Урок биологии «Отдел Моховидные» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по
биологии в 6 классе
Тема: Отдел Моховидные
ЦЕЛИ:
Образовательные: способствовать формированию представления о мхах, их анатомо-морфологических особенностях, дать представление о процессах жизнедеятельности и роли мхов.
Развивающие- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценивания, исследовательских навыков работы с натуральными объектами, с цифровым и интерактивным микроскопом.
Воспитательные- развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Предметные: усвоение системы научных знаний о строении и жизнедеятельности моховидных для формирования представлений о растительном мире.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Основные термины и понятия: листостебельные, печёночники, спорофит, гаметофит, спора, гамета, высшие растения, однодомные, двудомные.
Межпредметные связи: физика, экология.
Наглядность: технологические карты, раздаточный материал: инструктивные карточки для исследовательской работы, карточки терминов
Оборудование: мультимедийный проектор, 1 ноутбук для учителя, 2 ноутбука для учеников, интерактивный микроскоп, цифровой микроскоп, презентация по теме урока, гербарий мха, засушенный мох, предметные стёкла, препаравальные иглы, вода в стакане.
Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, Методы: частично- поисковый, проблемный, исследовательский.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Время реализациии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
1.Орг. момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
0,5 мин |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока.
|
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
1 мин |
Ребятам предлагается отгадать загадку: «Не моря, не земля- корабли не плавают, и ходить нельзя» |
Обсуждение и высказывание собственной точки зрения |
Л: смыслообразование П: целеполагание К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
1 мин |
Предлагает выразить ассоциации, которые возникают со словом болото? |
Предполагают, выражают свои мысли. |
П:Использование необходимой информации для выполнения учебного задания Л: Осознание учащимися своих знаний |
||
4.Выявление места и причины затруднения. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
4 мин |
Предлагает подумать, почему сегодняшний урок мы начинаем с разговора о болотах?
- А что вы знаете о мхах? Предлагает объяснить эти высказывания? В конце урока мы вернёмся к этим высказываниям и объясним с научной точки зрения. |
Запись темы в тетрадь.
Высказывание предположений: -Растут во влажных местах. -Зелёные -Легко выдёргиваются -Очень влажные -Растут ковром -Используют для строительства.
|
К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
||
5.Построение проекта выхода из затруднения. |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
5 мин
|
Предлагает отправиться в экспедицию на вертолёте, который доставит в намеченные пункты- места произрастания мхов. Проверка самочувствия- запас знаний у учеников. Работа с биологическим лото. Предлагает разработать маршрут, что нам необходимо узнать о мхах? (цели УЭ-0) |
Работают индивидуально с таблицей, проставляя цифры ответов. Афишируют результат на доске, получается слово «Готовы» Самооценка. Обращаются к целям УЭ Этапы работы: станции: Систематической, Исследовательской, Экологической. |
Л: самоопределение; П: планирование, прогнозирование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||
6.Реализация построенного проекта. |
Построение и фиксация нового знания. Использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. |
14 мин
|
Приземление вертолёта на станции «Систематическая» -Целеполагание. Предлагает работу по заданиям карты. 1.Рассмотрите рисунки на слайде, используйте текст учебника и выясните на какие группы делятся моховидные. 2.Закончи схему: Моховидные
? ?
- Почему так разделили? -На какие изученные нами растения похожи печёночники? - О чём говорит этот факт? 2. Приземление вертолёта на станции «Исследователь- ская» Целеполагание. Предлагается поработать группами в качестве специалистов. Выслушивает доклады групп, дополняет. 3.Предлагает послушать мини- исследование учащегося, выполненного вне урока по теме «Гигроскопические свойства мхов» 4. Приземление вертолёта на станции «Экологическая» Целеполагание. 1.Задание: Прочитайте статью в учебнике на с.145 – значение мхов. Заполните графы:
|
Работают индиидуально по заданиям карты, используя текст учебника и рисунки слайда. Заканчивают схему: Моховидные 1)Печеночники 2)Листостебельные мхи Афишируют результаты - Отвечают на вопрос учителя: Печеночники не имеют органов, только слоевище и ризоиды. Листостебельные имеют стебли и мелкие зелёные листья- побеги, а так же ризоиды. Похожи на водоросли. Имеют родство с водорослями. Осуществляют самоконтроль по слайду.
2.Работают по группам в качестве специалистов. Читают внимательно задание тех. карты: 1.Анатомы изучают внешнее строение мха. используя гербарий, натуральные объекты. Вписывают в готовую таблицу результаты исследования. 2.Физиологи изучают размножение мхов с помощью учебника. Выстраивают схему размножения, используя карточки: спорофит, гаметофит, гаметы, споры. Прикрепляют их к таблице мхов. 3.Цитологи рассматривают лист сфагнума под цифровым микроскопом. Афиширование результатов всех специалистов. Оценивание группой каждого. 3. Выступление учащегося с мини- исследовательской работой «Гигроскопические свойства мхов». 4.Читают внимательно задание тех.карты. Работают с учебником в роли экологов и заполняют графы в таблице. |
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей Р: волевая саморегуляция Л: нравственно-этическое оценивание; усваиваемого содержания осознание ответственности за общее дело К: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
|
||
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
3 мин |
Чтобы вернуться из экспедиции, надо объяснить строки в стихотворении: Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда не глянь, растет. Он снизу беловатый. Повыше зеленей. Коль нужно будет ваты- Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной. Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
|
Внимательно слушают стихотворение и объясняют с научной точки зрения. -Растёт на болотах, в сырых лесах, не имеет корня, По окраске зелёный и беловатый за счёт клеток- зелёной фотосинтезирующей ткани белых крупных мёртвых клеток, летом может высыхать, при этом не погибает, обладает бактерицидным действием. |
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение. |
||
8.Включение в систему знаний и повторение. |
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
|
5 мин |
Предлагает вернуться к высказываниям и объяснить их.
|
Объясняют свои первичные знания о мхе с научной точки зрения. 1.Растут во влажных местах, так как…..вода необходима для размножения. 2.Зелёные…. есть основная фотосинтезирующая ткань 3.Легко выдёргиваются… нет корней 4.Очень влажные…обладают свойством впитывать воду 5.Растут ковром…не развиты механические ткани, споры попадают близко друг от друга и прорастают. 6.Используют для строительства….обладают бактерицидным действием. |
Р: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока. |
Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.
|
4 мин |
Предлагает подсчитать баллы и оценить себя: «5» - учёный- исследователь. «4»- учёный- практик «3» -учёный- теоретик Итоги: Достигли ли мы целей урока? Что мешало? Что помогало? |
Считают полученные баллы, оценивают себя |
Л.: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) П.: проводят рефлексию способов и условий своих действий
|
||
10.Домашнее задание
|
Активизация знаний, развитие познавательного интереса к объекту изучения |
2 мин |
«5»- мини- рассказ «Разумно ли осушать болота?» «4»- сообщение «Образование и применение торфа» «3»- п.39 с.147 вопросы и задания |
Записывают домашнее задание |
|
Презентация к уроку Отдел моховидные
PPTX / 2.82 Мб
Технологическая карта для учащихся
DOCX / 16.15 Кб
Конспект урока
DOCX / 34.26 Кб
Дедушка ГуРу
Евгений Алексеевич
Медведева Татьяна Александровна
Мартынов Алексей Александрович