Планируемые результаты. Предметные: учащиеся получат знания о мхах как высших растениях и их значении. Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы. Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе. Оценивать свои знания и умения.
«Третий лишний!». Задание: зачеркнуть лишнее и пояснить-почему. 1. ягель, уснея (бородач), ламинария. 2.слоевище, грибница, цветок. 3. кустистый, накипной, стебельчатый.
Индивидуальное опережающее задание: Рассмотри под микроскопом клеточное строение листа сфагнума и ответь на вопросы: А. Все клетки листа одинаковые? Как они выглядят? Б. Используя учебник (стр. 109) и рисунок 70 на стр.110 найди, какие виды клеток образуют лист сфагнума. Какие функции они выполняют? Какой цвет имеют листья сфагнума? В. Рассмотри рисунок клеточного строения листа кукушкина льна. Какого цвета большая часть клеток? Найди в учебнике, (стр.108) какого цвета листья кукушкина льна?
Опыт Взвесить мох сфагнум и затем положить его в чашку Петри с водой (при изучении нового материала вновь взвесить).
Тонкие вопросы по теме Лишайники 1. Почему лишайники К.А. Тимирязев назвал сфинксами? 2. В чём сущность симбиотических отношений между водорослями и грибами? 3. Почему раньше лишайники называли пионерами растительности?
Лесной лён не хвалён, никого не одел, Синим глазом не глядел, И коробочка без семени; Он совсем другого племени. О каком организме идёт речь в загадке? Почему он другого племени?
Кто такие мхи? учебник, стр. 106-107. Это низшие или высшие растения? А знаете ли вы, что мхи бывают разными?
Класс Печеночные мхи Тело состоит из слоевища, не расчлененного на стебель, листья и корень. 2. Нет ризоидов, но при высыхании водоемов могут их образовывать. 3. Встречаются в сырых лесах, на болотах, водоемах РИЧЧИЯ
Класс Листостебельные мхи Тело расчленено на стебель и листья. сфагнум
ПРИЗНАКИ КУКУШКИН ЛЁН СФАГНУМ 1. Окраска растения 2. Ветвистость стебля 3. Форма и цвет листа 4. Наличие воздушных клеток 5. Форма коробочки 6. Наличие ризоидов 7. Где растёт? 8. Количество накапливаемой влаги 9. Образует ли торф? Сравнение мхов
Черты сравнения Кукушкин лен Сфагнум Ветвистость стеблей Форма листа Наличие ризоидов Коробочка Наличие воздушных клеток Окраска растения Количество накапливаемой влаги Где растет Образует ли торф Не ветвистые Ветвистые Очень узкие Более широкие Есть Нет Вытянутая Круглая Нет Есть Ярко-зеленая Бледно-зеленая Малое Очень большое В лесу На болоте Не образует Образует
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражнения: руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и опять все улыбнулись.
Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке, мох без ножки, Куда не глянь растет. Он снизу - беловатый, Повыше - зеленей. О каком мхе идёт речь? Какие особенности строения мха отмечены в стихотворении?
Сообщение о роли мхов
Применение мхов и торфа Стройматериалы Удобрения Топливо
Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках сохранившиеся останки людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.
О каком мхе идёт речь? Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
Подведём итог Мхи- высшие растения, тело которых разделено на побег (стебли, листья) и ризоиды 22000-27000 видов, по некоторым данным 35000 видов Появились около 350 млн. лет назад Наука о мхах - БРИОЛОГИЯ Размеры от 1 мм до 50-60 см («лилипуты») Развиты ткани: механическая,запасающая, проводящая, покровная и основная - фотосинтезирующая).
Домашнее задание Изучить в учебнике п.20, ответить на вопросы Подготовить сообщение о роли папоротников, рисунок, презентацию «Использование торфа»
Давайте вспомним загадку: Лесной лён не хвалён, никого не одел, Синим глазом не глядел, И коробочка без семени; Он совсем другого племени. В чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями? , Почему мхи- другое племя?