Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик»
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4
г.Нелидово Тверской обл.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной группе
Путешествие цветика семицветика
Разработала и провела:
воспитатель
1 квалификационной категории
Сухарева Н.Ю.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)
Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову
Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове
Совершенствовать навык составления предложений по схеме
Развивать речь детей
Учить отвечать на вопрос полным предложением
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память
Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя
Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование:
презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются)
А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг
(Дети становятся в круг)
-Собрались все дети в круг:
Ты мой друг. И я твой друг,
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Слайд1.
Воспитатель:
-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?
Дети:
- Да
Воспитатель:
-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»
-Давайте вспомним, о чем эта сказка?
Дети:
-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.
Воспитатель:
Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.
Слайд 2.
Воспитатель:
- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?
Дети:
-Да
Воспитатель:
- Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
(Отрывается первый лепесток)
Слайд 3.
Воспитатель:
Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»
( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)
Воспитатель:
-Какие они?
Дети:
Гласные
Воспитатель:
-Каким цветом мы их обозначаем?
Дети:
- Красным
Воспитатель:
-Какие звуки вы еще знаете?
Дети:
- Согласные
Воспитатель:
-Какие они бывают?
Дети:
-Твердые и мягкие
Воспитатель:
-Каким цветом мы их обозначаем?
Дети:
-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим
Слайд 4.
- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?
Дети: 6 лепестков
Слайд 5.
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:
- Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Дети: Лиса
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети: Собака
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Дети: Кошка
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Дети: Волк
Воспитатель:
-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.
( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)
Слайд 6.
Воспитатель:
- Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?
Дети: 5
Воспитатель:
- Скажем: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 7.
- Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».
( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:
1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)
Слайд 8.
Воспитатель:
-Вы выполнили и это задание. Молодцы!
- Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 4
Воспитатель:
Продолжаем дальше путешествие.
- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 9. (схемы предложений)
- Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?
Дети:
-Составить предложение по схеме
Дети составляют предложения:
-Мальчик читает книгу.
Коля играет с Васей
Оля играет в песочнице.
Машина едет на пожар.
Слайд 10.
Воспитатель:
- Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 3
Воспитатель:
- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 11.
Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».
-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!
Собаку укусила пчела. Кто кусался?
Дети: Пчела
Петю ударил Ваня. Кто драчун?
Дети: Ваня
Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?
Дети: мальчик
Света старше Кати. Кто младше?
Дети: Катя
На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?
Дети: сын
Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?
Дети: волк
Слайд 12.
Воспитатель:
-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка
Дети: 2
Воспитатель:
- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 13.
Следующий лепесток предлагает более сложное задание:
- Прочитайте слово, которое здесь написано:
М А
Ш И
Н
Дети читают:
МАШИНА
Слайд 14.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 1
Воспитатель:
- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 15.
Последний лепесток предлагает машины.
-Какие вы видите машины?
Дети:
-грузовые, легковые
Воспитатель:
(каждому ребенку предлагается листок с заданием)
-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.
(дети выполняют задания за столами)
Слайд16.
Воспитатель:
- Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось
Дети:
-ни одного
Воспитатель:
.Это значит, что мы выполнили все задания.
- А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?
Дети:
-все понравилось
-отгадывать загадки
-рисовать машины
Слайд 17.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.
Дети:
-появился подарок.
Сюрпризный момент:
(коробка с конфетами)
каждому ребенку конфетка с буквой.
Воспитатель:
-А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.
-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.
Список литературы:
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. –Волгоград: Учитель, 2004
Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991
Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. – Москва; Просвещение, 2016
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия Развития, 1998
Катаев В. Цветик – семицветик. Москва: Детская литература, 2016