Рефлексивный отчет педагога-психолога о консультативной деятельности (для аттестации)

5
0
Материал опубликован 10 January 2017 в группе

Рефлексивный отчет по консультативной деятельности

педагога-психолога Бадыковой Алсу Гилемхановны

 

Консультирование – это один из важнейших видов деятельности по сохранению психологического здоровья детей-сирот и обеспечению продуктивной деятельности педагогов в учреждении интернатного типа.

Цель консультирования:

1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;

3) оказание консультативной помощи кандидатам в приемные родители и опекунам и приемным родителям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объекты консультирования: воспитанники и педагоги школы-интерната, а также кандидаты в приемные родители и приемные родители и опекуны.

1. Консультирование детей – это особый вид работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки воспитанникам, находящимся в состоянии актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.

При консультировании детей нецелесообразно применять этапы и технологии классического консультирования. Поэтому в этой работе используется технология краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение.

Содержание консультировании детей: проблемы, связанные с адаптацией к учреждению, обучением, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.

Результат консультирования детей:

1) решение проблем ребенка;

2) формирование доверительных отношений с психологом, повышение его авторитета.

2. Консультирование учителей и воспитателей – это особая форма организации их сотрудничества с психологом в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самих педагогов.

Содержание консультирования педагогических работников:

1) консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп; инициатором может выступать как педагог, так и сам психолог.

Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:

- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса;

- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;

- разработкой воспитательных программ и мероприятий.

Результатом консультирования педагогов являются:

- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога (воспитателя) по обозначенной проблеме;

- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.

Необходимо выделить еще один вид консультирования, характерный для учреждения интернатного типа – консультативная работа с ребенком в ситуации, когда инициатором обращении является не он сам, а учителя или воспитатели, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.

Это самая сложная работа. Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.

Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что дети-сироты чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.

Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:

1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;

2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми;

3) налаживание отношений между воспитанником и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.

3. Консультирование кандидатов в приемные родители и приемных родителей и опекунов, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Консультирование кандидатов в приемные родители осуществляется в Сосновской школе-интернате с 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, которая организуется Кировским областным центром усыновления, опеки и попечительства.

Эта работа предполагает сопровождение семьи с момента принятия решения о взятии ребенка и на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. Это сопровождение предполагает организацию взаимодействия с разными специалистами, общение с другими подобными семьями, обмен опытом, а также обсуждение сложных вопросов, возникающих в процессе воспитания приемных детей.

Содержание консультативной работы с кандидатами в приемные родители:

- выявление личностных особенностей кандидатов, особенностей взаимоотношений в их семье и анализ имеющихся у них ресурсов, способствующих или препятствующих формированию здоровых детско-родительских отношений и воспитанию приемного ребенка;

- помощь в принятии взвешенного решения и адекватной оценке своих сил и возможностей, а также обсуждение потенциальных рисков, связанных с появлением в семье приемного ребенка.

Результат консультирования кандидатов в приемные родители:

- психологическое просвещение кандидатов в приемные родители в вопросах физического и психического развития детей-сирот на разных возрастных этапах и особенностях их обучения и воспитания, а также в вопросах связанных с адаптацией ребенка в приемной семье;

- заключение о психологической готовности конкретной семьи к принятию ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и созданию для него условий для полноценного физического, интеллектуального и личностного развития.

В таблице 1, 2 представлены статистические данные о количестве и характере проведенных консультаций в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..

٭ В таблицах не учтены консультации, проведенные с кандидатами в приемные родителями. Это связано с тем, что данный вид деятельности является неспецифическим для психолога в интернатном учреждении, он организуется в рамках работы мобильной группы Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства и зависит от того, будет ли набрана группа на год.

Таблица 1

Статистический отчет о количестве консультаций,

проведенных в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Общее

кол-во

консультаций

Консультации детей

Консультации педагогов

кол-во обращений детей

%

кол-во обращений

педагогов

%

2011-2012

41

12

29,3%

29

70,7%

2012-2013

62

10

16,1%

52

83,9%

2015-2016

36

6

16,7%

30

83,3%

* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения. Обращения воспитателей по поводу проблем ребенка учитываются в графе «консультации педагогов.

Рис. 1. Процентное соотношение консультирования детей и педагогов за 2011-2016 г.

Таблица 2

Характер консультативной деятельности за 2011-2012 уч. г.,

2012-2013 уч.г. и 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Общее

кол-во

конс-й

Характер консультаций

информационные

разрешающие проблему

число

%

число

%

2011-2012

41

16

39%

25

61%

2012-2013

62

24

38,7%

38

61,3%

2015-2016

36

12

33,3%

24

66,7%

Рис. 2. Характер консультативной деятельности за 2011-2016 г.

Анализ консультативной деятельности

в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..

2011-2012 уч.год

В течение 2011-2012 учебного года была проведена 41 консультация: из них 12 групповых и 29 индивидуальных. Групповые консультации были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией и проектно-исследовательской деятельностью учащихся.

Индивидуальные консультации проводились для воспитанников и педагогов. 16 консультаций воспитателей и учителей были направлены на решение проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, а также с диагностикой учебно-воспитательного процесса и оформлением документации. 13 консультаций детей были связаны с выбором профессии, решением школьных проблем и проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

61,3% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 38,7% - носили информационный характер.

2012-2013 уч.год

В течение 2012-2013 учебного года было проведено 62 консультации. 52 консультации педагогов были связаны с вопросами адаптации вновь прибывших детей, воспитанием и обучением детей, с диагностикой учебно-воспитательного процесса, организацией подготовки к экзаменам.

10 консультаций детей были направлены на решение вопросов, связанных с профориентацией, личными взаимоотношениями детей и учебными трудностями.

60% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 40% - носили информационный характер.

* Под консультациями детей подразумеваются их личные обращения, а не обращения воспитателей по поводу проблем ребенка.

Также в 2013 г. в рамках работы мобильной группы Школы кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители проводилась групповая и индивидуальная консультативная работа с 7 семьями, выразившими желание взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними было проведено 4 групповых консультации по вопросам, связанным с особенностями возрастного и психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также с каждой семьей было проведено по 48 индивидуальных консультаций с целью составления психологического заключения о ресурсности семьи и ее готовности взять на воспитание приемного ребенка.

2015-2016 уч. год

В течение 2015-2016 учебного года было проведено 36 консультаций: 30 консультаций педагогов (учителей и воспитателей) и 6 консультаций детей. Консультации воспитателей были направлены на решение проблем, связанных в основном с адаптацией вновь прибывших детей и организацией их обучения. Также с воспитателями на индивидуальных и групповых консультациях обсуждались вопросы составления индивидуальных планов развития воспитанников школы-интерната и отслеживания результатов воспитательной работы с ними.

Консультации детей были направлены на решение проблем, связанных с общением со взрослыми и сверстниками.

66,7% консультаций были направлены на разрешение проблемы, 33,3% - носили информационный характер.

Также в 2016 г. было проведено 4 групповых консультации и 31 индивидуальная консультация с пятью семьями, выразившими желание стать опекунами и приемными родителями.

Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что:

- количество самостоятельных обращений детей уменьшилось;

- количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей возросло; это объясняется тем, что школьное психологическое консультирование имеет свои специфические особенности: чаще всего за консультациями приходит не сам ребенок, а взрослый, который непосредственно с этим ребенком работает (занимается его воспитанием и обучением);

- в 2013 г. появилось новое направление работы – консультирование кандидатов приемные родители, осуществляемое в форме консультативных сессий и направленное на решение проблем конкретной семьи.

Опросы показывают, что большинство инициаторов обращения к психологу были удовлетворены результатом консультирования.

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.