Развитие речи детей дошкольного возраста через ритмические движения

6
0
Материал опубликован 10 January 2022

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан



ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка»

протокол от «____»__________20____г. №_____

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 4 «Росинка»

________________ Д. В. Николькин

Приказ от «____»________20___ г. №_____


План работы по самообразованию


Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через ритмические движения»


на 2021 – 2022 учебный год


Музыкальный руководитель:

I квалификационной категории Натарова Екатерина Ивановна






Нурлат, 2021г.



Цель: Развитие речевых способностей у детей. Использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми.

Задачи:

Развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;

Развитие слухового внимания и памяти;

развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.


Актуальность:

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу.

Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способности ребенка. Овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма.

При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.  В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии  ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.

Комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.


Предполагаемый результат:

сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

способность правильно выполнять артикуляции звуков;

сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;

сформированность интонационной выразительности речи;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.


Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 









Этапы работы

Содержание работы

СРОКИ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Теоретический этап

2021 – 2022 уч.г.г.

Подбор и изучение методической литературы.

Мониторинг, составление анкет для родителей.

Разработка музыкально-дидактического материала

Подбор речевых упражнений

Подбор музыкально-двигательных упражнений

Посещение  курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

Практический этап

Сентябрь

Тема: «В нужном темпе»брабатываем темп речи вместе с произношением звуков).

Речевые упражнений и игр на развитие чувства ритма:

Игра-упражнение «Весёлые бубны».

Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.

«Озорные козлята»

Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Разучивание с детьми «Танец с листочками»

Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения.


Консультация для воспитателей - «Игровая гимнастика»

Оформления информационного стенда в группе.


Октябрь

Тема: «Как правильно дышать».

Цель: Развивать умение быстро переключаться от одного движения к другому.

Ритмическое упражнение «Листики и капельки».

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма.

Ритмическое упражнение «Скороговорка».

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку.

«Танец с листочками»

Развивать чувства ритма, координации, четкости и ловкости движения.

Консультация для воспитателей: «Дидактические игр по развитию речи через ритмические движения».

Консультации: «Развиваем

творческие способности детей

через коммуникативные игры»

Ноябрь

Декабрь

Тема: «Повторяем чувство ритма».

Цель: Воспитать потребность правильно выполнять движения. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Ритмическое упражнение «Скворушки».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Танец-импровизация: «Снежинки и снеговики»

Проведение мастер класса «Развитие чувства ритма» через игру»

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика и как ею заниматься»

Январь

Тема: «Как мы танцуем».

Цель: Развивать умение двигаться эмоционально, характерно.

Оформление фотовыставки «Наши достижения»

Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Игра: «Хлопни как я»

Ритмическое упражнение «Как на горке - снег, снег».

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Консультация для воспитателей «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Консультация «Развиваем ритм и музыкальную память»

Февраль

Март

Тема: «Вместе весело шагать».

Цель: Формировать навыки танцевальной ходьбы.

Речевая игра «Ворона».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту.

Ритмическое упражнение «На дворе».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Танец импровизация с цветами.

Ритмическая игра «Капельки».        

Цель: Упражнять детей ритмичными движениями  передавать текст.

Разучивание танца «Варенька».

Консультация для воспитателей «Использование     ритмических игр со словом в домашних условиях».

Папка-передвижку для родителей по теме «Играем пальчиками, развиваем речь».

Апрель

Тема: «Приглашение к танцу»
Цель: Продолжать учить перестраиваться из одного рисунка в другой.

Развивать мягкость, плавность движений рук, выразительной пластики. Учить выразительности движений.

Упражнение «Волшебная капель».

Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.

Ритмическое упражнение «Перелётные птицы».

Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Разучивание танца «Большой хоровод».

Проведение мастер-класса «Сюжетно- -образные игры»

Методические рекомендации для родителей «Логопедические распевки»

Май

Тема: «Будем с танцами дружить!»

Цель: Развитие внимание, способность к импровизации. Закрепить умение двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки.

Ритмическое упражнение «Сладкоежка».

Цель: Развивать чувство ритма.

Разработать мониторинг развития творческих способностей детей.

Ритмическое упражнение «Ну-ка, повтори!».

Цель: Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения.

Провести мониторинг и анализировать с началом года

Рекомендации по организации детского досуга летом.

Показ открытого занятия по кружковой деятельности
























Список используемой литературы:

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.;

Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.;

Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 336 с.;

Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.;

Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.;

Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.;

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М.: ТЦ Сфера, 2014;

Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.:

Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011. 










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.