Календарно-тематическое планирование по Информатика и ИКТ, 5 класс

2
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

п/п

Дата

Тема (раздел),

Тема урока

Виды деятельности уча­щихся, в том числе с учетом индивидуального подхода

Планируемые результаты

Раздел учебника

Д/з

План

Факт

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

Раздел 1. Информация вокруг нас (18 часов)

1

03.09

 

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

Презентация «Информация вокруг нас».

Презентация «Техника безопасности».

Лекция с беседой, решение упражнений в РТ.

Общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах.

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику.

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

§1

§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10.

2

10.09

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;

Презентация «Компьютер на службе у человека».

Беседа, решение упражнений в РТ.

Знание основных устройств компьютера и их функций.

Основы ИКТ- компетентности.

Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

§2

§2, РТ: №12, №13, №14, №23.

3

17.09

 

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой»

Презентация «Ввод информации в память компьютера».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

Основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры.

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

§3

§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36,

37.

4

24.09

 

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Знакомство с компьютерной мышью».

Презентация «Управление компьютером».

Беседа, решение упражнений

Практическая работа

Общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером.

Основы ИКТ- компетентности; навыки управления

Компьютером.

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере.

§4

§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34

учебника.

5

01.10

 

Хранение информации

Практическая работа №3 «Создание и сохранение

файлов».

Презентация «Хранение информации»; презентация «Носители информации»; презентация «Хранение информации: история и современность».

Беседа, решение упражнений.

Практическая работа

Общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации.

Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве.

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

§5

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69.

6

08.10

 

Передача информации

Презентация «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации».

Беседа, решение упражнений.

Общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации.

Понимание единой сущности процесса передачи информации.

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

§6

§6; РТ: №70, №72, №74, №75

7

15.10

 

Электронная почта

Практическая работа №4 «Знакомство с компьютерным меню».

Презентация «Передача информации».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме.

Основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма.

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

§6 (3)

§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78.

8

22.10

 

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера.

Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования информации

Презентация «Кодирование информации».

Беседа, решение упражнений.

Контрольная работа

Общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах

кодирования.

Умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

§7(1, 2)

§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя).

9

29.10

 

Метод координат

Презентация «Кодирование информации».

Беседа, решение упражнений.

Представление о методе координат.

Понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

§7(3)

§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100.

Дополнительное задание: №101.

10

12.11

 

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Презентация «Текстовая информация»; презентация «Цепочки слов».

Беседа, решение упражнений.

Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации.

Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§8 (1, 3)

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.

11

19.11

 

Основные объекты текстового документа.

Практическая работа №5 «Ввод текста».

Презентация «Текстовая информация»

Файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке.

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§8 (2, 4)

§8 (2, 4); РТ: №111, №103.

12

26.11

 

Редактирование текста

Практическая работа №6 «Редактирование текста».

Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,

Пословицы.rtf, Большой.rtf

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление о редактировании как этапе создания

текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§8 (5)

§8 (5); РТ: №110, №112.

13

03.12

 

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работа с фрагментами текста».

Презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов;

3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,

Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов.

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§8 (5)

§8 (5); РТ: №113, №114, №115.

14

10.12

 

Форматирование текста

Практическая работа №8 «Форматирование текста».

Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление о форматировании как этапе создания

текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы.

Основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§8

§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119.

15

17.12

 

Представление информации в форме таблиц. Структура

таблицы.

Практическая работа №9 «Создание простых таблиц»

Презентация «Представление информации в форме таблиц».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы.

Основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§9 (1)

§9 (1); РТ: №121, №123, №124.

16

24.12

 

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №10 «Создание простых таблиц»

Презентация «Табличный способ решения логических задач».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Умение представлять информацию в табличной форме.

Основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§9 (2)

§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129.

17

14.01

 

Разнообразие наглядных форм представления информации

Презентация «Наглядные формы представления информации»; презентация «Поезда»; презентация «Теплоходы».

