Отчёт-рефлексия о практике по русскому языку
Отчет-рефлексия по педагогической практике обучающегося факультета ИФМИП группы ФО-14 Лысовой Александры Александровны
В процессе обучения школьников русскому языку, прежде всего, я ставлю перед собой цель создать условия для совершенствования коммуникативных способностей, знаний о системе языка, развития умений логически грамотно строить свою устную и письменную речь, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В рамках урочной и внеурочной деятельности провожу уроки по темам программы, занятия, направленные на развитие интереса к изучению русского языка, организую работу по подготовке учеников к различным предметным и творческим конкурсам и олимпиадам, обращая внимание на укрепление знаний в области русского языка, являюсь руководителем школьного творческого объединения «110 новостей», которое выпускает еженедельную газету о школьных событиях, предоставляет новостные статьи для школьного сайта, проводит информационные минутки на еженедельной линейке.
Рекомендую студентам проходить педагогическую практику в МБОУ «СОШ №110», так как школа давно является базовой для Барнаульского педагогического колледжа. Педагоги нашей школы могут оказать достойную методическую помощь студентам, более 70% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, богатый опыт и знания.
При подготовке к урокам самой большой трудностью является недостаток опыта, так как в школе я работаю только четвертый год. Затруднения также возникают при подборе заданий для учеников, обучающихся в классе по особым образовательным программам. По моему мнению, лучше мне удается проводить уроки закрепления знаний, умений и навыков. На уроках данного типа ученики имеют возможность выполнять различные виды работ, уроки насыщенные, динамичные. К достоинствам уроков, проводимых мной, я могу отнести высокую информативность, доступность предоставляемого материала, достаточное количество наглядности, высокий темп работы, вариативность заданий на уроках и домашних заданий.
К недостаткам могу отнести излишнюю эмоциональность речи и недостаточно сформированное умение распределять внимание на уроке.
Причинами как достоинств, так и недостатков является недостаточное количество опыта работы и недостаток методических знаний и умений.
В своей профессиональной деятельности я использую различные методические приемы, наиболее эффективными и интересными, на мой взгляд, являются, метод проблемного изложения изучаемого материала, частично-поисковый метод, организация парной и групповой работы, наблюдение над языковым явлением.
В процессе педагогической практики мне представилась возможность провести урок развития речи по теме «Составление рассказа от первого лица». При подготовке и проведении урока у меня не возникло особых трудностей, но во время проверки написанных сочинений я обнаружила, что некоторые ученики не поняли задание и написали сочинение не на заданную тему. Я сделала вывод, что на уроке во время подготовки к написанию сочинения уделила недостаточное внимание раскрытию темы и особенностей данного вида работы.
Особых трудностей во время практики у меня не возникало, так как я имею опыт обучения в педагогическом колледже и базу практики работы в начальных классах и проводила уроки в школе, в которой я работаю под руководством знакомого педагога. Но специфика обучения русскому языку в среднем звене вызывала у меня некоторые затруднения: подбор заданий по темам, формы текущего контроля усвоения знаний, особенности активизации внимания на уроке, особенности оценивания устных ответов и письменных работ учащихся.
В процессе педагогической практики, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей русского языка и литературы, который помог мне при подготовке к урокам.
Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).