Календарно-тематическое планирование по Информатика и ИКТ (5 класс, УМК Л. Л. Босовой, УМК Н. Д. Угринович)
№ п/п |
Дата |
Тема (раздел), Тема урока |
Виды деятельности учащихся, в том числе с учетом индивидуального подхода |
Планируемые результаты |
Раздел учебника |
Д/з |
|||
План |
Факт |
Предметные |
Метапредмет-ные |
Личностные |
|||||
Раздел 1. Информация вокруг нас (18 часов) |
|||||||||
1 |
03.09 |
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. |
Презентация «Информация вокруг нас». Презентация «Техника безопасности». Лекция с беседой, решение упражнений в РТ. |
Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. |
Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. |
Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. |
§1 |
§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. |
|
2 |
10.09 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
Презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »; Презентация «Компьютер на службе у человека». Беседа, решение упражнений в РТ. |
Знание основных устройств компьютера и их функций. |
Основы ИКТ- компетентности. |
Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). |
§2 |
§2, РТ: №12, №13, №14, №23. |
|
3 |
17.09 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» |
Презентация «Ввод информации в память компьютера». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. |
Основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры. |
Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. |
§3 |
§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36, №37. |
|
4 |
24.09 |
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Знакомство с компьютерной мышью». |
Презентация «Управление компьютером». Беседа, решение упражнений Практическая работа |
Общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером. |
Основы ИКТ- компетентности; навыки управления Компьютером. |
Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере. |
§4 |
§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника. |
|
5 |
01.10 |
Хранение информации Практическая работа №3 «Создание и сохранение файлов». |
Презентация «Хранение информации»; презентация «Носители информации»; презентация «Хранение информации: история и современность». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации. |
Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве. |
Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
§5 |
§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69. |
|
6 |
08.10 |
Передача информации |
Презентация «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации». Беседа, решение упражнений. |
Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации. |
Понимание единой сущности процесса передачи информации. |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
§6 |
§6; РТ: №70, №72, №74, №75 |
|
7 |
15.10 |
Электронная почта Практическая работа №4 «Знакомство с компьютерным меню». |
Презентация «Передача информации». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме. |
Основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма. |
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
§6 (3) |
§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. |
|
8 |
22.10 |
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации |
Презентация «Кодирование информации». Беседа, решение упражнений. Контрольная работа |
Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. |
Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
§7(1, 2) |
§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя). |
|
9 |
29.10 |
Метод координат |
Презентация «Кодирование информации». Беседа, решение упражнений. |
Представление о методе координат. |
Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. |
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
§7(3) |
§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. Дополнительное задание: №101. |
|
10 |
12.11 |
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
Презентация «Текстовая информация»; презентация «Цепочки слов». Беседа, решение упражнений. |
Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации. |
Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§8 (1, 3) |
§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. |
|
11 |
19.11 |
Основные объекты текстового документа. Практическая работа №5 «Ввод текста». |
Презентация «Текстовая информация» Файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке. |
Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§8 (2, 4) |
§8 (2, 4); РТ: №111, №103. |
|
12 |
26.11 |
Редактирование текста Практическая работа №6 «Редактирование текста». |
Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке |
Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§8 (5) |
§8 (5); РТ: №110, №112. |
|
13 |
03.12 |
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работа с фрагментами текста». |
Презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, 100.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов. |
Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§8 (5) |
§8 (5); РТ: №113, №114, №115. |
|
14 |
10.12 |
Форматирование текста Практическая работа №8 «Форматирование текста». |
Презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»; файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы. |
Основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§8 |
§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. |
|
15 |
17.12 |
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создание простых таблиц» |
Презентация «Представление информации в форме таблиц». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы. |
Основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§9 (1) |
§9 (1); РТ: №121, №123, №124. |
|
16 |
24.12 |
Табличное решение логических задач. Практическая работа №10 «Создание простых таблиц» |
Презентация «Табличный способ решения логических задач». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Умение представлять информацию в табличной форме. |
Основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§9 (2) |
§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129. |
|
17 |
14.01 |
Разнообразие наглядных форм представления информации |
Презентация «Наглядные формы представления информации»; презентация «Поезда»; презентация «Теплоходы». Беседа, решение упражнений |
Умение представлять информацию в наглядной форме |