Беседа, решение упражнений

Умение представлять информацию в наглядной форме

Умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§10 (1, 2)

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.

18

21.01

  Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 по теме «Формы представления информации».

Презентация «Наглядные формы представления информации»

Беседа, решение упражнений. Контрольная работа

Умение строить столбиковые и круговые диаграммы.

Умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§10 (5)

§10 (5); РТ: №134, №135, №136.

Раздел 2. Информационные технологии (16 часов)

19

28.01

 

Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора

Презентация «Компьютерная графика»; файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Беседа, решение упражнений

Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией.

Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 11 (1, 2)

§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139.

20

04.02

 

Преобразование графических изображений

Практическая работа №11 «Работа с графическими фрагментами».

Презентация «Компьютерная графика»; файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

Информации.

Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 11 (2, 3)

§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144.

21

11.02

 

Создание графических изображений

Практическая работа №12 «Планирование работы в графическом редакторе»

Презентация «Компьютерная графика»; презентация «Планируем работу в графическом редакторе».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 11

§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146.

22

18.02

 

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации».

Беседа, решение упражнений

Представление об информационных задачах и их

разнообразии; представление о двух типах обработки информации

Умение выделять общее; представления о подходах к

упорядочению (систематизации) информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§ 12 (1, 2)

§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150.

23

25.02

 

Списки – способ упорядочивания информации

Практическая работа №13 «Создание списков».

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление о списках как способе упорядочивания

информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки.

Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 12 (2)

§ 12 (2); РТ: №151, №52.

24

04.03

 

Поиск информации

Практическая работа №14 «Поиск информации в сети Интернет».

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файл-заготовка Клавиатура.rtf.

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление о поиске информации как информационной задаче.

Умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации.

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования.

§ 12 (3)

§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155.

25

11.03

 

Кодирование как изменение формы представления

информации

К.р.№3 по теме «Обработка информации»

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации».

Беседа, решение упражнений. Контрольная работа

Представление о кодировании как изменении формы представления информации.

Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

§ 12 (4)

§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.

26

18.03

 

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №15 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор».

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации».

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Представление об обработке информации путём её

преобразования по заданным правилам.

Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

§ 12 (5)

§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173

27

25.03

 

Преобразование информации путем рассуждений

Презентация «Обработка информации»; презентация «Задача о напитках»; плакат «Обработка информации».

Беседа, решение упражнений

Представление об обработке информации путём логических рассуждений.

Умение анализировать и делать выводы.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

§ 12 (6)

§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ.

28

08.04

 

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»

Беседа, решение упражнений

Представление об обработке информации путём разработки плана действий.

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

§12 (7)

§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ

29

15.04

 

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; логическая игра «Переливашки»

Беседа, решение упражнений

Представление об обработке информации путём разработки плана действий.

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

§12 (7)

§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ.

30

22.04

 

Создание движущихся изображений

Практическая работа №16 «Создание анимации»

Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,

«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»

Беседа, решение упражнений Практическая работа

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимание роли информационных процессов в современном мире

§ 2.12

§ 2.12, №21 в учебнике.

31

29.04

 

Создание анимации по собственному замыслу

Практическая работа №17 «Создание анимации»

Беседа, решение упражнений. Практическая работа

Навыки работы с редактором презентаций.

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

---

Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики.

32

06.05

 

Создание итогового мини-проекта

Практическая работа № 18 «Итоговое повторение»

Беседа, практическая работа:

выполнить следующие работы по собственному замыслу:

1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»;

2) создать рисунок в графическом редакторе;

3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ;

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

---

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

33

13.05

 

К.р.№4. Итоговое повторение.

Контрольная работа

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

---

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

34

20.05

 

Итоговое повторение.

Практическая работа № 19 «Итоговое повторение»

Беседа, практическая работа

выполнить следующие работы по собственному замыслу:

1) создать анимацию на свободную тему;

2) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса;

3) создать презентацию «История письменности».

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность.

Понимание роли информационных процессов в современном мире.

---

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

35

27.05

 

Итоговое повторение.

---

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей