Отчет о самообследовании

1
0
Материал опубликован 14 October 2020 в группе

Отчёт о самообследовании Бочарниковой Оксаны Александровны,

педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 18 «Журавлик» г. Нефтеюганск


Раздел 1. Профессиональное образование

Образование высшее профессиональное: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» город Уфа, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии», диплом с отличием, 2009 год. 1

В соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, концепцией «Профессионального стандарта педагога», регулярно прохожу курсы повышения квалификации: «Психолого-педагогическая подготовка воспитанников ДОУ к обучению в начальной школе», 72 часа, 2015 год, «Интерпретация и использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образовательной организации», 36 часов, 2016 год, «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ», 2019 год, 72 часа.1

Результаты дополнительного профессионального образования применила при написании рабочей программы педагога-психолога 2 и программы дополнительного образования «Хочу все знать»3. После прохождения программы online семинара института практической психологии «Иматон» в объеме 16 часов разработала программу по развитию эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с применением арт-технологии «Песочное рисование» или метод «Sand-art» «Волшебство песка». 4

С целью повышения качества образовательной деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитиюСамостоятельно изучаю современную литературу, через интернет-ресурсы систематически принимаю участие в дистанционных конкурсах 1, являлась слушателем семинаров и вебинаров: «Психологическое сопровождение организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС», 2015 год, «Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями», 2016 год, «Самообразование как важный инструмент профессионального роста педагогического работника», 2017 год, «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия», 2019 год.1 (Приложение 1)

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования ХМАО-Югры до 2020 года, приоритетными направлениями являются качество и доступность дошкольного образования. Исходя из этого, систематически прохожу курсы повышения квалификации, транслирую опыт профессиональной деятельности в сетевых сообществах и конференциях. Планирую пройти курсы повышения квалификации «Метод Sand-art. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями».


Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии.

Цели профессиональной деятельности неразрывно связаны с задачами образовательного учреждения, в котором я работаю. Цель психологического сопровождения: создание оптимальных условий для каждого ребенка на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающих адаптивную, социально-образовательную среду; создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития.

Цель профессиональной деятельности связана со Стратегией развития образования ХМАО-Югры и эффективностью работы ОУ. Мое понимание профессиональной миссии совпадает с миссией дошкольного образовательного учреждения, а именно: создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, направленных на развитие и воспитание личности ребенка, и социальный заказ государства и семьи. Выполнение данной миссии призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных ФГОС ДО.

Участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся. Приняла участие в разработке и реализации проекта «Сто талантов» по обеспечению развития системы дополнительного образования детей, ориентированный на разные социальные категории воспитанников, их образовательные потребности и задачи развития5. С целью обеспечения свободного выбора деятельности и развития познавательной активности воспитанников реализованы детско-родительские проекты: «Письмо маме» 6 и «Зимняя сказка»7.

С 2014 года постоянный член психолого-медико-педагогического консилиума в Учреждении 8. Являлась руководителем творческой группы «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС ДО 9 и проектной группы «Внедрение образовательной программы учреждения на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Открытия» 10. Руководитель творческой группы по разработке «Информационно-практико-ориентированного педагогического проекта» 10 и член Всероссийской творческой группы «Современные методики использования песочной терапии в процессе воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» 11. Являюсь руководителем дополнительной образовательной услуги Школа «Раннего развития. Хочу все знать 12.

Активно участвую в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнёрами ДОУ. Ведется совместная работа по преемственности дошкольного и начального общего образования, согласно договору о сотрудничестве с МОУ СОШ №3 13. В рамках программы по профориентации провела мастер-классы для обучающихся 7-8 классов. 14

Согласно п.9. ст.1.6 ФГОС ДО обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников и способствую повышению компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие с родителями осуществляю через индивидуальные консультации, проектную деятельность, психологические практикумы, мастер-классы в рамках проведения недели открытых дверей 15. Организую консультирование родителей неорганизованных детей в рамках работы консультационного пункта Учреждения 16.

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2014– 2020 годы», которая направлена на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям общества и каждого жителя Югры, мои инициативы направлены на обеспечении равных возможностей для полноценного развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и в подготовке воспитанников к школьному обучению в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования.

Благодарственное письмо администрации города Нефтеюганска за безупречную работу и достигнутые успехи в труде, 2015 год. 1


Раздел 3. Профессиональная деятельность.

С целью реализации образовательной программы Учреждения мною разработана и реализуется рабочая программа педагога-психолога, адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ 2, программа коррекционно-развивающей работы с тревожными детьми 17 и коррекционно-развивающая программа для детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания 18. В составе городской рабочей группы разработала содержание заключений психолого-педагогического консилиума на разные группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 19

Реализация образовательных целей и задач основной образовательной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдений. Мониторинг освоения образовательной программы провожу на основе наблюдения и психологического обследования. Данные о результатах оформляются в карты индивидуального развития ребенка20. Анализ карт позволяет оценить эффективность организации коррекционно-развивающей деятельности, что позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. 21

Рабочая программа составлена с учетом принципов личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты диагностики позволяют учитывать особенности детей в процессе коррекционной работы.

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у воспитанников старшего дошкольного возраста»22 и «Состояние работы по организации образовательной деятельности на основе примерной программы дошкольного образования «Открытия» 23. Входила в состав инициативной группы муниципального ресурсного центра «Организация работы по преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях реализации федеральных образовательных стандартов на 2015-2016 учебный год» [24, 25].

Для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ активно использую в своей работе электронные образовательные ресурсы. Разработала компьютерные игры для тренировки памяти, внимания и мышления26, 27. Опыт работы позволяет мне делиться своими наработками с коллегами, провожу открытые мероприятия, семинары-практикумы и мастер-классы 28. Главной целью взаимодействия с коллегами является диссеминация инновационного опыта, который представляла в рамках участия в городском фестивале профессионального мастерства педагогических работников «Педагогическая мозаика» в 2015 году1. Представляла инновационный проект на муниципальном конкурсе на получение приза главы города в сфере образования «Компетентностный педагог образовательной организации города Нефтеюганска» в 2015 году29. Имею публикации в печатном сборнике Казначеевские чтения 2-2015 год «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» и публикацию авторского материала в печатном издании «Российский институт онлайн образования К.Ушинского» в 2019 году.1 (Приложение 1)

Мои воспитанники в соответствии с их образовательными особенностями активно принимают участие и представляют Учреждение в творческих конкурсах различных уровней, о чём говорят их награды. (Приложение 2,4) [30]

В рамках дополнительного образования разработала и реализую программу «Хочу все знать». Под моим руководством воспитанники принимают участие в познавательных викторинах, олимпиадах и конкурсах. (Приложение 3)

Входила в состав организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 году [31]. Принимала активное участие в качестве эксперта и члена жюри в Региональном конкурсе «Моя Югра» [32] и в деятельности экспертного совета Всероссийского педагогического журнала «Познание», где оказала профессиональную помощь в оценке работ Всероссийских мероприятий, проводимых на сайте издания. [33]


Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.

По результатам мониторинга у воспитанников наблюдается стабильная положительная динамика. Выпускники подготовительных групп готовы к школьному обучению. (Приложение 5)

При анализе своей профессиональной деятельности руководствуюсь целевыми ориентирами дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Мои воспитанники показывают стабильную динамику достижений освоения основной образовательной программы. Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по изучению уровня удовлетворённости населения качеством образования в городе Нефтеюганске показывает стабильные положительные результаты [34].

Воспитанники являются победителями очных конкурсов на муниципальном уровне. (Приложение 4)

Воспитанники являются победителями конкурсов различных уровней. (Приложение 2, 3)

Разработанные компьютерные игры для развития познавательной процессов и познавательной активности успешно применяют педагоги при организации совместной деятельности с воспитанниками [26,27]. Систематически провожу мастер-классы и открытые занятия для педагогических работников [28]. Представляла инновационный проект «Развитие эмоционально-волевой сферы детей
с применением методов «SandPlay» – «Игра с песком» на муниципальном конкурсе на получение приза главы города в сфере образования «Компетентностный педагог образовательной организации города Нефтеюганска», представляла опыт работы на городском фестивале профессионального мастерства «Педагогическая мозаика», принимала участие в городском фестивале творчества «Педагог в зеркале искусства». 1

В рамках программы по профориентации регулярно провожу мастер-классы для обучающихся 7,8 классов МБОУ СОШ №3 14. Приняла участие в городском методическом семинаре «Преемственность детского сада и школы: вопросы, проблемы, перспективы развития» 35. В 2015-2016 учебном году назначена ответственной за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 36

Активное вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс путем применения современных форм и методов взаимодействия, их участие в проектной деятельности, положительный эмоциональный настрой на совместную работу, выполнения рекомендаций повысило качество образования воспитанников. Выпускники подготовительных групп готовы к школьному обучению по общеразвивающим программам общего начального образования. Результатом взаимодействия стало активное участие и победы воспитанников в конкурсах различных уровней.


Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы», считаю необходимым повысить свое педагогическое мастерство путем внедрения в образовательный процесс эффективных коррекционно-развивающих и инновационных технологий, способствующих повышению качества образования воспитанников, в том числе с ОВЗ, а также поиск новых эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Планирую пройти курсы повышения квалификации по актуальным вопросам диагностики, обучения и коррекции детей «Метод Sand-art. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями». Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования современных форм работы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Способы организации собственного профессионального развития: очная и дистанционная формы курсовой подготовки, участие в деятельности педагогических советов и научно-методических совещаний, изучение практического опыта коллег через сетевое взаимодействие, посещение мероприятий по обмену опытом, разработка и внедрение новых форм и методов осуществления контрольно-оценочной деятельности, анализ и диагностирование полученных результатов, выработка методических рекомендаций. Считаю, что обозначенные перспективы развития профессиональной деятельности соответствуют стратегии развития организации и региона.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.