Учебная ситуация, как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках информатики

1
0
Материал опубликован 24 March 2020

Сведения об авторе

  1. Исмагилов Игорь Анатольевич.
  2. Учитель информатики, высшая категория.
  3. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
  4. Республика Башкортостан, г. Белебей.


Учебная ситуация, как способ реализации

системно-деятельностного подхода на уроках информатики


Тезис

Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его в процессе учебной деятельности, преобразуют его (переформулируют или предлагают свое описание) и, частично, запоминают.

Создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно отследить позитивные и негативные стороны освоения программного материала по предмету и постановки учебных задач.


Текст материала

Проблема связи усваиваемых знаний в рамках предмета с жизнью не утратила своей актуальности. Темы, которые мы изучаем на уроках информатики не всегда получается представить как жизненно необходимые. Если ребенок не видит в уроке практической ценности, то у него возникает вопрос: «А для чего мне это нужно?». В этом случае есть несколько вариантов повышения уровня мотивации у учеников:

  • подбор ярких примеров из жизни, возможно с иллюстрациями;
  • разработка заданий, которые направлены на решение именно задач, тесно связанных с повседневной деятельностью;
  • моделирование на уроке некоторой учебной ситуации, для решения которой важен изучаемый материал.

Наиболее эффективным я считаю последний способ, а именно, моделирование учебной ситуации.

Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия;
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание;
  • частично - запоминают.

Каждая учебная ситуация содержит в себе основные элементы, такие как:

  • частичная цель, которая определяет итоговый результат, полученный в представленной ситуации;
  • задание;
  • средства и методы работы;
  • место работы;
  • способы проверки результатов.

По учебной функции различают четыре вида учебных ситуаций:

  1. ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, в которой ученики находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  2. ситуация-иллюстрация - прототип жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  3. ситуация-оценка - прототип реальной ситуации, в которой ученики дают оценку принятым решениям, и предлагают своё адекватное решение;
  4. ситуация-упражнение - прототип стандартной ситуации, в которой учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

По характеру изложения и целям различают:

  • классическую ситуацию, в которой дается четкое описание ситуации, взятой из практики или придуманной, учащиеся должны самостоятельно сформировать из ее контекста вопрос: по поводу чего им следует принять решение);
  • живую ситуацию, в которой рассматривается событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его необходимо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило);
  • действия по алгоритму (учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).

На своих уроках я использую учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности. В них учащимся я предлагаю задания на применение знаний в практических жизненных ситуациях, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

К примеру, учебная ситуация «В лабиринтах связей». Она делиться на 3 этапа.

На 1 этапе учащимся нужно определить понятия по существующим признакам. Для этого им пришлось добывать информацию из сети Интернет, составляя сложные поисковые запросы. Найденные понятия не являлись сравнимыми друг с другом. Например: Снежинка, парик, вилка, буктрейлер и т.д. И, поэтому, на 2 этапе учащиеся должны были подобрать дополнительные понятия, которые бы имели общие признаки с исходными, и таким образом образовывали одну логическую цепочку.

На 3 этапе полученную логическую цепочку необходимо было отобразить в сервисе по созданию интеллектуальных карт «Mindomo» (www.mindomo.com/ru). В этой учебной ситуации применяется один из дидактических принципов - принцип непрерывности, который означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Результатом работы учащихся в этой ситуации стала интеллектуальная карта. Таким образом, ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, начинают глубже осознавать содержание и формы своей учебной деятельности.

Еще один пример, это учебная ситуация «Путешествие через часовые пояса». В данной ситуации перед учениками ставиться задача: рассчитать время путешествия по маршруту: Москва - Уфа - Красноярск - Хабаровск. В ходе работы учащиеся сталкиваются с проблемой, что Россия большая и в путешествии необходимо учитывать часовые пояса. Ученики самостоятельно знакомятся с информацией о часовых поясах, по карте определяют кратчайший путь путешествия, изучают и применяют в электронной таблице формулы дат и времени, и самостоятельно определяют алгоритм расчета необходимых значений. В данной ситуации уровень специфических, надпредметных знаний и умений приобретаются в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Также на своих уроках применяю учебные ситуации с элементами игровой деятельности, которые могут организовываться как командные или индивидуальные соревнования, а также различные сюжетные и ролевые игры.

Например, учебная ситуация «Виртуальное путешествие по «Золотому кольцу»».

В предложенной учебной ситуации ученики становятся туристами в виртуальном путешествии. Но они не просто знакомятся с достопримечательностями, а очень подробно разрабатывают маршрут своего путешествия. В процессе работы учащиеся осознают полезность использования в бытовой жизни программ, таких как, онлайн-путеводитель и сервиса, в котором можно подобрать удобный транспорт между городами. Но самое важное, учебная ситуация способствует формированию у учащихся практических навыков составления алгоритмов. Результатом работы учащихся стала презентация, созданная в PowerPoint. Игровая технология всегда позволяет сделать работу интересной и увлекательной. А мы знаем, что положительно и эмоционально окрашенная деятельность способствует глубокому запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации. Кроме того, игра развивает находчивость, смекалку, пробуждает интерес к различным областям человеческой деятельности и у многих учащихся повышает уверенность в себе.

Не обходится и без использования творческих учебных ситуаций, которые предполагают максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учениками собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

К примеру, учебная ситуация «Флешмоб», которую я использовал в прошлом учебном году. Данную ситуацию лучше проводить в малых группах. Она состояла из двух этапов.

На 1 этапе учащиеся каждой группы создавали и записывали словесный алгоритм простого танцевального движения. Затем, на 2 этапе они выбирали пять понравившихся алгоритмов, и составляли из них танец. И самое важное, они должны были исполнить этот танец, четко выполнив все действия алгоритма. То есть при решении задач этой учебной ситуации учащиеся не только вспомнили свойства алгоритмов, но и практиковались в их составлении. Качество исполнения танца зависело от умения читать алгоритмы.

Удивительно, но один и тот же алгоритм танцевального движения разные команды выполняли кардинально по-разному. Кроме того, при исполнении танца ребята поняли какие ошибки они совершили при написании алгоритмов.

Дидактический принцип вариативности, который был применен в этой учебной ситуации, позволяет развивать у учащихся вариативное мышление, то есть формировать способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Таким образом, учебная ситуация:

  • знакомит учащихся с реальными жизненными ситуациями, в которых можно применить изученный материал;
  • создает условия для учащихся, при которых они самостоятельно ищут пути выхода из проблемной ситуации;
  • позволяет побудить детей к самостоятельным действиям.

И в заключении, создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно отследить позитивные и негативные стороны освоения программного материала по предмету и постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.). Обучающиеся, проводя самооценку, смогут ответить на вопросы: «Все ли получилось так, как задумали? Что не получилось? Почему? Что надо было бы сделать иначе?»

Список использованной литературы и источников

  1. Михеева Т. Б., Чекунова Е. А. Школьный учитель: самообразование. – М.: ТИД «Русское слово – PC». 2008. – 360 с.
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации