Учебная ситуация, как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках информатики
Сведения об авторе
- Исмагилов Игорь Анатольевич.
- Учитель информатики, высшая категория.
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
- Республика Башкортостан, г. Белебей.
Учебная ситуация, как способ реализации
системно-деятельностного подхода на уроках информатики
Тезис
Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его в процессе учебной деятельности, преобразуют его (переформулируют или предлагают свое описание) и, частично, запоминают.
Создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно отследить позитивные и негативные стороны освоения программного материала по предмету и постановки учебных задач.
Текст материала
Проблема связи усваиваемых знаний в рамках предмета с жизнью не утратила своей актуальности. Темы, которые мы изучаем на уроках информатики не всегда получается представить как жизненно необходимые. Если ребенок не видит в уроке практической ценности, то у него возникает вопрос: «А для чего мне это нужно?». В этом случае есть несколько вариантов повышения уровня мотивации у учеников:
- подбор ярких примеров из жизни, возможно с иллюстрациями;
- разработка заданий, которые направлены на решение именно задач, тесно связанных с повседневной деятельностью;
- моделирование на уроке некоторой учебной ситуации, для решения которой важен изучаемый материал.
Наиболее эффективным я считаю последний способ, а именно, моделирование учебной ситуации.
Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
- обнаруживают предмет своего действия;
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание;
- частично - запоминают.
Каждая учебная ситуация содержит в себе основные элементы, такие как:
- частичная цель, которая определяет итоговый результат, полученный в представленной ситуации;
- задание;
- средства и методы работы;
- место работы;
- способы проверки результатов.
По учебной функции различают четыре вида учебных ситуаций:
- ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, в которой ученики находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация - прототип жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка - прототип реальной ситуации, в которой ученики дают оценку принятым решениям, и предлагают своё адекватное решение;
- ситуация-упражнение - прототип стандартной ситуации, в которой учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.
По характеру изложения и целям различают:
- классическую ситуацию, в которой дается четкое описание ситуации, взятой из практики или придуманной, учащиеся должны самостоятельно сформировать из ее контекста вопрос: по поводу чего им следует принять решение);
- живую ситуацию, в которой рассматривается событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его необходимо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило);
- действия по алгоритму (учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).
На своих уроках я использую учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности. В них учащимся я предлагаю задания на применение знаний в практических жизненных ситуациях, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
К примеру, учебная ситуация «В лабиринтах связей». Она делиться на 3 этапа.
На 1 этапе учащимся нужно определить понятия по существующим признакам. Для этого им пришлось добывать информацию из сети Интернет, составляя сложные поисковые запросы. Найденные понятия не являлись сравнимыми друг с другом. Например: Снежинка, парик, вилка, буктрейлер и т.д. И, поэтому, на 2 этапе учащиеся должны были подобрать дополнительные понятия, которые бы имели общие признаки с исходными, и таким образом образовывали одну логическую цепочку.
На 3 этапе полученную логическую цепочку необходимо было отобразить в сервисе по созданию интеллектуальных карт «Mindomo» (www.mindomo.com/ru). В этой учебной ситуации применяется один из дидактических принципов - принцип непрерывности, который означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Результатом работы учащихся в этой ситуации стала интеллектуальная карта. Таким образом, ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, начинают глубже осознавать содержание и формы своей учебной деятельности.
Еще один пример, это учебная ситуация «Путешествие через часовые пояса». В данной ситуации перед учениками ставиться задача: рассчитать время путешествия по маршруту: Москва - Уфа - Красноярск - Хабаровск. В ходе работы учащиеся сталкиваются с проблемой, что Россия большая и в путешествии необходимо учитывать часовые пояса. Ученики самостоятельно знакомятся с информацией о часовых поясах, по карте определяют кратчайший путь путешествия, изучают и применяют в электронной таблице формулы дат и времени, и самостоятельно определяют алгоритм расчета необходимых значений. В данной ситуации уровень специфических, надпредметных знаний и умений приобретаются в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Также на своих уроках применяю учебные ситуации с элементами игровой деятельности, которые могут организовываться как командные или индивидуальные соревнования, а также различные сюжетные и ролевые игры.
Например, учебная ситуация «Виртуальное путешествие по «Золотому кольцу»».
В предложенной учебной ситуации ученики становятся туристами в виртуальном путешествии. Но они не просто знакомятся с достопримечательностями, а очень подробно разрабатывают маршрут своего путешествия. В процессе работы учащиеся осознают полезность использования в бытовой жизни программ, таких как, онлайн-путеводитель и сервиса, в котором можно подобрать удобный транспорт между городами. Но самое важное, учебная ситуация способствует формированию у учащихся практических навыков составления алгоритмов. Результатом работы учащихся стала презентация, созданная в PowerPoint. Игровая технология всегда позволяет сделать работу интересной и увлекательной. А мы знаем, что положительно и эмоционально окрашенная деятельность способствует глубокому запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации. Кроме того, игра развивает находчивость, смекалку, пробуждает интерес к различным областям человеческой деятельности и у многих учащихся повышает уверенность в себе.
Не обходится и без использования творческих учебных ситуаций, которые предполагают максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учениками собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
К примеру, учебная ситуация «Флешмоб», которую я использовал в прошлом учебном году. Данную ситуацию лучше проводить в малых группах. Она состояла из двух этапов.
На 1 этапе учащиеся каждой группы создавали и записывали словесный алгоритм простого танцевального движения. Затем, на 2 этапе они выбирали пять понравившихся алгоритмов, и составляли из них танец. И самое важное, они должны были исполнить этот танец, четко выполнив все действия алгоритма. То есть при решении задач этой учебной ситуации учащиеся не только вспомнили свойства алгоритмов, но и практиковались в их составлении. Качество исполнения танца зависело от умения читать алгоритмы.
Удивительно, но один и тот же алгоритм танцевального движения разные команды выполняли кардинально по-разному. Кроме того, при исполнении танца ребята поняли какие ошибки они совершили при написании алгоритмов.
Дидактический принцип вариативности, который был применен в этой учебной ситуации, позволяет развивать у учащихся вариативное мышление, то есть формировать способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Таким образом, учебная ситуация:
- знакомит учащихся с реальными жизненными ситуациями, в которых можно применить изученный материал;
- создает условия для учащихся, при которых они самостоятельно ищут пути выхода из проблемной ситуации;
- позволяет побудить детей к самостоятельным действиям.
И в заключении, создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно отследить позитивные и негативные стороны освоения программного материала по предмету и постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.). Обучающиеся, проводя самооценку, смогут ответить на вопросы: «Все ли получилось так, как задумали? Что не получилось? Почему? Что надо было бы сделать иначе?»
Список использованной литературы и источников
- Михеева Т. Б., Чекунова Е. А. Школьный учитель: самообразование. – М.: ТИД «Русское слово – PC». 2008. – 360 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.