Психологическое заключение по результатам обследования учащегося

4
1
Материал опубликован 5 April 2022 в группе

Психологическое заключение по результатам обследования учащегося



Ф.И.О. ребёнка___________________________________

Возраст 8 лет 7 месяцев

Школа ___________ класс 2 «а»

Домашний адрес_________________________

Запрос классного руководителя

Трудности в обучении, плохо усваивает программный материал, отстаёт от класса, невнимательный, рассеянный, частые опоздания, плохое поведение.

Жалобы родителей

Плохое поведение, нежелание делать уроки, плохая успеваемость.

Анамнез развития

Беременность протекала без патологии, родился естественным путём. Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню, ходить стал до года. У невропатолога и психоневролога не наблюдались. В детский сад пошёл в 2,5 года. Адаптировался в детском саду быстро. Был активным, подвижным, общительным, получал замечания от воспитателей за невнимательность. В настоящее время учится во 2-ом классе общеобразовательной школы. Проживает с мамой и бабушкой.

Внешний вид и поведение в ситуации обследования

Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Внешний вид неопрятный, неаккуратный, одежда не заправлена, волосы взъерошены. В процессе исследования ребёнок достаточно легко и быстро вступает в контакт. Эмоциональный фон доброжелательный. В ситуации обследования поначалу адекватен, проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. По мере утомления проявляются повышенная отвлекаемость, двигательная расторможенность, импульсивность. Адекватность и критичность снижаются.

Характер деятельности, темп работы и работоспособность

Самостоятельная деятельность затруднена, ребёнок не может полностью сосредоточиться на выполнении заданий, легко отвлекаем, не удерживает данные ему инструкции. На протяжении всей работы нуждается в помощи организации деятельности. Работоспособность невысокая, отмечается истощаемость психических процессов, ухудшение качества выполнения заданий в процессе обследования. При утомленииможет отказаться от выполнения задания.Темп деятельности невысокий, очень медленно выполняются задания, требующие сформированности моторной сферы. Программирование и контроль деятельности недостаточны.

Латеральные предпочтения.В деятельности пользуется преимущественно левой рукой. Ведущий левый глаз и левое ухо.

Характеристика моторики

В процессе обследования отмечается общая моторная неловкость. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок. Мелкая моторика развита недостаточно.

Характеристика внимания

По результатам теста Пьерона-Рузера уровень концентрации внимания очень низкий. Выполнение теста «Корректурная проба» показало ограниченный объём внимания – малое количество просмотренных знаков. Внимание неустойчивое, отмечаются трудности сосредоточения и распределения внимания. При выполнении задания отмечается тенденция к замедлению темпа деятельности.

Мнестическая деятельность

Объём слухо-речевой памяти снижен. Зрительная память так же снижена. Результаты тестирования по методу Джекобса «Объём кратковременной памяти» (цифровой материал) показали, что мальчик правильно воспроизводит ряд, состоящий из 4-х цифр. В пробе на запоминание 10 слов обнаружена тенденция к истощаемости мнестических процессов.

Особенности речевого развития

Речевая активность адекватна ситуации обследования. Наблюдается нечёткость произношения отдельных звуков. Отмечаются трудности при произношении сложных и малознакомых слов, неправильная постановка ударений. Характеризуется малым словарным запасом. Мальчик затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности,она недостаточно выразительна.Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны. Ответы на вопросы о настоящем (возраст, адрес, место проживания, имя, отчество) неполные, мало развёрнутые.

Формирование пространственных и квазипространственных представлений

Сфера пространственных представлений сформирована недостаточно. Недостаточен уровень вербализации пространственных представлений. Наблюдаются трудности в определении последовательности времён года, месяцев и дней недели.Отмечается трудность понимания пространственно-временных и сложных речевых конструкций.

