Статья «Практическая работа по реализации системно-деятельностного метода обучения»

0
0
Материал опубликован 20 January 2016

Прошивалко Марина Викторовна

учитель начальных классов

БОУ «Знаменская средняя школа»

Знаменского муниципального района

Омской области

Практическая работа по реализации системно - деятельностного метода обучения

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохраняются и сейчас, но для современного ребенка они не достаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативны­ми и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На пер­вый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Содержание образования несильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действиях, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях обра­зования. Поэтому, впервые начав в 2010 году апробировать со своими первоклассниками стандарты второго поколения, наряду с традиционным во­просом «Чему учить?» передо мной стал и другой «Как учить?» или точнее «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» , «Как мне этому научиться?», «Для чего мне нужно научиться?».

Вся работа была разбита на следующие этапы:

1этап - подготовительный:

- изучение литературы по введению ФГОС НОО;

- составление портфолио учащихся совместно с их родителями;

- проведение и анализ стартовой диагностики первоклассников;

Учитель в первую очередь должен знать психологические особенности первоклассников для того ,чтобы правильно организовать учебный процесс ,суметь определить их недостатки до школьных занятий . Диагностику готовности к школьному обучению проводила с психологом и логопедом.

Зная в какой сфере ребёнок испытывает трудности ,можно конструктивно строить свою работу к классе.

2этап основной (формирующий): организация учебно-воспитательного процесса в рам­ках системно- деятельностного подхода.

3этап — итоговый (обобщающий):

- анализ вторичной диагностики первоклассников , с целью выявления знания и незнания учащихся;

-анализ проделанной работы по теме;

В рамках формирующего этапа работы каждый раз, составляя проект оче­редного урока, я задавала себе одни и те же вопросы:

-как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

-какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?

-какие методы и средства обучения выбрать?

-как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной си­стеме знаний и ценностных ориентаций?

В рамках работы по системно-деятельностного подхода,я применяла на уроках новые современные технологии:

-коммуникативные (технологии общения в группах, в парах, учебные диалоги, дискуссии);

-здоровье- сберегающие технологии;

-компьютерные технологии.

В результате анализа педагогической литературы и педагогической деятельности я пришла к выводу, что целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: умение ставить цели, решать задачи, оценивать свою работу . Ученик действуя по принципу «я учусь» , сам «открывает» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Реализация  деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  проводимых диагностических работ в конце каждой четверти в нашем классе наглядно демонстрируют  это утверждение.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации