Рабочая программа по информатике 10 класса (УМК Л. Л. Босовой)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
10 класс
на 2019-2020 учебный год
Учебник «Информатика, 10», авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», М., 2017
Содержание
1 раздел | Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Информатика» | 2-8 |
2 раздел | Содержание учебного предмета | 9-12 |
3 раздел | Календарно-тематическое планирование уроков информатики на 2019-2020 учебный год. | 13-21 |
1 раздел
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Информатика»
Программа по информатике для 10 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и методическим пособием «Информатика 10-11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, М., Бином, Лаборатория знаний, 2016.
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа разработана в соответствии с учебником «Информатика, 10», авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», М., 2017 и является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы.
Согласно примерной основной образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10 классе отводится 35 часов учебного времени (1урок в неделю).
Вклад учебного предмета в достижение целей
основного общего образования
Современный этап развития России, определяемый масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Соответствующий социальный заказ отражен в Указах Президента РФ, решениях Правительства РФ и международных документах.
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций ученика, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10 классе должно обеспечить:
• сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
• сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
• сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
• сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
• принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
• создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
• сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
• основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
• междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
• понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
• умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
• осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область информатики.
Каждый ученик, изучающий курс информатики базового уровня, может научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.
Мотивированный ученик, изучающий курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять большинство заданий повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучающий курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять отдельные задания высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Для этого на уроках информатики в 10классе в практической части предусмотрен разбор решений заданий ЕГЭ в упрощенном виде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
• личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Информатика и информационные процессы
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
Ученик на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
Ученик на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
–научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–использовать знания о дискретизации данных в научных исследования наук и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Ученик на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Ученик на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
Виды учебно-познавательной деятельности учащихсяНа уроках информатики и при выполнении домашних заданий учащимся могут быть предложены следующие основные виды деятельности:
слушание объяснений учителя;
просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов, других учебных видеоматериалов;
участие в дискуссии по изучаемому материалу;
самостоятельная работа с учебником;
анализ таблиц, схем, графиков, чертежей и других информационных моделей;
анализ проблемных ситуаций;
построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
отбор и сравнение материала из нескольких источников;
самостоятельная работа с интерактивным программным обеспечением;
работа с раздаточным материалом;
моделирование;
систематизация учебного материала;
решение текстовых количественных и качественных задач;
разработка алгоритмов решения задач;
запись алгоритмов на языке программирования;
редактирование программ
выполнение фронтальных лабораторных работ;
выполнение работ компьютерного практикума;
подготовка сообщений, докладов и рефератов, подготовка презентаций по заданной теме;
слушание и анализ ответов или выступлений одноклассников;
выполнение контрольных заданий;
оценка своих достижений на уроке;
В таблице 4 представлена детализация ряда основных видов учебно- познавательной деятельности учащихся при изучении на базовом уровне каждого тематического блока курса информатики в 10 классе.
Таблица 4
№ | Название тематического блока в соответствии с ПОО СОО | Виды деятельности |
1. | Введение. Информация и информационные процессы | Аналитическая деятельность: Анализировать сущность понятий «информационная культура» и «информационная грамотность». Выявлять этапы работы с информацией. Классифицировать виды информации по принятому основанию. Оценивать информацию с позиции ее свойств. Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению информации. Приводить примеры систем и их компонентов. Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в системах различной природы. Приводить примеры задач обработки информации разных типов. Комментировать общую схему процесса обработки информации. Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов. Комментировать схему передачи информации по техническим каналам связи. Приводить примеры информационных носителей |
| | |
| | заданной емкости. Моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы прямой и обратной связи и соответствующие информационные потоки. Практическая деятельность: Выполнять работу по свертыванию большого объема текстовой информации с помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и др.). Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении, применяя содержательный и алфавитный подходы. Переходить от одних единиц измерения информации к другим. Решать задачи, связанные с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам. Строить префиксные коды. Определять максимально возможное количество слов фиксированной длины определённого алфавита. Решать задачи методом половинного деления. Вычислять скорость передачи информации. |
2. | Математические основы информатики | Аналитическая деятельность: Классифицировать системы счисления. Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Перечислять элементы, образующие пересечение, объединение, дополнение заданных перечислением нескольких множеств. Приводить примеры элементарных и составных высказываний. Проводить анализ таблиц истинности. Различать высказывания и предикаты. Устанавливать связь между алгеброй логики и теорией множеств. |
| | Определять понятия «модель», «моделирование». Классифицировать модели по заданному основанию. Приводить примеры моделей в повседневной жизни. Определять цель моделирования в конкретном случае. Определять адекватность модели цели моделирования в конкретном случае. Приводить примеры использования графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Характеризовать игру как модель некоторой ситуации. Приводить примеры жизненных ситуаций, моделью которых может быть игра. Давать определение выигрышной стратегии. Практическая деятельность: Переводить целые числа и конечные десятичные дроби в систему счисления с основанием q. Осуществлять «быстрый» перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления. Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования и / или вычитания степеней двойки. Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой. Изображать графически пересечение, объединение, дополнение 2-3 базовых множеств. Подсчитывать мощность пересечения, объединения, дополнения нескольких множеств известной мощности. Вычислять значения логических выражений с логическими операциями конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, строгая |
| | |
| | дизъюнкция, эквиваленция, инверсия. Строить таблицы истинности. Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с использованием законов алгебры логики. Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности и его упрощение. Решать логическую задачу одним из известных способов. Решать простые логические уравнения. Использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира. Применять алгоритмы нахождения кратчайших путей между вершинами ориентированного графа. Применять алгоритмы определения количества различных путей между вершинами графа. Строить выигрышные стратегии в заданной игровой ситуации. Исследовать готовую компьютерную модель по выбранной теме. Строить и исследовать математическую модель «хищник-жертва». Строить и исследовать стохастическую модель «Генератор случайных чисел». |
3. | Алгоритмы и элементы программирования | Аналитическая деятельность: Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять сущность выделенных этапов. Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма». Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их сущность. Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от решаемой задачи. Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма», «эффективность алгоритма». Давать оценку сложности известных алгоритмов. Приводить примеры эффективных алгоритмов. Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при заданных исходных данных и исходные данные для известного результата. |
| | Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме. Приводить примеры алгоритмов, содержащих последовательные, ветвящиеся и циклические структуры. Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя. Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на выбранном языке программирования. Разбивать задачу на подзадачи. Пояснять сущность рекурсивного алгоритма. Находить рекурсивные объекты в окружающем мире. Давать определение понятия «массив». Приводить примеры одномерных, двумерных и трехмерных массивов. Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих использование массивов. Осуществлять постановку задачи сортировки массивов. Практическая деятельность: Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма. Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по описанию. Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию. Строить блок-схемы циклических алгоритмов по описанию. Записывать алгоритмические конструкции на выбранном языке программирования. Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки программ на выбранном языке программирования. Разрабатывать и осуществлять программную реализацию алгоритмов решения типовых задач: нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой |
| | |
| | последовательности (или массива); анализа записей чисел в позиционной системе счисления; решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др. Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных таблиц. Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты программы в виде подпрограмм. Программировать рекурсивные алгоритмы. Определять значение рекурсивного алгоритма. |
4. | Использование программных систем и сервисов | Аналитическая деятельность: Выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи. Классифицировать компьютерную графику. Характеризовать основные редакторы создания презентаций. Исследовать математические модели. Приводить примеры использования баз данных. Характеризовать базу данных как модель предметной области. Исследовать геоинформационные модели. Давать общую характеристику искусственного интеллекта и систем искусственного интеллекта. Приводить примеры использования методов искусственного интеллекта. Практическая деятельность: Работать с графическим интерфейсом ОС, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и |
| | антивирусными программами. Использовать паролирование и архивирование для обеспечения защиты информации. Осуществлять кодирование текстовой информации с помощью кодировочных таблиц. Осуществлять сжатие информации с помощью кода Хаффмана. Разрабатывать структуру документа. Создавать гипертекстовый документ. Использовать средства автоматизации при создании документа. Применять правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Осуществлять проверку созданного документа в системе антиплагиата. Принимать участие в коллективной работе над документом. Выполнять преобразование растровых изображений с целью оптимизации размера изображения, корректировки цветовых кривых, яркости, контрастности. Осуществлять фильтрацию изображений средствами графического редактора. Определять размеры графических файлов при известных глубине цвета и цветовой палитре. Определять размеры звуковых файлов при известных частоте дискретизации, глубине кодирования звука и других характеристиках звукозаписи. Обрабатывать изображения и звуки с использованием интернет- и мобильных приложений. Создавать мультимедийные презентации. Решать расчетные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц. Использовать средства деловой графики для наглядного представления данных. Использовать сортировки и фильтры. Проектировать многотабличную базу данных. Осуществлять ввод и редактирования данных. Осуществлять сортировку, поиск и выбор данных в готовой базе данных. |
| | |
| | Формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных. |
5. | Информационно- коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве | Аналитическая деятельность: Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных компьютерных сетей. Пояснять принципы построения компьютерных сетей. Приводить примеры сетевых протоколов с определенными функциями. Анализировать адреса в сети Интернет. Характеризовать систему доменных имен. Характеризовать структуру URL Характеризовать структуру веб-страницы. Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером. Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет. Описывать социально-экономические стадии развития общества. Характеризовать информационное общество, выделять его основные черты. Анализировать Декларацию принципов построения информационного общества, раскрывать суть изложенных в ней принципов. Давать определения понятиям «информационный ресурс»? «информационный продукт», «информационная услуга». Приводить примеры государственных информационных ресурсов. Выявлять отличия информационных продуктов от продуктов материальных. Соотносить информационные ресурсы и услуги с секторами информационного рынка. Характеризовать информационно- образовательную среду своей школы, оисывая имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование учителями и школьниками. Выделять основные этапы развития информационного общества в России. |
| | Характеризовать возможности социальных сетей. Формулировать правила поведения в социальных сетях. Анализировать законодательную базу, касающуюся информационных ресурсов. Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты нормативных документов. Соотносить виды лицензий на использование программного обеспечения и порядок его использования и распространения. Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита информации». Формулировать основные правила информационной безопасности. Практическая деятельность: Работать с электронной почтой. Настраивать браузер. Работать с файловыми архивами. Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации. Применять несколько способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет. Разрабатывать веб-страницу на заданную тему. Осуществлять публикацию готового материала в сети. |
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Информация и информационные процессы – 6 часов | ||
1. | Информация. Информационная грамотность и информационная культура | §1 |
2. | Подходы к измерению информации | §2 |
3. | Информационные связи в системах различной природы | §3 |
4. | Обработка информации | §4 |
5. | Передача и хранение информации | §5 |
6. | Обобщение и систематизация изученного материала | §1–5 |
| | |
| по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа) | |
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов | ||
7. | История развития вычислительной техники | §6 |
8. | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | §7 |
9. | Программное обеспечение компьютера | §8 |
10. | Файловая система компьютера | §9 |
11. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа) | §6–9 |
Представление информации в компьютере – 9 часов | ||
12. | Представление чисел в позиционных системах счисления | §10 |
13. | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | §11.1–11.4 |
14. | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | §11.5 |
15. | Арифметические операции в позиционных системах счисления | §12 |
16. | Представление чисел в компьютере | §13 |
17. | Кодирование текстовой информации | §14 |
18. | Кодирование графической информации | §15 |
19. | Кодирование звуковой информации | §16 |
20. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа) | §10–16 |
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов | ||
21. | Некоторые сведения из теории множеств | §17 |
22. | Алгебра логики | §18 |
23. | Таблицы истинности | §19 |
24. | Основные законы алгебры логики | §20.1 |
25. | Преобразование логических выражений | §20.2–20.3 |
26. | Элементы схемотехники. Логические схемы | §21 |
27. | Логические задачи и способы их решения | §22 |
28. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа) | §17–22 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов | ||
29. | Текстовые документы | §23 |
30. | Объекты компьютерной графики | §24 |
31. | Компьютерные презентации | §25 |
32. | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | §23–25 |
33. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа) | §23–25 |
Итоговое повторение – 2 часа | ||
34. | Основные идеи и понятия курса | §1–25 |
35. | Итоговое тестирование | §1–25 |
3 раздел
Календарно-тематическое планирование уроков информатики на 2019-2020 учебный год.
