навыки управления Компьютером. | Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере. | §4 | §4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника. | |
5 | 01.10 | Хранение информации Практическая работа №3 «Создание и сохранение файлов». | Презентация «Хранение информации»; презентация «Носители информации»; презентация «Хранение информации: история и современность». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации. | Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве. | Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | §5 | §5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69. | |
6 | 08.10 | Передача информации | Презентация «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации». Беседа, решение упражнений. | Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации. | Понимание единой сущности процесса передачи информации. | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | §6 | §6; РТ: №70, №72, №74, №75 | |
7 | 15.10 | Электронная почта Практическая работа №4 «Знакомство с компьютерным меню». | Презентация «Передача информации». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме. | Основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма. | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | §6 (3) | §6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. | |
8 | 22.10 | К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации | Презентация «Кодирование информации». Беседа, решение упражнений. Контрольная работа | Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | §7(1, 2) | §7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя). | |
9 | 29.10 | Метод координат | Презентация «Кодирование информации». Беседа, решение упражнений. | Представление о методе координат. | Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | §7(3) | §7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. Дополнительное задание: №101. | |
10 | 12.11 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Презентация «Текстовая информация»; презентация «Цепочки слов». Беседа, решение упражнений. | Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации. | Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §8 (1, 3) | §8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. | |
11 | 19.11 | Основные объекты текстового документа. Практическая работа №5 «Ввод текста». | Презентация «Текстовая информация» Файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке. | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §8 (2, 4) | §8 (2, 4); РТ: №111, №103. | |
12 | 26.11 | Редактирование текста Практическая работа №6 «Редактирование текста». | Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §8 (5) | §8 (5); РТ: №110, №112. | |
13 | 03.12 | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работа с фрагментами текста». | Презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов. | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §8 (5) | §8 (5); РТ: №113, №114, №115. | |
14 | 10.12 | Форматирование текста Практическая работа №8 «Форматирование текста». | Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы. | Основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §8 | §8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. | |
15 | 17.12 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создание простых таблиц» | Презентация «Представление информации в форме таблиц». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы. | Основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §9 (1) | §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | |
16 | 24.12 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №10 «Создание простых таблиц» | Презентация «Табличный способ решения логических задач». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Умение представлять информацию в табличной форме. | Основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §9 (2) | §9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129. | |
17 | 14.01 | Разнообразие наглядных форм представления информации | Презентация «Наглядные формы представления информации»; презентация «Поезда»; презентация «Теплоходы». Беседа, решение упражнений | Умение представлять информацию в наглядной форме | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | §10 (1, 2) | §10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. | |
18 | 21.01 | Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 по теме «Формы представления информации». | Презентация «Наглядные формы представления информации» Беседа, решение упражнений. Контрольная работа | Умение строить столбиковые и круговые диаграммы. | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | §10 (5) | §10 (5); РТ: №134, №135, №136. | |
Раздел 2. Информационные технологии (16 часов) | |||||||||
19 | 28.01 | Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | Презентация «Компьютерная графика»; файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. Беседа, решение упражнений | Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией. | Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 11 (1, 2) | § 11 (1, 2); РТ: №138, №139. | |
20 | 04.02 | Преобразование графических изображений Практическая работа №11 «Работа с графическими фрагментами». | Презентация «Компьютерная графика»; файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической Информации. | Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 11 (2, 3) | § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. | |
21 | 11.02 | Создание графических изображений Практическая работа №12 «Планирование работы в графическом редакторе» | Презентация «Компьютерная графика»; презентация «Планируем работу в графическом редакторе». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. | Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 11 | § 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. | |
22 | 18.02 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений | Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | § 12 (1, 2) | § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. | |
23 | 25.02 | Списки – способ упорядочивания информации Практическая работа №13 «Создание списков». | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файлы-заготовки: Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки. | Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 12 (2) | § 12 (2); РТ: №151, №52. | |
24 | 04.03 | Поиск информации Практическая работа №14 «Поиск информации в сети Интернет». | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файл-заготовка Клавиатура.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление о поиске информации как информационной задаче. | Умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации. | Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования. | § 12 (3) | § 12 (3); РТ: №153, №154, №155. | |
25 | 11.03 | Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений. Контрольная работа | Представление о кодировании как изменении формы представления информации. | Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | § 12 (4) | § 12 (4); РТ: №158, №159, №162. | |
26 | 18.03 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №15 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор». | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам. | Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | § 12 (5) | § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173 | |
27 | 25.03 | Преобразование информации путем рассуждений | Презентация «Обработка информации»; презентация «Задача о напитках»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений | Представление об обработке информации путём логических рассуждений. | Умение анализировать и делать выводы. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | § 12 (6) | § 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ. | |
28 | 08.04 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации» Беседа, решение упражнений | Представление об обработке информации путём разработки плана действий. | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | §12 (7) | §12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ | |
29 | 15.04 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; логическая игра «Переливашки» Беседа, решение упражнений | Представление об обработке информации путём разработки плана действий. | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | §12 (7) | §12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. | |
30 | 22.04 | Создание движущихся изображений Практическая работа №16 «Создание анимации» | Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема «Св_тема Беседа, решение упражнений Практическая работа | Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | Понимание роли информационных процессов в современном мире | § 2.12 | § 2.12, №21 в учебнике. | |
31 | 29.04 | Создание анимации по собственному замыслу Практическая работа №17 «Создание анимации» | Беседа, решение упражнений. Практическая работа | Навыки работы с редактором презентаций. | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | --- | Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики. | |
32 | 06.05 | Создание итогового мини-проекта Практическая работа № 18 «Итоговое повторение» | Беседа, практическая работа: выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»; 2) создать рисунок в графическом редакторе; 3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ; | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | --- | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | |
33 | 13.05 | К.р.№4. Итоговое повторение. | Контрольная работа | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | --- | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | |
34 | 20.05 | Итоговое повторение. Практическая работа № 19 «Итоговое повторение» | Беседа, практическая работа выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать анимацию на свободную тему; 2) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса; 3) создать презентацию «История письменности». | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. | Понимание роли информационных процессов в современном мире. | --- | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | |
35 | 27.05 | Итоговое повторение. | --- |