Статья «Проектная деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении географии»
Проектная деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении географии
Костюнина Марина Юрьевна
учитель географии МКОУ «Лицей г.Малмыжа»
Кировской области
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б.Шоу
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении предполагает, что обучающийся должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.
В связи с новыми требованиями каждому учителю, в том числе и мне приходится по-новому перестраивать свою работу, искать новые методы и формы, использовать современные педагогические технологии. Одним из условий реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность, которую я использую в своей педагогической практике.Почему именно её? Потому что знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности. Именно проектная деятельность позволяет мне сделать уроки более яркими, интересными и запоминающимися.
В процессе реализации проектной деятельности решаю следующие педагогические задачи:
1. развивать познавательные способности учащихся;
2. повышать мотивацию к обучению;
3. совершенствовать способности к самообразованию и саморазвитию;
4. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
5. обучать умению публично выступать;
6. развивать критическое мышление.
Выделяю четыре блока умений, которые необходимы учащимся при организации проектной деятельности:
1. Умение организовать свою работу
2. Умения ставить цель, задачи, гипотезу, проблему;
3. Умения работать с информацией
4. Умения представить результат своей работы
Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, где обучающиеся учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Моя задача помочь им добиться намеченной цели, заинтересовать конечным результатом, сформулировать правильную самооценку.
Для того, чтобы выстроить определённую систему проектной деятельности начинаю работать с 5 класса. Я для себя выделила 3 ступени развития проектной деятельности: 1 ступень 5-6 классы, 2 ступень 7-8 классы, 3 ступень 9-11 классы.
1 ступень – 5-6 классы. В 5 классе на одном из уроков географии в начале учебного года вспоминаем о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом.
Практически на всех этапах работы над проектом учащиеся в значительной степени нуждаются в моей помощи. Для детей данного возраста есть и определенные ограничения – им трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на уроках стараюсь использовать урочные и краткосрочные проектные работы. Наряду с групповыми проектами я пробую силы детей и в индивидуальной проектной работе. Когда проекты готовы провожу урок по защите проектов, например, «Такие разные глобусы», «Времена года», «Кругосветное путешествие» и другие.
Конечно, эти проекты не претендует на звание исследовательских, но уже с 5 класса ученики учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом. В 6 классе при изучении темы «Гидросфера» выполняют мини-проект «Путешествие капельки», «Природные зоны мира» и другие.
2 ступень – 7-8 классы. Необходимым условием является чередование коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Каждый ученик должен приобрести разносторонний опыт в проведении индивидуальных исследований и во взаимодействии со сверстниками. Обучающиеся уже сами могут сформулировать проблему и цель проекта. Самой большой проблемой для этого возраста учащихся является мотив к деятельности – это слабое место подросткового возраста.Поэтому, при ненавязчивом контроле и необходимой помощисо стороны учителя учащиеся 7 класса успешно справляются с такими проектами как, «Путешествие по Англоязычным странам», «Климат будущего Земли» и другие, что позволяет реализовать индивидуальный интерес к изучаемому материалу, рассмотреть содержание материала на разных уровнях сложности. К 8 классу большинство обучающихся на хорошем уровне владеют навыками выполнения проектных работ и создания творческих проектов. Результатом таких исследований стали работы «Лесные зоны России», «Водные красавицы Малмыжского края» и другие.
3 ступень – 9-11 классы уже практически самостоятельно могут работать на всех этапах проекта. Они самостоятельно формируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план работы, распределяют роли в группе, учитывая необходимые ресурсы и имеющийся у себя материал. Но это не значит, что нужно полностью отстраниться от работы учителю. Помощь учителя необходима для обсуждения с учащимися различных гипотез и версий, направления хода работы и т.д. Они, как правило, сами выбирают темы проектов и работают над ними – например «Народные промыслы регионов России», «Карабаш-город экологического бедствия» (9 класс), «Атомная энергетика: за или против», «География международного туризма» (10 класс). В старших классах в рамках научного общества учащихся в течение учебного года написаны проекты по тематики не только уроков географии, но и краеведческой направленности, такие как, «Топонимика Малмыжского района», «Ландшафтный дизайн границ школьной территории», «Тенистые аллеи парка», в рамках этого проекта исследован растительный мир Савальского парка Малмыжского района и история его создания. Результатом этого проекта является фотоальбом, схема и объёмная модель парка.
Наряду с положительными сторонами проектной деятельности, необходимо отметить и недостатки:
увеличение интеллектуальной нагрузки школьников;
более сложные требования к системе оценивания проектов;
увеличение объема работы учителя;
существование риска неудачного выполнения работы;
повышение эмоциональной нагрузки;
нарастание напряжения к сроку сдачи работ.
Однако, несмотря на трудности, результатом проектной деятельности в реализации системно-деятельностного подхода при обучении географии является повышение интереса к предмету, адекватная самооценка, увеличение объема знаний, что сказывается на качестве обучения. Но несмотря на применение данной технологии в образовательном процессе необходимо отметить перспективы развития, которые заключаются в увеличение доли проектов исследовательского характера; в использовании возможностей современных информационных технологий для создания проектов; участие в конкурсах инновационных проектов.
Список литературы
Душина И.В. Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2012.
Иванов Ю.А.. Педагогические технологии в обучении географии – Брест, БРГУ им. А. С. Пушкина, 2014.
Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии, География в школе. – 2013. №2.
Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2013. №6.