Отчет о самообследовании преподавателя социально-экономических дисциплин
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Отчет о самообследовании
преподавателя социально-экономических дисциплин
Костоусовой Елены Юрьевны
Раздел 1. Профессиональное образование
1.1. Образование по профилю профессиональной деятельности: высшее, «Уральский институт экономики, управления и права» 1999г, специальность «Экономика и управление на предприятии», квалификация «Экономист»; профессиональна переподготовка: ЧОУ «Региональный институт бизнеса и управления» г.Рязань, «Педагогика и психология среднего профессионального образования» (диплом), 2016г. [1.1]
1.2. Дополнительное профессиональное образование, полученное в межаттестационный период, соответствует профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе и профессиональным потребностям. [1.2]
1.3. Результаты дополнительного профессионального образования активно применяются в педагогической деятельности. [1.3]
1.4. Самообразование и профессиональное развитие осуществляю системно, как в индивидуальной (курсы повышения квалификации, изучение НПД, методической литературы, анализ и внедрение современных педагогических технологий), так и в групповой формах (участие в работе ПЦК, в конференциях, в фестивалях открытых уроков, во всероссийском конкурсе для преподавателей на лучшую статью, в работе сетевых сообществ и д.р). [1.4]
1.5. Планируемое самообразование, повышение квалификации соответствуют профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе и направлены на развития компетенций в области актуализации и реализации модулей профессиональной образовательной программы по конкретным профессиям с учетом стандарта WorldSkills Russia, обеспечения активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. [1.5]
Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.1. Цель профессиональной деятельности связана с созданием комфортных условий, способствующих повышению эффективности и качества обучения; создание условий, в которых обучающиеся могут иметь возможность принять участие в полемике и научиться отстаивать свою точку зрения, проявить себя при работе в коллективе и в команде, используя информационно-коммуникационные технологии. В целях реализации компетентностного подхода использую в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Особое внимание уделяю формированию у студента навыков организации самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности. [2.1]
2.2. Цель профессиональной деятельности неразрывно связана с работой образовательной организации и направлена на достижение основных задач Программы развития колледжа на 2016-2020г.г.. Деятельность направлена на разностороннее развитие студента через активное участие в мероприятиях разной направленности в соответствии с миссией образовательной организации: подготовка конкурентоспособных, профессионально мобильных квалифицированных кадров для различных отраслей экономики в условиях непрерывного профессионального образования, в соответствии с требованиями современного высокотехнологичного производства и уровнем развития ИКТ, ориентируясь на опережающие потребности рынка труда. [2.2]
2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся направлено на разработку рабочих программ учебных дисциплин, ПМ и МДК ОПОП подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также специалистов среднего звена; разработаны учебно–методические пособия «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы» для ряда специальностей по дисциплинам «Основы экономики», «Экономика организации», «Менеджмент», «Маркетинг»; выявляю и оказываю поддержку одаренным студентам колледжа через их участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах; организую и провожу различного рода конкурсы и мероприятия связанные с профессиональной деятельностью студентов (конкурс профмастерства на звание «Лучший продавец», «День финансовой грамотности»); в рамках реализации ФГОС СОО осуществляю руководство курсовыми и дипломными работами обучающихся ряда специальностей. [2.3]
2.4. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с эффективностью работы колледжа: осуществляю деятельность в соответствии с Программой развития колледжа на 2016-2020 гг.; реализую основные проекты подпрограмм главного стратегического документа образовательной организации. [2.4]
2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами колледжа: налажено тесное сотрудничество с образовательными организациями, с культурно-просветительскими организациями города, с градообразующим предприятием «Газпром трансгаз Югорск». [2.5]