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§10 (1, 2) |
§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. |
|
18 |
21.01 |
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 по теме «Формы представления информации». |
Презентация «Наглядные формы представления информации» Беседа, решение упражнений. Контрольная работа |
Умение строить столбиковые и круговые диаграммы. |
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§10 (5) |
§10 (5); РТ: №134, №135, №136. |
|
Раздел 2. Информационные технологии (16 часов) |
|||||||||
19 |
28.01 |
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора |
Презентация «Компьютерная графика»; файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. Беседа, решение упражнений |
Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией. |
Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§ 11 (1, 2) |
§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139. |
|
20 |
04.02 |
Преобразование графических изображений Практическая работа №11 «Работа с графическими фрагментами». |
Презентация «Компьютерная графика»; файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической Информации. |
Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§ 11 (2, 3) |
§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. |
|
21 |
11.02 |
Создание графических изображений Практическая работа №12 «Планирование работы в графическом редакторе» |
Презентация «Компьютерная графика»; презентация «Планируем работу в графическом редакторе». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. |
Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§ 11 |
§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. |
|
22 |
18.02 |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений |
Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации |
Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§ 12 (1, 2) |
§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. |
|
23 |
25.02 |
Списки – способ упорядочивания информации Практическая работа №13 «Создание списков». |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки. |
Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
§ 12 (2) |
§ 12 (2); РТ: №151, №52. |
|
24 |
04.03 |
Поиск информации Практическая работа №14 «Поиск информации в сети Интернет». |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; файл-заготовка Клавиатура.rtf. Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление о поиске информации как информационной задаче. |
Умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации. |
Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования. |
§ 12 (3) |
§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155. |
|
25 |
11.03 |
Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений. Контрольная работа |
Представление о кодировании как изменении формы представления информации. |
Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
§ 12 (4) |
§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162. |
|
26 |
18.03 |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №15 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор». |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам. |
Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
§ 12 (5) |
§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173 |
|
27 |
25.03 |
Преобразование информации путем рассуждений |
Презентация «Обработка информации»; презентация «Задача о напитках»; плакат «Обработка информации». Беседа, решение упражнений |
Представление об обработке информации путём логических рассуждений. |
Умение анализировать и делать выводы. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
§ 12 (6) |
§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ. |
|
28 |
08.04 |
Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации» Беседа, решение упражнений |
Представление об обработке информации путём разработки плана действий. |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
§12 (7) |
§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ |
|
29 |
15.04 |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; логическая игра «Переливашки» Беседа, решение упражнений |
Представление об обработке информации путём разработки плана действий. |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
§12 (7) |
§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. |
|
30 |
22.04 |
Создание движущихся изображений Практическая работа №16 «Создание анимации» |
Презентация «Обработка информации»; плакат «Обработка информации»; образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt» Беседа, решение упражнений Практическая работа |
Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
Понимание роли информационных процессов в современном мире |
§ 2.12 |
§ 2.12, №21 в учебнике. |
|
31 |
29.04 |
Создание анимации по собственному замыслу Практическая работа №17 «Создание анимации» |
Беседа, решение упражнений. Практическая работа |
Навыки работы с редактором презентаций. |
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
--- |
Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики. |
|
32 |
06.05 |
Создание итогового мини-проекта Практическая работа № 18 «Итоговое повторение» |
Беседа, практическая работа: выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»; 2) создать рисунок в графическом редакторе; 3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ; |
Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. |
Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
--- |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
|
33 |
13.05 |
К.р.№4. Итоговое повторение. |
Контрольная работа |
Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. |
Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
--- |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
|
34 |
20.05 |
Итоговое повторение. Практическая работа № 19 «Итоговое повторение» |
Беседа, практическая работа выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать анимацию на свободную тему; 2) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса; 3) создать презентацию «История письменности». |
Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. |
Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность. |
Понимание роли информационных процессов в современном мире. |
--- |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
|
35 |
27.05 |
Итоговое повторение. |
--- |