Вебинар «Элементы работы психолога с детьми-инвалидами»

10
5
Материал опубликован 27 September 2021 в группе

Пояснительная записка к презентации

Вебинар «Элементы работы психолога с детьми-инвалидами»

Слайд 1. Поствизитка

Уважаемые коллеги, приветствую вас. Меня зовут Любовь Едунова, на данный момент я психолог-практик, игротерапевт, арт-терапевт, инструктор по АФК. Имею высшее психолого-педагогическое образование и медицинское образование. Стаж работы психологом – 16 лет. Прошла повышение квалификации по различным программам.

Автор и организатор мастер-классов по гипсотерапии, бисероплетению, лепке, плетению из ниток и др. для детей и их родителей. Автор электронных книг «Из опыта работы: занятия с детьми-инвалидами», «Из опыта работы: мастер-классы с детьми-инвалидами». Автор видеоцикла «Моя малая родина». Провожу индивидуальные и групповые тренинги, консультации детей и взрослых. Активный участник педагогических сообществ, вебинаров, видеоконференций. Участвую сама и организую участие детей-инвалидов в различных конкурсах. Имею множество увлечений.

Слайд 2. Тема моего сегодняшнего выступления – «Элементы работы психолога с детьми-инвалидами».

Слайд 3, 4. На наших занятиях

Итак, сказать я хотела бы очень многое, вообще люблю делиться своими наработками. Но время ограничено, поэтому остановлюсь на некоторых, наиболее интересных, моментах в моей работе. Конечно же, лица детей или скрыты, или обрезаны, так как не все наши родители дают согласие на показ лиц детей. Ну что ж начнем.

Я пришла в отделение дневного пребывания в 2018 году, до этого был опыт работы менеджером по персоналу, педагогом-психологом, старшей вожатой, социальным педагогом и даже медицинским работником. Но работа с особыми детишками была и остается, пожалуй, самой захватывающей, неожиданной и интересной.

Эти дети непредсказуемы, порой сложны в общении, но они очень славные и добрые, отзывчивые и любопытные. Эти дети способны научить нас, взрослых, любить жизнь. Такой, какая она есть. Да, особые дети требуют особого ухода и особого воспитания, как и особого обучения. Но когда такой ребенок вдруг САМ нарисует солнышко спустя несколько недель коррекционных занятий или САМ построит башню даже из трех кубиков… Вот тут и понимаешь, что живешь не зря, что кому-то ты действительно нужна и в этом твое призвание. И хочется пробовать с этими детьми что-то новое, необычное, то, что им понравится и найдет отклик в их душах. А еще хочется обучаться тому, как правильно с ними играть, как правильно их развивать.

На занятиях с ребятами я использую:

- различные развивающие игры и пособия,

- сыпучий материал (макароны, песок, бобы, каштаны),

- сенсорное оборудование (сухой бассейн, сенсорный столб, мячи-тренажеры и т.д.),

- наборы для творчества (картон, бумага, пластилин, карандаши и т.д.),

- настольные игры,

- кукольные театры из ткани, бумаги, дерева,

- лэпбуки,

- множество паззлов и конструкторов,

- тематические наборы для сюжетно-ролевых игр,

- книги, о которых в настоящее время многие родители незаслуженно забыли.

​​​​​​​А сейчас позвольте поделиться с вами некоторыми полезностями, которые я активно применяю в своей работе.

Слайд 5. На занятиях (фото с видеосъемки)

Первая полезность – это видеосъемка. Именно с ее помощью я смогла взглянуть на себя со стороны, увидеть реакцию детей на меня (те моменты, которые я не замечала). Потом я удалила архив видео, так как он занимал много места, о чем сейчас очень жалею. Это такие моменты, которые надо было бы оставить на память. Потому что благодаря спрятанной между книгами и компьютером камере мне удалось запечатлеть много чего интересного (съемка велась с согласия родителей для внутреннего пользования). А еще по таким видео удобно писать какие-то статьи, заметки, коррекционные программы.

Слайд 6. Моё нововведение – гипсотерапия

Вторая полезность – новый, введённый мною в работу отделения метод психокоррекции под названием гипсотерапия (не путать с гипнотерапией). Что же это такое?

Гипсотерапия – работа с гипсом, один из методов арт-терапии, который я широко использую в своей практике. Гипс – это порошок, предназначенный для отделочных строительных работ, оформления фасадов зданий. Мы с ребятами используем его для формирования объемных фигурок и коллективных композиций. В этом принимают участие все воспитанники нашего отделения: и дети с сохранным или несохранным интеллектом, и нейротипичные дети.

Кто-то из них больше любит раскрашивать, кому-то нравится процесс заливки или покрытия фигурок лаком, кто-то помогает мне готовить фигурки для выставок или придумывать, что еще можно создать из гипса. У каждого в нашей большой и дружной команде есть свои задачи, которые ребята с блеском решают.

Слайд 7. Наши рабочие моменты

К сожалению, я не могу показать довольные лица наших детишек в моменты заливки гипсом или освобождения фигурок от силиконовых форм. Возможно, когда-нибудь мне это удастся. Но посмотреть на некоторые наши рабочие моменты вы сможете. Сразу хотелось бы сказать, что мы работаем в перчатках (видно на фото), когда насыпаем гипс в емкость, когда замешиваем раствор, потому то от гипса могут сохнуть руки. Для раскрашивания используем и гуашь, и акриловые краски. Иногда имеет смысл сразу же вмешать краски в раствор. Получается очень красивый, нежный цвет. Так мы делали свечки-ёлочки, из которых в дальнейшем была собрана одна из наших коллективных работ «Уютный вечер».

Для того, чтобы получились готовые изделия, нужно замешать раствор (предварительно рассчитав пропорции), залить его в силиконовые формы, высушить, раскрасить и покрыть лаком.

Слайд 8. Наши награды

Когда же фигурки готовы, оформляются выставки в отделении или мы принимаем участие в городских мероприятиях с нашими поделками. В такие моменты очень радостно наблюдать, как дети показывают свои работы мамам, папам, другим родственникам, с которыми посещают нас. Гордость, которую я испытываю в этот момент за моих творческих малышей, переполняет!

Особенно, когда ребята с РАС или с несохранным интеллектом, помогающие мне в раскрашивании, на выставках берут свои поделки в руки сами или с моей помощью, а мамы их обнимают и целуют. Вот тут-то я и понимаю, что эти детки тоже радуются с нами в такие моменты.

Слайд 9. Формы из силикона

Для работы с гипсом я приобретаю силиконовые формы, которые используются при выпечке. Так у меня появились: сердечки для подарка мамам, елочки для новогодней выставки, домики, насекомые и птички для построения разных композиций, кексы, пасхальные яички и многое, многое другое. Как вы понимаете, на данный момент я имею очень большую коллекцию форм. Ребята в восторге! До сих пор вижу их счастливые личики, когда даю размешать гипс или когда они достают застывшие гипсовые фигурки из силиконовых форм. Один мальчик так и сказал: «Здорово, хоть здесь можно повозиться в грязюке!».

Слайд 10. Этот успокаивающий фетр

Следующая полезность, которой я хочу поделиться с вами – это развивающие пособия из фетра.

Фетр – очень приятный на ощупь материал. Он бывает мягким и плотным. Нам с ребятами понравилось работать с мягким фетром. Процесс изготовления из него поделок не только развивает фантазию и мелкую моторику, но и, как мне показалось, успокаивает. Да и вообще вызывает массу тактильных ощущений: его приятно складывать и приклеивать, просто держать в руках, гладить, трогать. А ведь развитие сенсомоторной сферы для некоторых наших деток очень важно.

Так что со временем ко мне пришло решение начать изготавливать развивающие пособия из фетра. Любому ребенку будет интересен такой материал и сам по себе, и в виде игрушек. Сначала была мысль купить эти пособия в магазине, но цены превысили радость от обладания ими, поэтому приобрела фетр сама и начала творить. При работе он не сыпется, что не может не радовать. Также цветовая гамма сейчас очень разнообразна.

В результате пока получились два пособия – «Смайлик» и «Времена года». Первое из них, «Смайлик», разработано для развития эмоционального интеллекта. Второе пособие, «Времена года», получилось как-то спонтанно, само собой. Наверное, потому, что на занятиях мы часто поднимаем эту тему, и мне захотелось облегчить детям запоминание сезонов. Ведь память работает лучше, если есть возможность не только посмотреть, но и потрогать. А тут ребята могут и сами сконструировать те явления природы, которые захотят.

Слайд 11. Группа отделения в ВК

И последняя на сегодня полезность – создание группы в социальных сетях. Я выбрала для этой цели сообщество ВКонтакте. Там на данный момент зарегистрированы почти все наши мамы. Создание группы – задача простая. Главное здесь – определиться с контентом. Я выкладываю в группу фото с наших занятий, рекомендации психолога, полезные материалы и ссылки, дидактический материал, фото с выставок, мероприятий и другое.

Слайд 12. Спасибо за внимание

Вот и всё, о чем я хотела бы вам сегодня рассказать. Буду рада новым встречам, в моей копилке много интересного, того, чем я хотела бы поделиться. Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр презентации

Элементы работы психолога с детьми-инвалидами

На наших занятиях

На наших занятиях

На наших занятиях (фото с видеосъемки)

Моё нововведение - гипсотерапия У нас в отделении гипс применяется для быстрого формирования небольших забавных фигурок или коллективных композиций, в создание которых я стараюсь задействовать всех детишек, приходящих ко мне на занятия.

Наши рабочие моменты

Наши награды Наши коллективные поделки из гипса занимали первые места на городских выставках, ребят награждали, хвалили. Всё это очень поспособствовало повышению самооценки и формированию чувства уверенности в себе.

Формы из силикона

Этот успокаивающий фетр

Группа нашего отделения в ВК

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Любовь Михайловна, качественная работа.

27 September 2021

Вам спасибо, Вера Сергеевна, за хорошие отзывы!

27 September 2021

Спасибо за распространение опыта работы, ресурс полезный и, что важно, полный!

27 September 2021

Спасибо, я старалась

27 September 2021

Это заметно!!!)))

27 September 2021

Похожие публикации