2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся: выполняя функции куратора группы, проводила мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования; родительские собрания, заседания родительского комитета; взаимодействовала с родителями в ходе осуществления мер по социальной поддержке семей студентов; по необходимости привлекаю представителей родительского комитета в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений БУ «Югорский политехнический колледж». [2.6]
2.7. Согласованность инициатив со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе: педагогическая деятельность соответствует требованиям, установленным нормативно-правовыми документами (локальными актами) колледжа и согласована со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, заданными в Концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 г.; Государственной программой ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» и др. нормативными документами, нацелена на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. [2.7]
2.8. Отмеченные профессиональные достижения: Почетная грамота Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры 2010г.; Почетная грамота Департамента образования и науки ХМАО - Югры 2010г в рамках сетевого взаимодействия: отмечена грамотами, благодарностями и дипломами педагогического сообщества «ИНФОУРОК», nsportal.ru, «Урок.РФ» и д.р. 2018г. [2.8]
Раздел 3. Профессиональная деятельность
3.1. Обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией осуществляю на основе самостоятельно разработанных по всем преподаваемым дисциплинам, ПМ и МДК рабочих программ, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, потребностей работодателей, а также методического обеспечения образовательного процесса в виде методических рекомендаций, методических разработок, дидактического материала и т. д. (2013 -2018гг) [3.1]
3.2. Для оценки качества результатов освоения ОПОП подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также специалистов среднего звена используются современные контрольно-оценочные средства, в том числе с применением ИКТ: по всем рабочим программам ученых дисциплин, ПМ и МДК, обеспечивающих образовательный процесс, разработаны КОС. В профессиональной деятельности использую традиционные и инновационные формы текущего контроля. [3.2]
3.3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся осуществляю путем использования на занятиях элементов дифференцированного обучения, проведения нестандартных форм уроков; провожу дополнительные занятия со способными студентами по отдельным вопросам, осуществляю консультирование по проектной деятельности, провожу подготовку студентов к конкурсам проф.мастерства, осуществляла подготовку студентов к региональному конкурсу молодежных авторских проектов; проводила конкурсы проф.мастерства, викторины и д.р. [3.3]
3.4. Участие в инновационной деятельности направлено на внедрение ФГОС нового поколения в образовательный процесс: в рамках рабочей группы принимала участие в разработке ОПОП по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», являлась внутренним экспертом учебных планов и рабочих программ УД и ПМ, в качестве руководителя рабочей группы осуществляла мониторинг введения ФГОС в колледже, провожу работу по анализу ФГОС и ПС по ОПОП по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и «Документальное обеспечение управления и архивоведение». [3.4]
3.5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в рамках профессионального сообщества: осуществление наставничества, в период прохождения практики студентки ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»; опыт практических результатов профессиональной деятельности представлен на педагогических площадках регионального и всероссийского уровней: публикации на сайтах сетевых сообществ, в сборнике популярных публикаций «ИНФОУРОК» 2017г. участие в мастер-классах и открытых уроках. [3.5]
3.6. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах по профилю профессиональной деятельности осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном (2015-2018гг.). [3.6]
3.7. Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на уровне колледжа, а также региональном и муниципальном уровнях. (2016-2018г). [3.7]
3.8. Экспертная деятельность представлена следующими результатами: внутренняя экспертиза учебных планов и рабочих программ УД и ПМ; член государственной экзаменационной комиссии ГИА; член аудиторской группы по проведению внутреннего аудита процессов «2.2. Проектирование и разработка основных образовательных программ, 2.4 Реализация основных образовательных программ на соответствие требованиям менеджмента качества»; Член жюри конкурса методических разработок «Современный урок: опыт, традиции, новаторство»; В рамках сетевого взаимодействия - эксперт и член жюри конкурса «Педагогика ХI век» в категории «Дополнительное образование». [3.8]
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.
4.1. Результаты освоения обучающимися программ по итогам мониторинга в период с 2015 по 2018 годы положительные, что подтверждается устойчивыми высокими показателями успеваемости и качества. [4.1]
4.2. Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования представлены в отчете о результатах «Самообследования» колледжа и подтверждаются Сертификатом качества. [4.2]
4.3. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах, официальных конкурсах по профилю профессиональной деятельности педагога: победитель олимпиады по Чемпионату профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «АБИЛИМПИСК» в компетенции «Торговля» 2016г., Всероссийской олимпиады профмастерства обучающихся СПО по укрупненной группе специальностей 08.00.00, Конкурс профмастерства 2017-2018гг. [4.3]
4.4. Результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога: II всероссийская онлайн олимпиада по экономике «ПрофКонкурс» 2016г - Диплом 1 место 2 чел., Молодежный форум «Общество, студенчество, личность – в мыслях и деятельности 2016г, Федеральный, Окружная студенческая, научно-практическая конференция «Шаг в науку» 2016г, Окружной студенческий форум «Профессиональная весна -2017», Всероссийская онлайн-олимпиада по «Основам предпринимательской деятельности» и «Экономике» - 2018г ,«Подари знание» Диплом 1 место - 5 человек. [4.4]
4.5. Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами: В рамках Программы развития колледжа 2010-2015 гг. участвовала в рабочей группе по разработке программ в соответствии с ФГОС, в этот же период являлась членом региональной группы по экспертизе РП в рамках введения ФГОС нового поколения; в рамках ПЦК социально-экономических дисциплин во взаимодействии с коллегами разработаны и прошли экспертизу рабочие программы ПД и ПМ для профессий и специальностей социально-экономического блока; подготовлены листы согласования ОПОП; в рамках работы ПЦК разработаны и внедрены в учебный процесс УМК по ПМ для профессий и специальностей социально-экономического блока; участие в организации и проведении Федерального интернет-экзамена в целях подготовки к государственной аккредитации БУ «Югорский политехнический колледж»; организация и проведение декад социально-экономических дисциплин; участие в методическом мероприятии «Ярмарка педагогических идей». [4.5]
4.6. Наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнерами: сотрудничество с культурно-просветительскими организациями: МБУ «Музей истории и этнографии» 2016г, ЦК «Югра-Презент»; взаимодействие с социальными партнерами колледжа - ПАО «Сбербанк России»2015г, ИФНС России 2016г, встреча с заместителем руководителя Югорской дирекции по развитию бизнеса филиала «Газпромбанк» 2017г; сотрудничество с работодателями 2013-2018г. [4.6]
4.7. Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся: результатом тесного взаимодействия с родителями обучающихся является снижение пропусков занятий обучающимися без уважительных причин, повышение уровня успеваемости и качества обучения, отсутствие конфликтов, повышение активности участия в различных видах внеаудиторной деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся. [4.7]
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
5.1 Цель и задачи развития собственной профессиональной деятельности сформулированы исходя из анализа собственных ограничений в профессиональной
деятельности и связаны с общим контекстом развития системы образования колледжа и округа: эффективное внедрение стандартов WorldSkills (WS) в образовательный процесс колледжа с целью формирования собственных профессиональных компетенций, повышение квалификации в логике «WS Russia»; разработка и реализация УМК в рамках ОПОП с учетом содержания компетенции WS и профстандартов; организация аттестации студентов по методике WS; подготовка обучающихся к чемпионатам WS. [5.1]
5.2 Пути самосовершенствования: курсы повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом стандартов WSR; самообразование по темам: «Инновационные подходы к организации практики обучающихся в соответствии с требованиями WSR», «Проектирование и реализация образовательных программ СПО и профессионального обучения в соответствии с требованиями WSR и профессиональных стандартов», «Организация и проведение учебно-производственного процесса в соответствии с требованиями WSR (по компетенциям)». [5.2]
5.3 Способы организации собственного профессионального развития: прохождение курсов повышения квалификации и стажировок по программам обучения с учетом стандартов WSR, участие в деятельности педагогических советов и научно-методических совещаний, изучение практического опыта коллег через сетевое взаимодействие, посещение мероприятий по обмену опытом. [5.3]
Преподаватель
социально-экономических дисциплин Е.Ю.Костоусова
Директор БУ
«Югорский политехнический колледж» С.В.Карманов