Характеристика интеллектуального развития

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление сформировано в соответствии с возрастной нормой. Логическое мышление развито ниже среднего уровня. Мальчик показывает низкий уровень развития вербального интеллекта. При выполнении тестирования, мальчик показал низкие результаты в заданиях по обобщению, на выявление аналогий и общую осведомлённость. Способности к обобщению и отвлечению в структуре понятийного мышления развиты недостаточно: сходство устанавливает в основном по внешним признакам; доступны лишь простые аналогии; усвоены наиболее употребительные обобщающие понятия.Выполнение заданий невербального характера соответствует возрастной норме. При выполнении теста «Матрицы Равена» хорошо справился с заданиями первых двух серий: на установление взаимосвязи в структуре и установление аналогии между парами фигур.

Характеристика мотивационно-волевой сферы и эмоционально-личностной сфер

В начале обследования мальчик заинтересован в правильном выполнении заданий, охотно принимает помощь при затруднении, адекватен. На фоне утомления проявляются импульсивность, расторможенность, негативизм, пропадает желание работать, отказывается от выполнения заданий, теряет критичность. Мальчик показывает низкий уровень школьной мотивации, выражены детские интересы, школа привлекает неучебной стороной. Самооценка завышенная, неадекватная. Мальчик эмоционально лабильный, открытый, беспечный, безответственный. С одноклассниками общительный, много приятелей, любит шумные игры, часто конфликтует.Низкий уровень самоконтроля, сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации.

Сформированность системы базовых составляющих

Произвольная регуляция психической активности дефицитарна. Несформированность произвольной регуляции наблюдается с 1-го уровня -регуляция двигательной активности. Следующие уровни: 2-ой -регуляция психических процессов и функций и 3-ий- рефлексивно-волевая регуляция также недостаточно сформированы. Поэтому страдает и 4-ый уровень -регуляция межличностных отношений. Пространственно-временные представления в ситуации «невыраженного дефицита». Недостаточный уровень вербализации пространственных представлений влечёт за собой трудности понимания пространственно-временных и сложных речевых конструкций. Недостаточно сформирован 3-ий уровень- пространство речи и языка (квазипространственные представления) и 4-ый уровень- пространство межличностных отношений.Таким образом, мы наблюдаем дефицитарность познавательной деятельности в целом. Рассматривая аффективную организацию поведения и сознания, можно отметить слабое развитие 3-го уровня- уровень аффективной экспансии и 4-го уровня – уровень эмоционального контроля.

Психологический диагноз

Парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности, низкий уровень психического тонуса и психической активности ,эмоциональная незрелость, левосторонние латеральные предпочтения, низкая работоспособность.

Вероятностный прогноз развития

Прогноз развития благоприятный при проведении специфической коррекционной работы с медицинским сопровождением.При отсутствии адекватного сопровождения и коррекционно-развивающих мероприятий прогноз развития будет неблагоприятный. Можно предположить девиацию в сторону дисгармонического пути развития, усугубление трудностей взаимодействия со сверстниками.

Рекомендации

Развивающая и коррекционная работа должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности. Работа должна проводиться с привлечением вначале двигательных, телесных уровней регуляции и только затем высших, основанных на ролевом подходе.Рекомендованы групповые занятия по формированию регуляторного компонента деятельности (цикл, ориентированный на 24-32 занятия, 2 раза в неделю). Занятия по психомоторной коррекции (в рамках занятий физической культурой). Групповая игровая терапия с целью формирования адекватных эмоциональных реакций и коммуникативных навыков. Разумное дозирование учебных и внеучебных нагрузок. Рекомендована консультация психоневролога для решения вопроса о необходимости медикаментозного лечения.Для родителей консультация психолога по вопросам воспитания и нормализации внутрисемейных отношений.Классному руководителю ребёнка рекомендуетсясоставить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации.
Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи,
проконтролировать занятость в каникулярное время.
Прививать правила поведения в школе. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость. Стимулировать учебно-познавательную деятельность через создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.


Педагог-психолог __________________________



Протоколы диагностических исследований


Испытуемый:____________________________

Возраст: 8 лет 7 месяцев

Класс: 2 «а»

Школа: _________________

Дата:_________________



1. Тест «Корректурная проба»

Исследование оценки устойчивости внимания.

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв


1250

Количество правильно вычеркнутых букв


73

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

88

Точность выполнения задания, %


82,9%

Оценка точности, баллы


10

Оценка продуктивности, баллы

5

Оценка устойчивости внимания, баллы


15




За 10 минут работы сделал 15 ошибок. Количество ошибок увеличилось во второй половине задания. Это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением, снижение работоспособности.


2.Тест Пьерона-Рузера

Количество обработанных знаков


Количество допущенных ошибок


Уровень концентрации внимания




1-я минута

37 знаков

-

низкий



2-я минута

41 знак

2

низкий



3-я минута

39 знаков

3

низкий




Инструкцию удерживает, фигуры заполняет небрежно. Малое количество просмотренных знаков. Проявляются признаки утомления. Низкий уровень концентрации внимания.

3.Тест «Таблицы Шульте»

Таблица

Время в секундах

1 (числа 1-12)

35 секунд

1 (числа 13-25)

55 секунд

2(числа 1-12)

30 секунд

2 (числа 13-25)

60 секунд

Оценка объема динамического внимания.

Числа отыскивает неравномерно, изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число. Иногда допускает ошибки. Объём внимания снижен.

4. Тест «Объем кратковременной памяти»

Цифровой материал («Метод Джекобса»)

п/п

Стимульный материал

Ответ испытуемого

в 1- 4 опытах

Количество правильно воспроизведённых рядов

1

4 397

+

+

+

+

4

2

39 532

-

-

-

+

1

3

427 318

-

-

-

-

0

4

6 194 735

-

-

-

-

0

5

59 174 236

-

-

-

-

0

6

981 926 473

-

-

-

-

0

7

3 829 517 461

-

-

-

-

0


Всего:





5


После неудачных попыток стал отказываться от выполнения задания. Объём кратковременной памяти снижен.

5. Методика «Память на числа»

Изучение кратковременной зрительной памяти.

Стимульный материал Результат выполнения

13

91

47

39

+

+

_

_

65

83

19

51

_

_

_

+

23

94

71

87

_

_

+

_

Количество правильно воспроизведенных чисел - 4. Объём кратковременной зрительной памяти снижен.

6. Методика «Заучивание 10 слов»

Исследование кратковременной памяти  

 Слова

1

2

3

4

Отсроченное


Лес

+

  +

+

  +

  +


Хлеб

  +

 

  +

  +


Окно

  +

  +

 

 

 


Стул

 

  +

 

 

 


Вода

 

  +

  +

  +

  +


Брат

 

 

  +

  +

 


Конь

 

 

  +

  +

  +


Гриб

 

 

 

  +

 


Игла

  +

 

 

 

 


Мёд

  +

  +

  +

  +

 


Новые слова





Друг


Количество слов

5

6

5

7

4




Объём слухоречевой памяти снижен. Также снижен объём отсроченного воспроизведения. При отсроченном воспроизведении появилось новое слово – друг.

7. Методика «Запоминание двух групп слов» Семаго Н.Я Семаго М.М.

Исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания.

Стимульный материал

Первый повтор

Второй повтор

Третий повтор

Четвёртый повтор

Группа слов 3 + 3

3 +1

3 +2

3 +3

3 + 3

Группа слов 3 + 3

2 + 1

3 + 1

3 + 2

3 + 3

Группа слов 5 + 3

2 + 2

2 +3

3 + 3

3 + 2

Группа слов 5 + 3

3 +1

3 + 2

-

-

Полностью запоминает группу слов 3 + 3 с третьего – четвёртого раза. Группу слов 5 + 3 полностью запомнить не может. Не все слова называет, путает порядок слов, называет свои слова. При затруднении отказывается от выполнения задания. Слухоречевая память снижена.

8. Методика «Счёт по Крепелину»

Исследование работоспособности — упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости».

Темп работы низкий. Вначале за 30 секунд решал два примера, иногда допускал ошибки. Потом отказался решать, сославшись на усталость.


9. Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

Результат выполнения задания

задания

А

В

С

D

Е

1

1

1

1

1

1

2

1

1

-

-

-

3

1

1

1

1

1

4

1

1

-

-

-

5

1

1

-

-

-

6

1

1

-

-

-

7

1

1

1

-

-

8

1

-

-

-

-

9

1

-

-

-

1

10

1

-

-

-

-

11

-

1

-

-

-

12

-

-

-

1

-

Итого

10 баллов

8 баллов

3 балла

3 балла

3 балла

Всего набрал 24 балла. Это средний уровень.

10. Методика изучения словесно - логического мышления.

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

1 субтест – Общая осведомлённость,

2 субтест – Классификация

3 субтест – Установление отношений аналогии

4 субтест – Обобщение

Всего набрал 40,4 балла. Это низкий уровень развития словесно-логического мышления.

Плохое выполнение 1 субтеста говорит о несформированной операции выделения существенных признаков и о низком словарном запасе. 3 субтест оказался наиболее сложным для выполнения. Это говорит о том, что данная операция мышления у мальчика ещё не сформирована. 4 субтест показывает слабое развитие навыков обобщения и низкий словарный запас

Субтесты

1 субтест

Общая осведомлённость



2 субтест

Классификация


3 субтест

Аналогии


4 субтест

Обобщение


Максимальный балл

26 баллов

26 баллов

23 балла

25 баллов

1


-

2.6


2.0


2.6


2


2.8

2.3


-


-


3


-


2.7


-


-


4


-


-


-


2.2


5


-

2.4


-

--

-


6


-


-


-

---

3.0


7


-


2.3


-


-


8


-

-


-


2.2


9


2.8


3.0


2.2


-


10


2.6


2.7


-


-


Итого

8,2 балла

18 баллов

4,2 балла

10 баллов

11. Методика «Подбор парных аналогий» Семаго Н.Я Семаго М.М.

Ребенку предлагалось подобрать слово по аналогии с предложенным примером.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Результат

выполнения

+

+

+

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Инструкцию выполнения задания удерживает. Возникают трудности при установлении отношений между понятиями и трудности при подборе нужного слова. Операция установления отношений аналогий не сформирована.

12. Методика «Понимание временных последовательностей и интервалов времени» Семаго Н.Я Семаго М.М.

Оценивается правильное понимание ребенком временных последовательно­стей и временных интервалов и его умение их анализировать.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Результат

выполнения

_

_

+

+

_

_

_

_

_

_

Тестирование показало, что пространственно-временные представления сформированы недостаточно.

13. Методика «Понимание сложных речевых конструкций» Семаго Н.Я. Семаго М.М.

Правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых уст­но, оценивалось по соответствующему устному ответу ребенка.


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Результат

выполнения


+


+


+


_


+


_


_


+


_


+


Понимание сложных речевых конструкций затруднено.


14. Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок». Семаго Н.Я. Семаго М.М.

Исследование особенностей мышления — целе­направленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.


Метафоры

Результат

Пословицы и

Поговорки №

Результат

1

+

1

_

2

_

2

_

3

_

3

_

4

_

4

_

5

_

5

_

6

_

6

_

7

+

7

+

8

_

8

+

9

_

9

_

10

_

10

_


Переносный смысл метафор, пословиц и поговорок в основном не понимает, а понимает их буквально. Охотно принимает помощь со стороны.


15. Тест «Диагностика уровня школьной тревожности». Методика Филлипса.

Изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой.

Название шкалы


Результат

1

Общая тревожность в школе

2 балла

2

Переживание социального стресса

1балл

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

_

4

Страх самовыражения

_

5

Страх ситуации проверки знаний

1 балл

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

_

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

_

8

Проблема и страхи в отношениях с учителями

1балл

Всего


5 баллов

Уровень тревожности в норме.


