12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин

Первые дни моей работы с детьми-инвалидами


Самым первым и самым страшным испытанием

для меня стала диагностика

С чего начать? Этот вопрос преследовал меня сразу после собеседования по поводу новой работы психологом в отделении дневного пребывания детей-инвалидов. Разумеется, я начала искать ответ в Интернете и глубинах своей памяти, так как в далеком 2002 году, обучаясь на педагога-психолога, мы проходили принципы работы с такими детишками. Всегда легче освежить воспоминания, чем приобретать образование заново. Вот я и освежала их методом перечитывания многих и многих книг по направлениям деятельности психолога с особыми детишками. В принципе, ничего страшного и ужасного я не узнала, всё это когда-то сидело в моей голове.

Итак, направления деятельности психолога при работе с детьми-инвалидами, следующие:

 - Диагностика

- Психологическая коррекция

- Информационно-просветительская и консультационная работа

- Организационно-методическая работа

- Другие варианты работы с детьми в рамках направлений 

А теперь разберём диагностику подробнее, на примере моего личного опыта. Обо всех остальных направлениях я либо уже писала ранее, либо опубликую в ближайшее время.

Самым первым и, не побоюсь этого слова, самым страшным испытанием для меня стала диагностика. Много детей, много диагнозов, много версий. Как тут разобраться в течение двух недель (а именно столько оставалось до начала занятий) без специального образования? Упасть лицом в грязь не хотелось бы, ведь родители видели во мне специалиста, психолога.

Так и началось составление плана краткой диагностики под себя. В дальнейшем он очень пригодился, особенно, если учесть, что в нем были задействованы игры с теми пособиями, которые имелись (про мои пособия также есть отдельная статья).

Но не будем торопиться. Давайте сначала вспомним, что же такое диагностика вообще и что такое диагностика детей-инвалидов.

Диагностика – это определение, учение о методах распознания какого- либо явления, действия, события и т.п.

Диагностика детей-инвалидов – это соответственно выявление развития их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, двигательной активности и т.п. Она включает в себя первичное обследование и этапные наблюдения за динамикой в развитии ребенка.

Вот что я включила в диагностику детей в нашем отделении:

- План краткой диагностики детей,

- Методика «Лесенка» на самооценку,

- Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом для ведения дневника занятий (в дальнейшем, пройдя специальный курс, стала обладателем списка целевых навыков у детей с РАС, который очень облегчил занятия с детьми),

- Бланки фиксации результатов беседы психолога с ребенком старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста и беседы психолога с подростком (можно найти в Интернете),

- Методика «Человечки на дереве»,

- Дневник наблюдений (подробнее о нем расскажу позднее).

Полная диагностика мною проводилась в течение первого месяца общения с ребенком (около 4 занятий). Это если повезёт. Такие дети, как выяснилось, очень часто болеют или уезжают на обследование, или на лечение. Одним словом, на диагностику уйдет не менее 4 занятий, а сколько это займет – месяц или полгода, зависит от конкретного ребенка.

Кстати, по поводу Дневника наблюдений. Про него я прочитала у одного американского автора. Дневник – это очень хорошая дополнительная база для диагностики. Ведь именно так, отслеживая занятие за занятием, мы можем понять, что ребенку нравится в нашем поведении, а что нет, какие игры вызывают в нем отклик, а какие не интересуют совсем, и, конечно же, поймем, есть ли динамика.

Поверьте, иметь такой подробный дневник – очень важно. Ведь мы не можем запомнить всё, что происходит с каждым на занятиях. В дальнейшем же, при перечитывании, неожиданно обнаруживается что-то интересное, то, на что сразу не обратили внимание. Например, одна и та же реакция малыша на какую-то игру, или игрушку, или даже действие, которому мы, возможно, не придаем значения, но именно оно и раздражает ребенка, не дает проводить занятие.

Итак, советую вам вести подробный Дневник занятий, особенно с детьми с РАС. С ними вообще важна каждая мелочь. И записывать всё надо сразу же, иначе можно забыть какие-то незначительные для вас, но очень важные для построения занятия, детали.

Еще одна очень полезная вещь – это видеосъемка. Именно с ее помощью я смогла взглянуть на себя со стороны, понять, что несколько затягиваю занятия, увидеть реакцию детей на меня (те моменты, которые я не замечала). Потом я удалила архив видео, так как он занимал много места, о чем сейчас очень жалею. Это такие моменты, которые надо было бы оставить на память. Потому что благодаря спрятанной между книгами и компьютером камере мне удалось запечатлеть много чего интересного (съемка велась с согласия родителей для внутреннего пользования). А еще по таким видео удобно писать какие-то статьи, заметки, коррекционные программы.

​​​​​​​Удачи вам, коллеги!


Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 11.11.21 в 12:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу! Начинать всегда трудно!
Едунова Любовь Михайловна, 11.11.21 в 13:04 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за Ваш отзыв
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.