Отчет педагога по работе над индивидуальной методической темой «Проблемный метод обучения как способ активизации познавательной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода ФГОС НОО»
Отчет педагога по работе над индивидуальной методической темой
1. Тема по самообразованию | «Проблемный метод обучения как способ активизации познавательной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода ФГОС НОО» | ||||||||||||||||||
2. Мотивация выбора темы | Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становления его как личности. Актуальность заявленной темы заключается в том, что современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ей в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посредством проблемно-развивающего обучения в рамках реализации системно-деятельностного подхода ФГОС НОО - поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий, что характерно для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности | ||||||||||||||||||
3. На каком этапе сейчас | Подготовительный, промежуточный | ||||||||||||||||||
2. На какой период работы рассчитана | 2020-2024 | ||||||||||||||||||
5. Цель, задачи | Объект: проблемное обучение. Предмет: методы проблемного обучения, активизирующие познавательную деятельность в рамках реализации системно-деятельностного подхода ФГОС НОО. Цель: рассмотреть активизацию познавательной деятельности средствами проблемного метода обучения у обучающихся начальных классов. Задачи исследования: Теоретическая подготовка по вопросам проблемного обучения у учащихся в учебно-воспитательном процессе. Изучение теоретических и методологических основ проблемного обучения через знакомство с научно-методической литературой по данной теме. Внедрение методов и приемов проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс в 1 классе. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками. Проведение мониторинговых исследований. Методы исследования: теоретические - анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по заявленной проблеме, эмпирические - тестирование, наблюдение, беседы. | ||||||||||||||||||
6. Уровень освоения теоретического материала (знакомство с имеющимися литературными источниками, составление библиографического списка; отбор материала; оформление в виде реферата, доклада и др.) | 1. Алексеев, М.Ю., Золотова, С.И. Применение новых технологий в образовании. [Текст] - М.: Флинта, 2005. 62с. | ||||||||||||||||||
7. Характер работы (реферативный, исследовательский, ОЭР), предмет исследования | Реферативный | ||||||||||||||||||
8. Влияние на качество учебно-воспитательного процесса, качество обученности | 1 класс – Безотметочное обучение 2. Уровень школьной мотивации (по методике Н. Лусканова «Мотивация»)
3. Уровень развития интеллекта учащихся (на конец года) Высокий - 8 человек (32 %) Возрастная норма - 13 человек (52%) Низкий - 4 человека (16%) Данные диагностики показывают, что использование методов проблемного обучения дают положительные результаты на мотивацию учащихся, их развитие интеллекта. | ||||||||||||||||||
9. Представление результатов самообразовательной деятельности | | ||||||||||||||||||
- теоретический аспект, описание результатов деятельности (продукт его представления: доклад и другое); | Доклад | ||||||||||||||||||
- демонстрация (открытые уроки и другое); | Открытый урок | ||||||||||||||||||
- планируемое место предъявления результатов (ШМО, педагогические чтения, педагогический совет, научно-практическая конференция, творческий отчёт, практико-ориентированный семинар); | Педагогические чтения | ||||||||||||||||||
- уровень (школьный, городской, областной и др.); | Школьный | ||||||||||||||||||
- предполагаемые сроки (указать учебный год, месяц) | 2022-2023 | ||||||||||||||||||
10. Перспектива дальнейшей работы над указанной методической темой | Теоретическая подготовка по вопросам проблемного обучения у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Изучение теоретических и методологических основ проблемного обучения через знакомство с научно-методической литературой по данной теме. Внедрение методов и приемов проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс во 2 классе. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками. Проведение мониторинговых исследований. Привлечение родителей к активному сотрудничеству. |