10 класс. Учебник Информатика 10 класс , Босова Л.Л., 2017.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | §, страницы | Практическая работа | Дата проведе-ния | Примечание |
1 четверть | ||||||
Информация и информационные процессы | ||||||
1 | Инструктаж по мерам безопасности в кабинете информатики. Инструктаж по мерам пожарной безопасности. Информация. Ее свойства и виды. Информационная культура и информационная грамотность. Этапы работы с информацией. Некоторые приемы работы с тестовой информацией. | 1 | § 1 | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики, формулы) Задание ЕГЭ 15 | 02-06.09 | |
2 | Подходы к измерению информации. Содержательный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. | 1 | § 2 | Подсчитывание информационного объема сообщения Задание ЕГЭ 13 | 09-13.09 | |
3 | Входной мониторинг | 1 | | | 16-20.09 | |
4 | Информационные связи в системах различной природы.. системы. Информационные связи в системах. Системы управления. | 1 | § 3 | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики, формулы) Задание ЕГЭ 3 | 23-28.09 | |
5 | Обработка информации. Задачи обработки информации. Кодирование информации. Поиск информации. | 1 | § 4 | Кодирование и декодирование информацию Задание ЕГЭ 5 | 01-04.10 | |
6 | Передача и хранение информации. Передача информации. Хранение информации. | 1 | § 5 | Файловая система организации данных, технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных Задание ЕГЭ 4 | 07-11.10 | |
7 | Контрольная работа | 1 | | | 14-18.10 | |
Компьютер и его программное обеспечение | ||||||
8 | История развития вычислительной техники. Этапы информационных преобразований в обществе. История развития устройств для вычислений. Поколения ЭВМ. | 1 | § 6 | Создание линейного алгоритма для формального исполнителя с ограниченным набором команд Задание ЕГЭ 6 | 21-25.10 | |
2 четверть | ||||||
9 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ. Принципы Неймана-Лебедева. Архитектура персонального компьютера. Перспективные направления развития компьютеров. | 1 | § 7 | Технология обработки информации в электронных таблицах Задание ЕГЭ 7 | 05-08.11 | |
10 | Программное обеспечение компьютера. Структура программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Системы программирования. | 1 | § 8 | Основные конструкции Паскаль, понятие переменной, оператор присваивания Задание ЕГЭ 8 | 11-15.11 | |
11 | Файловая система компьютера. Файлы и каталоги. Функции файловой системы. Файловые структуры. | 1 | § 9 | Методы измерения количества информации Задание ЕГЭ 10 | 18-22.11 | |
Представление информации в компьютере | ||||||
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления. Общие сведения о системах счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления. | 1 | § 10 | Исполнение рекурсивного алгоритма Задание ЕГЭ 11 | 25-29.11 | |
13 | Перевод чисел десятичного числа в систему счисления с основанием q. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления. Перевод целого числа из системы с основание p в систему счисления с основанием q. | 1 | §11 | Организация и функционирование компьютерных сетей, адресация в сети Задание ЕГЭ 12 | 02-06.12 | |
14 | Перевод чисел десятичного числа в систему счисления с основанием q. Перевод целого числа из системы с основание p в систему счисления с основанием q.Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления. | 1 | § 11 | Системы счисления Задание ЕГЭ 1 | 09-14.12 | |
15 | Контрольная работа | | | | 16-20.12 | |
16 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Сложение чисел в системе счисления с основанием q. Вычитание чисел в системе счисления с основаниемq. Умножение чисел в системе счисления с основаниемq. Деление чисел в системе счисления с основаниемq. Двоичная арифметика. | 1 | § 12 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Задание ЕГЭ 14 | 23-27.12 | |
