Отчёт о работе музыкалного руководителя. Тема: «Развитие музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста»
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №61
«Золотая рыбка» г. Брянска
Отчёт о работе музыкалного руководителя
за 2018-2019 уч. год
Тема: «Развитие музыкально - ритмических движений
у детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Вирюкина Любовь Павловна
Развитие музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Важнейшим условием гармонического развития личности JI. C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, так, как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения.
Музыкально - ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Занятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
Виды музыкально-ритмических движений:
1. Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности.
2. Важным видом музыкально - ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
3. Упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
- упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
- подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);
- образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;
- упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.
В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений.
Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей цели - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.
Задачи:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
- развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмичесритмическую выразительность, передавая её в движениях;
- развивать художественно-творческие способности.
Эти задачи решаются при выполнении программного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Работу по данной теме строила следующим образом:
- при реализации программа освоения музыкально-ритмических движений учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- работу над тем или иным навыком проводила с постепенным усложнением требований;
- для освоения музыкально-ритмических навыков использовала музыкальные игры, пляски, хороводы, упражнения.
- использовала такие методы обучения, как наглядно- слуховой, наглядно- зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный, упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
В 1-й младшей группе приучала детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш, пляска), изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко-тихо), реагировать на двухчастную форму.
В работе использовала:
- упражнения: «Маршеруем дружно» М.Раухвергера, «Полёт птиц. Птицы клюют зёрнышки» Г.Фрида, «Зайчики» Т.Ломовой, «Гуляем» Е.Макшанцевой, «Ай-да!» Г.Ильиной, «Большие и маленькие ноги» В.Агафонникова и др.
- пляски, игры: «Да,да,да!» Е.Тиличивой, «Гуляем и пляшем» М.Раухвергера, «Прогулка и дождик» М.Раухвергера, «Пальчики-ручки» рнм, «Игра с мишкой» Г.Финаровского, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Весёлая пляска» рнм и др.
Во 2-й младшей группе учила детей ритмично ходить под музыку, бегать не шаркая, легко подпрыгивать на двух ногах, поднимать флажки, платочки, погремушки, махать ими, переходя под музыку от одного вида движения к другому. Двигаться парами по кругу, кружиться по одному, парами, собираться в круг в играх и хороводах. Выполнять образные движения(«зайчики прыгают», «птички летают»), инсценировать в играх простые песни. Притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, плясать, используя названые танцевальные движения.
В работе использовала:
- упражнения: «Ножками затопали» М.Раухвергера, «Птички летают» А.Серова, «Зайчики» К.Черни, «Ай-да!» Г.Ильиной, «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э.Парлова, «Мячики» М. Сатулиной, «Мишка» В.Раухвергера и др.
- пляски, игры, хороводы: «Гуляем и пляшем» М.Раухвергера, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Пальчики-ручки» рнм, «Пляска с погремушками» В.Антоновой, «Игра с мишкой» Г.Финаровского, «Кошка и котята» В.Витлина, «Пляска с платочками» Е.Тиличивой и др.
В средней группе учила детей ходить под музыку, спокойно, бодро, бегать легко, подпрыгивать с небольшим продвижением вперёд, двигаться прямым галопом. Делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону вправо, в сторону в лево, вниз), легко пружинить ногами, слегки приседая. Перестраиваться из свободного расположения в круг и обратно, двигаться парами в плясках и хороводах. Выполнять танцевальные движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук.
В работе использовала:
- упражнения: «Марш» Е.Тиличивой, «Пружинка» рнм, «Прыжки» Д.Кабалевского, «Ходьба и бег»англ.нм, «Кружение парами» латв.нм, «Хороводный шаг» Е.Каменоградского, «Выставление ноги на пятку» рнм, «Выставление ноги на носочек» ргм, «Выставление ноги на носок и пятку» рнм, «Скачут по дорожке» А. Филиппенко, «Дудочка» Т.Ломовой и др.
-игры, пляски, хороводы: «Ловишки»И.Гайдна, «Танец с осенними листочками» А.Филиппенко, «Игра с платочком» рнм, «Пляска с платочками» хорв.нм, «Огородная-хороводная»Б.Можжевелова, «Пляска парами» лит.нм,»Вальс» Ф.Шуберти др.
В старшей группе учила детей ходить легко, ритмично; становиться самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояние между парами; увеличивать и уменьшать круг; поочерёдно выставлять ноги вперёд на прыжке, делать шаг всей ступнёй на месте и в кружении,приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки вперёд, в стороны, двигаться в парах, отходить спиной, уметь исполнять пляски, состоящие из этих элементов.
В работе использовала:
- упражнения: «Марш» Ф.Надёненко, «Попрыгунчики»Ф.Шуберта, «Ветер и ветерок» Л.Бетховен, «Ковырялочка» рнм, «Поскоки» Т.Ломовой, «Спортивный марш»В.Золотарёва, «Ходьба и поскок» Англ.нм, «Марш» В.Золотарёва, «Кружение» Ф.Шуберта, «Мячики» П.Чайковского и др.
- игры, пляски, хороводы: «Воротики» рнм, «Приглашение» укр. Нм, «Плетень» рнм, «Чей кружок скорее соберётся?» рнм, «Ловишки» И.Гайдна, «Парная пляска» чеш.нм, «Будь внимательным» дат.нм, «Игра с бубнами» М.Красевой, «Земелюшка-чернозём» рнп и др.
Вывод: Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий. Для систематических, планомерных занятий с детьми дошкольного возраста следует использовать различные средства: игры (сюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зыфиксированным порядком движений, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения)
Список используемых источников информации:
1. Ветлугина, Н.А. "Методика музыкального воспитания в детском саду." - М.: Просвещение, 1976.
2. Выготский, Л.С. "Психология искусства." - М.: Педагогика, 1987.
3. Раевская, Е. П., Руднева С. Д. "Музыкально-двигательные упражнения в детском саду".-М.: Просвещение, 1991.-
4.https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/08/11/tema-vliyanie-muzykalno-ritmicheskih-dvizheniy-na