Первые дни моей работы с детьми-инвалидами
Первые дни моей работы с детьми-инвалидами
Самым первым и самым страшным испытанием
для меня стала диагностика
С чего начать? Этот вопрос преследовал меня сразу после собеседования по поводу новой работы психологом в отделении дневного пребывания детей-инвалидов. Разумеется, я начала искать ответ в Интернете и глубинах своей памяти, так как в далеком 2002 году, обучаясь на педагога-психолога, мы проходили принципы работы с такими детишками. Всегда легче освежить воспоминания, чем приобретать образование заново. Вот я и освежала их методом перечитывания многих и многих книг по направлениям деятельности психолога с особыми детишками. В принципе, ничего страшного и ужасного я не узнала, всё это когда-то сидело в моей голове.
Итак, направления деятельности психолога при работе с детьми-инвалидами, следующие:
- Диагностика
- Психологическая коррекция
- Информационно-просветительская и консультационная работа
- Организационно-методическая работа
- Другие варианты работы с детьми в рамках направлений
А теперь разберём диагностику подробнее, на примере моего личного опыта. Обо всех остальных направлениях я либо уже писала ранее, либо опубликую в ближайшее время.
Самым первым и, не побоюсь этого слова, самым страшным испытанием для меня стала диагностика. Много детей, много диагнозов, много версий. Как тут разобраться в течение двух недель (а именно столько оставалось до начала занятий) без специального образования? Упасть лицом в грязь не хотелось бы, ведь родители видели во мне специалиста, психолога.
Так и началось составление плана краткой диагностики под себя. В дальнейшем он очень пригодился, особенно, если учесть, что в нем были задействованы игры с теми пособиями, которые имелись (про мои пособия также есть отдельная статья).
Но не будем торопиться. Давайте сначала вспомним, что же такое диагностика вообще и что такое диагностика детей-инвалидов.
Диагностика – это определение, учение о методах распознания какого- либо явления, действия, события и т.п.
Диагностика детей-инвалидов – это соответственно выявление развития их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, двигательной активности и т.п. Она включает в себя первичное обследование и этапные наблюдения за динамикой в развитии ребенка.
Вот что я включила в диагностику детей в нашем отделении:
- План краткой диагностики детей,
- Методика «Лесенка» на самооценку,
- Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом для ведения дневника занятий (в дальнейшем, пройдя специальный курс, стала обладателем списка целевых навыков у детей с РАС, который очень облегчил занятия с детьми),
- Бланки фиксации результатов беседы психолога с ребенком старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста и беседы психолога с подростком (можно найти в Интернете),
- Методика «Человечки на дереве»,
- Дневник наблюдений (подробнее о нем расскажу позднее).
Полная диагностика мною проводилась в течение первого месяца общения с ребенком (около 4 занятий). Это если повезёт. Такие дети, как выяснилось, очень часто болеют или уезжают на обследование, или на лечение. Одним словом, на диагностику уйдет не менее 4 занятий, а сколько это займет – месяц или полгода, зависит от конкретного ребенка.
Кстати, по поводу Дневника наблюдений. Про него я прочитала у одного американского автора. Дневник – это очень хорошая дополнительная база для диагностики. Ведь именно так, отслеживая занятие за занятием, мы можем понять, что ребенку нравится в нашем поведении, а что нет, какие игры вызывают в нем отклик, а какие не интересуют совсем, и, конечно же, поймем, есть ли динамика.
Поверьте, иметь такой подробный дневник – очень важно. Ведь мы не можем запомнить всё, что происходит с каждым на занятиях. В дальнейшем же, при перечитывании, неожиданно обнаруживается что-то интересное, то, на что сразу не обратили внимание. Например, одна и та же реакция малыша на какую-то игру, или игрушку, или даже действие, которому мы, возможно, не придаем значения, но именно оно и раздражает ребенка, не дает проводить занятие.
Итак, советую вам вести подробный Дневник занятий, особенно с детьми с РАС. С ними вообще важна каждая мелочь. И записывать всё надо сразу же, иначе можно забыть какие-то незначительные для вас, но очень важные для построения занятия, детали.
Еще одна очень полезная вещь – это видеосъемка. Именно с ее помощью я смогла взглянуть на себя со стороны, понять, что несколько затягиваю занятия, увидеть реакцию детей на меня (те моменты, которые я не замечала). Потом я удалила архив видео, так как он занимал много места, о чем сейчас очень жалею. Это такие моменты, которые надо было бы оставить на память. Потому что благодаря спрятанной между книгами и компьютером камере мне удалось запечатлеть много чего интересного (съемка велась с согласия родителей для внутреннего пользования). А еще по таким видео удобно писать какие-то статьи, заметки, коррекционные программы.
Удачи вам, коллеги!
Горбачёва Марина Юрьевна
Едунова Любовь Михайловна