Доклад на тему «Организация работы с одарёнными детьми в ДОУ»
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
В нашем образовательном учреждении осуществляется работа с одаренными детьми. Основными направлениями работы является: диагностика и обеспечение развития воспитанников. Вначале проводится первичная диагностика и наблюдения, а также последующие индивидуальные обследования. Анализ, полученных в ходе обследований результатов, позволяет сделать выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
В работе с одаренными детьми используются индивидуальные и подгрупповые формы работы. На подгрупповых занятиях для максимально возможного развития таких воспитанников, детям предлагаются различные виды деятельности, творческие задания, отличные от заданий для других детей.
Необходимым условием для развития одаренности является создание предметно-развивающей среды, обеспечивающее всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка. В нашей группе оборудованы центры: детской книги и театра, изодеятельности, экспериментирования, конструирования, развивающих игр, патриотический центр, физкультурный и т.д.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В рамках дополнительного образования в нашей группе организован клуб «Маленький исследователь» для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие познавательной активности посредством экспериментальной и исследовательской деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Для осуществления занятий в клубе мною была разработана рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет на 2 учебных года. Образовательная деятельность, включающая детей в познавательно-исследовательскую деятельность, способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности применяются тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов. В работе с одаренными детьми применяю также метод проектов. С учётом интересов и способностей ребенка предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, проявить и развить свой талант. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, перед ребенком стоит конкретная задача, при решении которой происходит развитие самостоятельности, придумывание ребенком своих новых идей.
Применяемая мною программа дополнительного образования способствует развитию познавательных интересов детей, любознательности, расширению опыта ориентировки в окружающем, формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности.
Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей. С родителями воспитанников проводятся опросы, анкетирование с целью выявления уровня их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей. Организуются консультации, открытые НОД, семинары-практикумы и т.д. Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия как совместная проектная деятельность, праздники, выставки детско-родительского творчества.
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою активность и творчество.