Развитие речи детей дошкольного возраста через ритмические движения
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» протокол от «____»__________20____г. №_____ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» ________________ Д. В. Николькин Приказ от «____»________20___ г. №_____ |
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через ритмические движения»
на 2021 – 2022 учебный год
Музыкальный руководитель: I квалификационной категории Натарова Екатерина Ивановна |
Нурлат, 2021г.
Цель: Развитие речевых способностей у детей. Использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми.
Задачи:
Развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
Выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
Развитие слухового внимания и памяти;
развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу.
Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способности ребенка. Овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма.
При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.
Комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
способность правильно выполнять артикуляции звуков;
сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
сформированность интонационной выразительности речи;
способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы работы
Содержание работы | |||||
СРОКИ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
Теоретический этап | |||||
2021 – 2022 уч.г.г. | Подбор и изучение методической литературы. Мониторинг, составление анкет для родителей. Разработка музыкально-дидактического материала Подбор речевых упражнений Подбор музыкально-двигательных упражнений Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей. | ||||
Практический этап | |||||
Сентябрь | Тема: «В нужном темпе» (обрабатываем темп речи вместе с произношением звуков). Речевые упражнений и игр на развитие чувства ритма: Игра-упражнение «Весёлые бубны». Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы. «Озорные козлята» Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента. Разучивание с детьми «Танец с листочками» Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения. | Консультация для воспитателей - «Игровая гимнастика» | Оформления информационного стенда в группе. | ||
Октябрь | Тема: «Как правильно дышать». Цель: Развивать умение быстро переключаться от одного движения к другому. Ритмическое упражнение «Листики и капельки». Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма. Ритмическое упражнение «Скороговорка». Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку. «Танец с листочками» Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения. | Консультация для воспитателей: «Дидактические игр по развитию речи через ритмические движения». | Консультации: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры» | ||
Ноябрь Декабрь | Тема: «Повторяем чувство ритма». Цель: Воспитать потребность правильно выполнять движения. Развивать слуховое и зрительное внимание. Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан». Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма. Ритмическое упражнение «Скворушки». Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Танец-импровизация: «Снежинки и снеговики» | Проведение мастер класса «Развитие чувства ритма» через игру» | Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика и как ею заниматься» | ||
Январь | Тема: «Как мы танцуем». Цель: Развивать умение двигаться эмоционально, характерно. Оформление фотовыставки «Наши достижения» Ритмическое упражнение «На птичьем дворе». Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Игра: «Хлопни как я» Ритмическое упражнение «Как на горке - снег, снег». Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма. | Консультация для воспитателей «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи». | Консультация «Развиваем ритм и музыкальную память» | ||
Февраль Март | Тема: «Вместе весело шагать». Цель: Формировать навыки танцевальной ходьбы. Речевая игра «Ворона». Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Ритмическое упражнение «На дворе». Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Танец импровизация с цветами. Ритмическая игра «Капельки». Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст. Разучивание танца «Варенька». | Консультация для воспитателей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях». | Папка-передвижку для родителей по теме «Играем пальчиками, развиваем речь». | ||
Апрель | Тема: «Приглашение к танцу» Развивать мягкость, плавность движений рук, выразительной пластики. Учить выразительности движений. Упражнение «Волшебная капель». Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку. Ритмическое упражнение «Перелётные птицы». Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук. Разучивание танца «Большой хоровод». | Проведение мастер-класса «Сюжетно- -образные игры» | Методические рекомендации для родителей «Логопедические распевки» | ||
Май | Тема: «Будем с танцами дружить!» Цель: Развитие внимание, способность к импровизации. Закрепить умение двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. Ритмическое упражнение «Сладкоежка». Цель: Развивать чувство ритма. Разработать мониторинг развития творческих способностей детей. Ритмическое упражнение «Ну-ка, повтори!». Цель: Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения. Провести мониторинг и анализировать с началом года | Рекомендации по организации детского досуга летом. | Показ открытого занятия по кружковой деятельности |
Список используемой литературы:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.;
Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.;
Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 336 с.;
Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.;
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.;
Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.;
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М.: ТЦ Сфера, 2014;
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.:
Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.