16. Тест «Уровень школьной мотивации». Методика Н.Г. Лускановой


Вопрос анкеты


результат

1

Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится


1 балл

2

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью



0 баллов

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу




1 балл

4

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится



0 баллов

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю



0 баллов

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы


1 балл

7

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю




3 балла

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы



1 балл

9

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей


3 балла

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся



1 балл


Всего


11 баллов


Уровень школьной мотивации низкий. Школу посещает неохотно, пропускает занятия, на уроках занимается посторонними делами. Испытывает серьёзные затруднения в учебной деятельности.


17. Методика «Контурный С.А.Т–Н» Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго.



Стимульный материал


Рассказ ребёнка

1

Три вертикально стоящие фигуры, расположенные на не­котором расстоянии друг от друга в разных позах.

Одноклассники поссорились. Артём и Ваня уходят от Серёжи.

2

  Одна вертикально стоящая фигура в неопределенной позе.

Ваня вышел из дома на улицу, несёт в руках доску.

3

   Группа из четырех стоящих фигур справа и одной фигуры слева.                             

Серёжа стоит один, а мы с ребятами идём гулять.

4

  Одна стоящая фигура в центре справа и сидящее рядом жи­вотное слева.

Я дрессирую собаку.

5

   Внизу слева лежащая фигура, одна стоящая фигура чуть выше, стоящая фигура справа (все в неопределенных позах).

Серёжа заболел, лежит в больнице. Я и Артём к нему пришли.

6

  Фигура, находящаяся на наклонной плоскости на четве­реньках, головой вправо.

Я лезу по лестнице на крышу, чтобы спасти Серёжу.

7

  Две фигуры в полусидящих позах, лицом друг к другу, меж­ду ними что-то круглое.

Я и Серёжа играем в футбол.

8

  Сидящая фигура в центре слева и стоящая рядом с ней фи­гура в неопределенной позе справа.


Школа. Кирилл сидит за партой, а учительница его спрашивает.


​​​​​​​ Сюжеты историй взяты из школьной жизни, взаимоотношений с одноклассниками. Все истории заканчиваются положительно. Настрой оптимистичный, дружелюбный (даже если поссорились, готов прийти на помощь другу). Проявляются потребности в общении с одноклассниками, дружбе. В реальной жизни у мальчика часто возникают конфликты с одноклассниками, они его обижают. И он представляет желаемое – благополучные отношения с друзьями. Общий эмоциональный настрой ребёнка оптимистичный.



Использованные методики

1. Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

2. Тест Пьерона-Рузера. Определение уровня концентрации внимания. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА.

3 Тест «Таблицы Шульте». Оценка объема динамического внимания. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

4. Тест «Объём кратковременной памяти». Методика Джекобса. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

5. Методика «Память на числа». Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

6. Тест «Заучивание 10 слов». Исследование кратковременной памяти. Методика А.Р. Лурии. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

7.Тест «Запоминание двух групп слов» Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

8. Методика «Счёт по Крепелину». Исследование работоспособности — упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

9. Тест «Прогрессивные матрицы Равена». Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

10.Методика Э.Ф. Замбацявичене «Изучение словесно - логического мышления». Сибилёва Л.В. Практикум по психологии: Учебно-методическое пособие, Челябинск, 2007.

11. Методика «Парные аналогии» Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

12. Методика «Понимание временных последовательностей и интервалов времени» Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

13. Методика «Понимание сложных речевых конструкций» Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

14. Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок». Семаго Н.Я. Семаго М.М, Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - Москва: АРКТИ, 1999.

15. Тест «Диагностика уровня школьной тревожности». Методика Филлипса. Сибилёва Л.В. Практикум по психологии: Учебно-методическое пособие, Челябинск, 2007.

16. Тест «Уровень школьной мотивации». Методика Н.Г. Лускановой. Сибилёва Л.В. Практикум по психологии: Учебно-методическое пособие Челябинск, 2007.

17. Методика «Контурный С.А.Т–Н» Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго. Исследование особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы детей.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал. Очень содержательный. Некоторые методики оказались для меня новыми. Буду использовать в своей работе.

10 January