Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности (для аттестации)
Рефлексивный отчет по консультативной деятельности
педагога-психолога Бадыковой Алсу Гилемхановны
Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей-сирот и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в учреждении интернатного типа.
Цель консультирования:
1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;
3) оказание консультативной помощи кандидатам в приемные родители и опекунам и приемным родителям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объекты консультирования: воспитанники и педагоги школы-интерната, а также кандидаты в приемные родители и приемные родители и опекуны.
1. Консультирование детей – это особый вид работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки воспитанникам, находящимся в состоянии актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.
При консультировании детей нецелесообразно применять этапы и технологии классического консультирования. Поэтому в этой работе используется технология краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение.
Содержание консультировании детей: проблемы, связанные с адаптацией к учреждению, обучением, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.
Результат консультирования детей:
1) решение проблем ребенка;
2) формирование доверительных отношений с психологом, повышение его авторитета.
2. Консультирование учителей и воспитателей – это особая форма организации их сотрудничества с психологом в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самих педагогов.
Содержание консультирования педагогических работников:
1) консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп; инициатором может выступать как педагог, так и сам психолог.
Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:
- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса;
- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;
- разработкой воспитательных программ и мероприятий.
Результатом консультирования педагогов являются:
- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога (воспитателя) по обозначенной проблеме;
- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.
Необходимо выделить еще один вид консультирования, характерный для учреждения интернатного типа – консультативная работа с ребенком в ситуации, когда инициатором обращении является не он сам, а учителя или воспитатели, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.
Это самая сложная работа. Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.
Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что дети-сироты чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.
Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:
1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;
2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми;
3) налаживание отношений между воспитанником и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.
3. Консультирование кандидатов в приемные родители и приемных родителей и опекунов, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Консультирование кандидатов в приемные родители осуществляется в Сосновской школе-интернате с 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, которая организуется Кировским областным центром усыновления, опеки и попечительства.
Эта работа предполагает сопровождение семьи с момента принятия решения о взятии ребенка и на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. Это сопровождение предполагает организацию взаимодействия с разными специалистами, общение с другими подобными семьями, обмен опытом, а также обсуждение сложных вопросов, возникающих в процессе воспитания приемных детей.
Содержание консультативной работы с кандидатами в приемные родители:
- выявление личностных особенностей кандидатов, особенностей взаимоотношений в их семье и анализ имеющихся у них ресурсов, способствующих или препятствующих формированию здоровых детско-родительских отношений и воспитанию приемного ребенка;
- помощь в принятии взвешенного решения и адекватной оценке своих сил и возможностей, а также обсуждение потенциальных рисков, связанных с появлением в семье приемного ребенка.
Результат консультирования кандидатов в приемные родители:
- психологическое просвещение кандидатов в приемные родители в вопросах физического и психического развития детей-сирот на разных возрастных этапах и особенностях их обучения и воспитания, а также в вопросах связанных с адаптацией ребенка в приемной семье;
- заключение о психологической готовности конкретной семьи к принятию ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и созданию для него условий для полноценного физического, интеллектуального и личностного развития.
В таблице 1, 2 представлены статистические данные о количестве и характере проведенных консультаций в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..
٭ В таблицах не учтены консультации, проведенные с кандидатами в приемные родителями. Это связано с тем, что данный вид деятельности является неспецифическим для психолога в интернатном учреждении, он организуется в рамках работы мобильной группы Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства и зависит от того, будет ли набрана группа на год.
Таблица 1
Статистический отчет о количестве консультаций,
проведенных в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.
Учебный год |
Общее кол-во консультаций |
Консультации детей |
Консультации педагогов |
||
кол-во обращений детей |
% |
кол-во обращений педагогов |
% |
||
2011-2012 |
41 |
12 |
29,3% |
29 |
70,7% |
2012-2013 |
62 |
10 |
16,1% |
52 |
83,9% |
2015-2016 |
36 |
6 |
16,7% |
30 |
83,3% |
* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения. Обращения воспитателей по поводу проблем ребенка учитываются в графе «консультации педагогов.
Рис. 1. Процентное соотношение консультирования детей и педагогов за 2011-2016 г.
Таблица 2
Характер консультативной деятельности за 2011-2012 уч. г.,
2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.
Учебный год |
Общее кол-во конс-й |
Характер консультаций |
|||
информационные |
разрешающие проблему |
||||
число |
% |
число |
% |
||
2011-2012 |
41 |
16 |
39% |
25 |
61% |
2012-2013 |
62 |
24 |
38,7% |
38 |
61,3% |
2015-2016 |
36 |
12 |
33,3% |
24 |
66,7% |
Рис. 2. Характер консультативной деятельности за 2011-2016 г.
Анализ консультативной деятельности
в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..
2011-2012 уч.год
В течение 2011-2012 учебного года была проведена 41 консультация: из них 12 групповых и 29 индивидуальных. Групповые консультации были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией и проектно-исследовательской деятельностью учащихся.
Индивидуальные консультации проводились для воспитанников и педагогов. 16 консультаций воспитателей и учителей были направлены на решение проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, а также с диагностикой учебно-воспитательного процесса и оформлением документации. 13 консультаций детей были связаны с выбором профессии, решением школьных проблем и проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
61,3% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 38,7% - носили информационный характер.
2012-2013 уч.год
В течение 2012-2013 учебного года было проведено 62 консультации. 52 консультации педагогов были связаны с вопросами адаптации вновь прибывших детей, воспитанием и обучением детей, с диагностикой учебно-воспитательного процесса, организацией подготовки к экзаменам.
10 консультаций детей были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией, личными взаимоотношениями детей и учебными трудностями.
60% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 40% - носили информационный характер.
* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения, а не обращения воспитателей по поводу проблем ребенка.
Также в 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители проводилась групповая и индивидуальная консультативная работа с 7 семьями, выразившими желание взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними было проведено 4 групповых консультации по вопросам, связанным с особенностями возрастного и психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также с каждой семьей было проведено по 48 индивидуальных консультаций с целью составления психологического заключения о ресурсности семьи и ее готовности взять на воспитание приемного ребенка.
2015-2016 уч. год
В течение 2015-2016 учебного года было проведено 36 консультаций: 30 консультаций педагогов (учителей и воспитателей) и 6 консультаций детей. Консультации воспитателей были направлены на решение проблем, связанных в основном с адаптацией вновь прибывших детей и организацией их обучения. Также с воспитателями на индивидуальных и групповых консультациях обсуждались вопросы составления индивидуальных планов развития воспитанников школы-интерната и отслеживания результатов воспитательной работы с ними.
Консультации детей были направлены на решение проблем, связанных с общением со взрослыми и сверстниками.
66,7% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 33,3% - носили информационный характер.
Также в 2016 г. было проведено 4 групповых консультации и 31 индивидуальная консультация с пятью семьями, выразившими желание стать опекунами и приемными родителями.
Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что:
- количество самостоятельных обращений детей уменьшилось;
- количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей возросло; это объясняется тем, что школьное психологическое консультирование имеет свои специфические особенности: чаще всего за консультациями приходит не сам ребенок, а взрослый, который непосредственно с этим ребенком работает (занимается его воспитанием и обучением);
- в 2013 г. появилось новое направление работы – консультирование кандидатов приемные родители, осуществляемое в форме консультативных сессий и направленное на решение проблем конкретной семьи.
Опросы показывают, что большинство инициаторов обращения к психологу были удовлетворены результатом консультирования.