Отчёт-рефлексия о практике по литературе
Отчет-рефлексия по педагогической практике
обучающегося факультета ИФМИП группы ФО-14
Лысовой Александры Александровны
Я проходила практику в МБОУ «СОШ №110» г. Барнаула. На данный момент являюсь учителем начальных классов и педагогом дополнительного образования в данной школе.
Для прохождения практики были созданы все условия. Меня закрепили в качестве помощника классного руководителя за Капитулиной Дарьей Анатольевной, учителем русского языка и литературе. Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены жизненный, профессиональный опыт, большой практический опыт и теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт.
Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с учителями по возникающим вопросам. На все затруднительные вопросы, ситуации с помощью психолога, Серебренниковой Ириной Петровной, и классного руководителя я находила конструктивные решения. Классный руководитель всегда с радостью отзывалась на просьбы о помощи в организации учеников на переменах, на внеклассном мероприятии, давала профессиональные рекомендации по оформлению документации, советовали литературу и делились наработками.
За период практики я пронаблюдала 10 уроков литературы в 6А, 6Б классах. Моя работа с подростками заставила меня увидеть свои недостатки в общении с ребятами. Очень часто, в случае, когда я теряла контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Развитие интереса в детях с помощью познавательной и любопытной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать подготовку к уроку не только информативным, но и максимально интересным для учеников. Сухая информация не будет воспринята ими и, скорее всего, пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа. Педагог должен уметь найти подход к фактам, чтобы излагать их наиболее оживленно, разбавляя теорию яркими примерами, знакомыми ребятам. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, даже в неформальной сфере общения.
Мне сначала было сложно адаптироваться в подростковой среде, была замечена некоторая скованность во взаимоотношениях, потому что я специализируюсь в работе с младшими школьниками, привыкла все объяснять подробно, замедляя речь, иногда мне говорили Дарья Анатольевна говорила: «Не разговаривай, как с маленькими». Благодаря тому, что я в течение месяца тесно общалась с учениками, у нас завязались доверительные отношения с некоторыми из них, и теперь у 2Б класса (являюсь классным руководителем и учителем) есть «шефы», мои помощники, из 6А.
Для себя отмечаю, что подготовка к урокам по литературе в среднем звене занимает большое количество времени и сил, так как необходимо проанализировать материал биографии писателей, прочитать и проанализировать текст самостоятельно, постараться выстроить такую систему вопросов, которая помогла бы ученикам увидеть особенности поэтики писателя и построения текста. Мне сложно было по началу отойти от плана урока, но на последних уроках я чувствовала себя увереннее и свободнее.