Отчет по самообразованию «Организация образовательной работы с детьми-инвалидами в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»
Отчет по самообразованию
(за 2019 - 2021 г.г.)
Тема: "Организация образовательной работы с детьми-инвалидами в ДОУ"
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями
Выполнила:
Гильзунова Алла Александровна
Петрозаводск 2021
Цель: Овладение новыми педагогическими технологиями с целью профессионального роста
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, изучения педагогического опыта коллег.
Разработать рекомендации для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями.
Работа над темой велась по следующему плану:
Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Изучение литературы по проблеме | Сентябрь – октябрь 2019 | Определение целей и задач темы, составление плана самообразования |
Особенности работы с детьми с нарушением слуха | Ноябрь – декабрь 2019 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с нарушением зрения | Январь – февраль 2020 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата | Март – апрель 2020 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с нарушением речи | Май – июнь 2020 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с нарушением поведения и общения | Сентябрь - октябрь 2020 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с умственной отсталостью | Ноябрь – декабрь 2020 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития | Январь – февраль 2021 | Изучение литературы, изучение методов и приемов работы с детьми. Слушание вебинаров по теме |
Обобщение всего изученного | Март – апрель -май 2021 | Разработка рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями |
Каждая подтема изучалась отдельно и отчеты о работе были предоставлены ранее. Прочитано множество информации по теме самообразования, вот некоторые источники:
Список литературы:
Ю.В. Царева «Коррекция поведенческих нарушений у детей. Сборник упражнений и игр.
Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под редакцией М. Пишчел
Педагогика, которая лечит. М Демешен
Р.А. Анасьянц, Э.А. Анасьянц «Интеллектуальные нарушения»
А.Б. Руденко «Игры и сказки, которые лечат»
Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.» М: Генезис, 2000.
Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведениядетей» учебник, Изд. «Феникс», 2005
Андреева К.А. «Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью». /К.А. Андреева// Молодой ученый – 2014,№2
Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». М. 2000г.
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно – педагогическая работа в детском соду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М.2008г.
КатаеваА.А, СтребелеваЕ.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. 1993г.
Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога – дефектолога. М. 2004г.
С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород 1994г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», М.2009 Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Программа, М. 2005 г.
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд. М., 2009
Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001
БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. 6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001
Панфилова М.А. Игротерапия общения. 9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011 10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968 11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001
Интернет ресурсы
«Расстройства поведения у детей»Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/behavioral «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения»
https://kumacheva-ivant-dou7.edumsko.ru/folders/post/1447452 Консультация «Как работать с детьми с нарушениями в поведении и характера» https://infourok.ru/konsultaciya-na-temu-rabota-s-detmi-s-narusheniyami-povedeniya-i-haraktera-4521486.html Поведенческие и эмоциональные нарушения детей
https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/
Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования к обучению.
Методы и приемы работы с умственно - отсталыми детьми
https://studopedia.ru/22_11033_metodi-i-priemi-raboti-s-umstvenno-otstalimi-detmi.html
Особенности детей с задержкой психического развития
http://karkusha.su/osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya/
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития
http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kspp/razrab/derevyankina_zpr.pdf
Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития.
https://www.youtube.com/watch?v=0kElK_Zotk4
https://www.youtube.com/watch?v=sjdDzaJgl7M
Для работы над темой были использованы следующие формы:
Изучение организационно-методической литературы по теме самообразования
Диагностика детей на начало года и конец года
Логопедическая диагностика на начало года (выявление детей с ОВЗ)
Просмотр конференции "Организация работы ППК в ДОУ. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов".
После диагностики детей в нашей группе не было выявлено детей с ограниченными возможностями, поэтому моя работа основывалась только на изучении опыта коллег по этой теме.
На основе материала, который был мной изучен, можно выделить некоторые рекомендации для педагогов
Рекомендации для педагогов
Проблема | Рекомендации для работы |
Дети с нарушением слуха | Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что: • Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Можно сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации. Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Главная задача педагога говорить все на ушко не один раз, а минимум десять. В промежутках показывая, как двигаются губы. На ушко – слуховое восприятие, губы – это слухо – зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. |
Дети с нарушением зрения | Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя: через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию. |
Дети с нарушением опорно – двигательного аппарата | 1.На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима: • Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и Постоянно следить как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей), напоминать о том, как важно правильно сидеть. • Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и Обязательно прерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики. 2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи карандаш справа от листа; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.). 3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать ее во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, тревожность может усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить). 4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. 5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. 6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов. |
Дети с нарушением речи | Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность) характерологические особенности Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание: Становлению и развитию у детей игровой деятельности; Развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью; Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи; Развитию у детей пальцевой моторики; Эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям); Обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.) Развитие у детей игровой деятельности Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу - подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. ("Доктор почему Вы бинтуете мне руку?"). |
Дети с нарушением поведения и общения | Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалить его, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. |
Дети с умственной отсталостью | Умственная недостаточность всегда ведет за собой недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Важно запомнить! Умственная отсталость носит необратимый характер. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента. Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге). Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в игре отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие отнормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника. В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза. В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух. Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат. |
Дети с задрержкой психического развития | Воспитатель, имеющий ребенка с ЗПР в группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. • o ▪ ▪ К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие), положи на стол (осуществление инструкции), вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)». • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. • Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя. • Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже Воспитатель обязательно должен поощрять детей даже за малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Занятия необходимо строить на интересном материале с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному • Занятия необходимо строить на интересном материале, с большколичеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. |
Для работы с детьми с ограниченными возможностями развития, необходимо использовать:
1. Индивидуальный подход к ребенку
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность, развивающих устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
5. Учить ребенка использовать опоры при ответах, в самостоятельных работах: план связного рассказа, вопросы, карточки схемы, рисунки, опорные слова и т. д.
6. Включать в парную работу и групповую, проектную деятельность, где он выполнит часть.
7. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
8. Ребенку не стоит делать резкие замечания.
9. Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего дня.
10. Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть четкой.
Вывод:
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитатель (педагог) работающий на общеразвивающей группе никогда не сталкивающийся с детьми с ограниченными возможностями развития, будет испытывать огромные трудности в работе. Педагогу необходимо знакомится с диагнозом ребенка и материалам коллег, учесть все особенности ребенка, чтобы не навредить его развитию. Для этого педагог должен понимать, прикладывать все усилия для повышения своей квалификации, прослушать ряд необходимых курсов и самообразовываться.