3 четверть | ||||||
17 | Представление чисел в компьютере. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. | 1 | § 13 | Позиционные системы счисления Задание ЕГЭ 16 | 13-17.01 | |
18 | Кодировка ASCII и ее расширения. Стандарт Unicode.Информационный объем текстового сообщения. | 1 | § 14 | Массивы Задание ЕГЭ 19 | 20-24.01 | |
19 | Кодирование графической информации. Общие подходы к кодированию графической информации. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Цветовая модель HSB. Цветовая модель CMYK. | 1 | § 15 | Скорость передачи информации. Объем памяти для хранения звуковой и графической информации. Задание ЕГЭ 9 | 27-31.01 | |
20 | Кодирование звуковой информации. Звук и его характеристики. Понятие звукозаписи. Оцифровка звука. | 1 | § 16 | Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление Задание ЕГЭ 20 | 03-07.02 | |
Элементы теории множеств и алгебры логики | ||||||
21 | Некоторые сведения из теории множеств. Понятие множества. Операции над множествами. Мощность множества. | 1 | § 17 | Осуществление поиска информации в Интернете Задание ЕГЭ 17 | 10-14.02 | |
22 | Алгебра логики. Логические высказывания и переменные. Логические операции. Логические выражения. | 1 | § 18 | Анализ программ, использующих процедуры и функции Задание ЕГЭ 21 | 17-21.02 | |
23 | Алгебра логики. Логические операции. Логические выражения. Предикаты и их множества истинности. | 1 | § 18 | Анализ программ, использующих процедуры и функции Задание ЕГЭ 21 | 25-28.02 | |
24 | Таблицы истинности. Построение таблиц истинности. Анализ таблиц истинности. | 1 | § 19 | Анализ результата исполнения алгоритма Задание ЕГЭ 22 | 02-06.03 | |
25 | Таблицы истинности. Построение таблиц истинности. Анализ таблиц истинности. Решение логических задач. | 1 | § 19 | Построение таблиц истинности и логические схемы Задание ЕГЭ 2 | 10-13.03 | |
26 | Контрольная работа | | | | 16-20.03 | |
27 | Преобразование логических выражений. Основные законы алгебры логики. | 1 | §20 | Основные понятия и законы математической логики Задание ЕГЭ 18 | 23-27.03 | |
4 четверть | ||||||
28 | Преобразование логических выражений. Логические функции. Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение. | 1 | § 20 | Анализ результата исполнения алгоритма Задание ЕГЭ 22 | 06-10.04 | |
29 | Элементы схемотехники. Логические схемы. Логические элементы. Сумматор. Триггер. Логические задачи и способы их решения. Решение логических задач методом упрощения логических выражений. | 1 | § 21 | Построение и преобразование логических выражений Задание ЕГЭ 23 | 13-17.04 | |
30 | Логические задачи и способы их решения. Метод рассуждений. Задачи о рыцарях и лжецах. Задачи на сопоставление. Табличный метод. Решение логических задач методом упрощения логических выражений. | | § 22 | Построение и преобразование логических выражений Задание ЕГЭ 23 | 20-24.04 | |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов | ||||||
31 | Текстовые документы. Виды текстовых документов. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере. Средства автоматизации процесса создания документов. Совместная работа над документами. Оформление реферата. | 1 | §23 | Повторение. Решение задач. Задания ЕГЭ 1-8 | 27-30.04 | |
32 | Объекты компьютерной графики. Компьютерная графика и ее виды. Форматы графических файлов. Понятие разрешения. Цифровые фотографии. | | § 24 | Повторение. Решение задач. Задания ЕГЭ 9-18 | 05-08.05 | |
33 | Компьютерные презентации. Виды компьютерных презентаций. Создание презентации. | 1 | § 25 | Повторение. Решение задач. Задания ЕГЭ 19-23 | 13-15.05 | |
34 | Административная контрольная работа | | | | 18-22.05 | |
35 | Резерв. Подведение итогов обучения. Ответы на вопросы учеников. Постановка задач на летние каникулы. | 1 | | | 25-29.05 | |