Статья «Практическая работа по реализации системно-деятельностного метода обучения»
Прошивалко Марина Викторовна
учитель начальных классов
БОУ «Знаменская средняя школа»
Знаменского муниципального района
Омской области
Практическая работа по реализации системно - деятельностного метода обучения
Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохраняются и сейчас, но для современного ребенка они не достаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Содержание образования несильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действиях, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Поэтому, впервые начав в 2010 году апробировать со своими первоклассниками стандарты второго поколения, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» передо мной стал и другой «Как учить?» или точнее «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» , «Как мне этому научиться?», «Для чего мне нужно научиться?».
Вся работа была разбита на следующие этапы:
1этап - подготовительный:
- изучение литературы по введению ФГОС НОО;
- составление портфолио учащихся совместно с их родителями;
- проведение и анализ стартовой диагностики первоклассников;
Учитель в первую очередь должен знать психологические особенности первоклассников для того ,чтобы правильно организовать учебный процесс ,суметь определить их недостатки до школьных занятий . Диагностику готовности к школьному обучению проводила с психологом и логопедом.
Зная в какой сфере ребёнок испытывает трудности ,можно конструктивно строить свою работу к классе.
2этап основной (формирующий): организация учебно-воспитательного процесса в рамках системно- деятельностного подхода.
3этап — итоговый (обобщающий):
- анализ вторичной диагностики первоклассников , с целью выявления знания и незнания учащихся;
-анализ проделанной работы по теме;
В рамках формирующего этапа работы каждый раз, составляя проект очередного урока, я задавала себе одни и те же вопросы:
-как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?
-какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
-какие методы и средства обучения выбрать?
-как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?
В рамках работы по системно-деятельностного подхода,я применяла на уроках новые современные технологии:
-коммуникативные (технологии общения в группах, в парах, учебные диалоги, дискуссии);
-здоровье- сберегающие технологии;
-компьютерные технологии.
В результате анализа педагогической литературы и педагогической деятельности я пришла к выводу, что целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: умение ставить цели, решать задачи, оценивать свою работу . Ученик действуя по принципу «я учусь» , сам «открывает» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ проводимых диагностических работ в конце каждой четверти в нашем классе наглядно демонстрируют это утверждение.