Отчет по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в подготовительной группе «Семицветик»
Отчет по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в подготовительной группе «Семицветик»
Цель исследования: Определение межличностных отношений в группе, а также «лидеров» и «отверженных».
Дата проведения:декабрь 2022 г.
Объект психологического анализа: подготовительная группа «Семицветик».
Всего в исследовании приняло участие 27 человек, что составляет 77,14 % от общего количества детей в группе.
Методика обследования: «Капитан корабля» (Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)
Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники).
Проведение ежегодных мониторинговых исследований позволяет проследить динамику развития межличностных отношений в детских коллективах
Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
Кто еще остался на берегу?
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.
Критерии оценки результатов:
Популярные («звёзды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3б.)
Популярные – дети, получившие в как положительные, так и отрицательные выборы (2б.
Изолированные – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (1 б.)
Отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 б.).
Сводная таблица данных группа «Семицветик» | |||
Популярные (звезды) | Популярные | Изолированные | Отвергаемые |
6 | 9 | 8 | 5 |
Количество взаимных выборов:14
Анализ данных показал средний уровень взаимоотношений в группе «Семицветик». В данной группе данные проведенной мной диагностики детей с благоприятными и неблагоприятными статусными позициями свидетельствуют о необходимости сопровождений детей с социальными позициями «Изолированные» и «Отвергаемые», с целью поиска путей их позитивной социализации.
Результаты динамики развития требуют качественного анализа для выяснения причин неблагополучной ситуации развития. Необходимость взаимодействия всех специалистов, работающих с группой для организации комплексной, целенаправленной работы по формированию конструктивных взаимоотношений в детских коллективах – остается актуальной задачей, требующей конструктивного решения.
Данные, полученные в результате диагностики, могут рассматриваться как диагностический показатель успешности работы педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений.