Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему «Отдел Голосеменные»
Технологическая карта
Урок: Отдел Голосеменные.
Разработчик: учитель биологии МБОУ ООШ №19 города Костромы Арсеньева Елена Николаевна
Учебный предмет: биология
Целевая аудитория: 5 класс ФГОС
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Биология 5 класс под редакцией В.В.Пасечника, гербарии хвойных растений, живые ветки и шишки, ПК, проектор, презентация
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации (об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных растений, их роли в жизни человека), для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
- Исследовать особенности строения голосеменных растений. -- Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.
-Показать преимущество размножение семенами перед спорами.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- выработка уверенности в собственных силах;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной и групповой работы
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.
Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу
Материалы и оборудование:
1. Техническое:
* Проектор
* Компьютер
2. Программное:
* Презентация
* пихтовое масло
3. Гербарии шишек, ветвей голосеменных растений
План урока:
Организационный момент. Целеполагание.
Актуализация знаний. Опрос (работа в группах).
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Изучение нового материала ( работа в группах по познавательным маршрутам)
Динамическая пауза.
Первичная проверка понимания . Лабораторная работа.
Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Этапы урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие.
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
|
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем, настраиваются на позитив.
|
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Позитивный настрой на урок, положительная мотивация на работу на уроке
|
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . |
- С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть поднимут смайлики. - Те у кого сегодня настроение не очень, подойдите ко мне или своему самому близкому товарищу, и мы передадим вам частичку своего позитива |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
|
Определить группу учащихся, которым нужно на уроке оказывать психологическую помощь в улучшении настроения. |
||
Актуализация знаний |
Работа в группах по дидактическим карточкам..
|
Формулирует задание по работе с дидактическими карточками. Фронтальный опрос по выполненному заданию. Подводит к выводу по изученному ранее материалу о высших споровых растениях. Проверка работы группы.
|
Выполняют работу с дидактическими карточками. Группа учащихся с ОВЗ работают под руководством учителя с коррекционными заданиями: «Третий лишний», « Допиши предложение» Самопроверка выполненной работы по слайду. |
Личностные: Готовность к саморазвитию Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.
|
Систематизация ранее полученных знаний. Создание условий для восприятия нового материала |
Уплотненный опрос, построенный на работе учащихся с карточками. |
Фронтальный опрос по выполненному заданию. Подводит к выводу по изученному ранее материалу о высших споровых растениях. Проверка работы группы. |
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют ответ. Делают выводы об усложнении строения растений в процессе эволюции. Выстраивают логическую цепочку из названий растений.
Учащиеся с ОВЗ : цепочка из картинок. |
П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
||
Оценка первого этапа работы групп |
Заполнение оценочного листа |
||||
Постановка учебной задачи |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) Формулирование темы и целей урока (фронтально)
|
С какими растениями в группе высших растений мы уже знакомы? -Что между ними общего? (жизнь связана с водой, размножаются спорами) - Что такое спора? -А чем размножаются ель, сосна, яблоня, огурец.? - На какие 2 группы вы разделили бы эти растения? По какому признаку? Как вы думаете, какие растения появились раньше, те у которых семена лежат открыто, голо в шишках или те, у которых семена укрыты в плоде, защищены ими?
|
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы, ищут логический ответ на них . Достраивают логическую цепочку . Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему: Голосеменные и образовательные цели урока, что бы хотели узнать про эти растения. |
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.
|
Создание проблемной ситуации, мотивировать учащихся к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Изучение нового материала |
Работа в группах по маршрутным картам. |
Учитель объединяет поставленные учащимися цели и задачи и предлагает рабочие познавательные маршруты группам учащихся с указанием источника получения информации в учебнике |
Учащиеся работают по познавательным маршрутам, готовятся к устному отчёту по ним |
Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Умение ставить цель, планировать деятельность П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой |
Усвоение основных понятий темы Голосеменные. |
Динамическая пауза |
Игра на внимание |
Учитель задаёт вопросы . Да- присесть! Нет – руки вверх. |
Учащиеся внимательно слушают учителя и выполняют упражнения. |
Активизация внимания после смены деятельности. |
|
Первичная проверка понимания |
Устный ответ по заданию в группах с выполнением лабораторной работы и заполнением рабочей тетради. |
Выслушивает учеников, корректирует ответы, выдаёт материал для лабораторной работы. Объясняет новый материал о размножении голосеменных. |
Устно отвечают на вопросы познавательного маршрута. Выполняют лабораторную работу « Строение хвоинки сосны и ели», «Строение шишек сосны и ели». Делают записи в рабочей тетради. Формулируют выводы по изученному материалу. |
К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. |
Аргументированные устные ответы учащихся. Закрепление навыков работы с натуральными объектами, выполнения лабораторной работы. |
Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция. |
Индивидуальная работа. Взаимопроверка по слайду. |
Проверочный тест на усвоение основных понятий темы урока ОВЗ- биологическое домино. |
Учащиеся заполняют тест индивидуально. Взаимопроверка ( передача тестов в соседнюю группу) . Проверка по слайду. |
Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги |
Подтверждение ожидаемых результатов усвоения изучаемого материала. |
Рефлексия |
Учитель должен направить обучающихся: уметь соотнести полученный результат с поставленной целью; осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; оценивать результат учебной деятельности; оценивать свое эмоциональное состояние. |
Выдаёт учащимся листы самооценки и эмоционального состояния и оценки урока в целом. |
ОВЗ: Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек Заполняют в рабочем листе рефлексию, объявляют полученную оценку на уроке, Дают оценку уроку и своему эмоциональному состоянию |
Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
Адекватная самооценка учащимися своей работы. |
Информация о домашнем задании |
Работа с текстом учебника., в рабочей тетради. Творческие на выбор: - Составление терминологический диктант для опроса одноклассников. -Кроссворд. - Презентации на выбор «Многообразие голосеменных» «Значение голосеменных» |
Предлагает обязательное домашнее задание для всех учащихся и творческие задания на выбор, вывешивает задания на стенд. |
Учащиеся записывают в дневник обязательное задание и выбирают индивидуально и группой творческое задание. |
|
Валуйская Лариса Николаевна
Елена Арсеньева
Елена Арсеньева