Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по

биологии в 6 классе

Тема: Отдел Моховидные

ЦЕЛИ:

Образовательные: способствовать формированию представления о мхах, их анатомо-морфологических особенностях, дать представление о процессах жизнедеятельности и роли мхов.

Развивающие- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценивания, исследовательских навыков работы с натуральными объектами, с цифровым и интерактивным микроскопом.

Воспитательные- развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

Предметные: усвоение системы научных знаний о строении и жизнедеятельности моховидных для формирования представлений о растительном мире.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Основные термины и понятия: листостебельные, печёночники, спорофит, гаметофит, спора, гамета, высшие растения, однодомные, двудомные.

Межпредметные связи: физика, экология.

Наглядность: технологические карты, раздаточный материал: инструктивные карточки для исследовательской работы, карточки терминов

Оборудование: мультимедийный проектор, 1 ноутбук для учителя, 2 ноутбука для учеников, интерактивный микроскоп, цифровой микроскоп, презентация по теме урока, гербарий мха, засушенный мох, предметные стёкла, препаравальные иглы, вода в стакане.

Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, Методы: частично- поисковый, проблемный, исследовательский.


 

Этапы урока

Задачи этапа

Время реализациии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

0,5 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.


 


 


 

 

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

1 мин

Ребятам предлагается отгадать загадку: «Не моря, не земля- корабли не плавают, и ходить нельзя»

Обсуждение

и

высказывание

собственной точки зрения

Л: смыслообразование

П: целеполагание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1 мин

Предлагает выразить ассоциации, которые возникают со словом болото?

Предполагают, выражают свои мысли.

П:Использование необходимой информации для выполнения учебного задания

Л:

Осознание учащимися своих знаний

4.Выявление места и причины затруднения.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

4 мин

Предлагает подумать, почему сегодняшний урок мы начинаем с разговора о болотах?


 

- А что вы знаете о мхах?

Предлагает объяснить эти высказывания?

В конце урока мы вернёмся к этим высказываниям и объясним с научной точки зрения.


 

Запись темы в тетрадь.


 


 

Высказывание предположений:

-Растут во влажных местах.

-Зелёные

-Легко выдёргиваются

-Очень влажные

-Растут ковром

-Используют для строительства.


 


 


 

К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации

затруднения

5.Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

5 мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предлагает отправиться в экспедицию на вертолёте, который доставит в намеченные пункты- места произрастания мхов.

Проверка самочувствия- запас знаний у учеников.

Работа с биологическим лото.

Предлагает разработать маршрут, что нам необходимо узнать о мхах? (цели УЭ-0)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работают индивидуально с таблицей, проставляя цифры ответов. Афишируют результат на доске, получается слово «Готовы» Самооценка.

Обращаются к целям УЭ

Этапы работы: станции: Систематической, Исследовательской, Экологической.

Л: самоопределение;

П: планирование, прогнозирование

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6.Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания. Использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

14

мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приземление вертолёта на станции «Систематическая»

-Целеполагание.

Предлагает работу по заданиям карты.

1.Рассмотрите рисунки на слайде, используйте текст учебника и выясните на какие группы делятся моховидные.

2.Закончи схему:

Моховидные

 

? ?

 

- Почему так разделили?

-На какие изученные нами растения похожи печёночники?

- О чём говорит этот факт?

2. Приземление вертолёта на станции «Исследователь-

ская»

Целеполагание.

Предлагается поработать группами в качестве специалистов.

Выслушивает доклады групп, дополняет.

3.Предлагает послушать мини- исследование учащегося, выполненного вне урока по теме «Гигроскопические свойства мхов»

4. Приземление вертолёта на станции «Экологическая» Целеполагание.

1.Задание: Прочитайте статью в учебнике на с.145 – значение мхов. Заполните графы:


 


 

отрицательное значение

положи-

тельное

значение


 


 

Работают индиидуально по заданиям карты, используя текст учебника и рисунки слайда.

Заканчивают схему:

Моховидные

1)Печеночники

2)Листостебельные мхи

Афишируют результаты

- Отвечают на вопрос учителя:

Печеночники не имеют органов, только слоевище и ризоиды. Листостебельные имеют стебли и мелкие зелёные листья- побеги, а так же ризоиды.

Похожи на водоросли. Имеют родство с водорослями. Осуществляют самоконтроль по слайду.


 

2.Работают по группам в качестве специалистов.

Читают внимательно задание тех. карты:

1.Анатомы изучают внешнее строение мха. используя гербарий, натуральные объекты. Вписывают в готовую таблицу результаты исследования.

2.Физиологи изучают размножение мхов с помощью учебника. Выстраивают схему размножения, используя карточки: спорофит, гаметофит, гаметы, споры.

Прикрепляют их к таблице мхов. 3.Цитологи рассматривают лист сфагнума под цифровым микроскопом.

Афиширование результатов всех специалистов. Оценивание группой каждого.

3. Выступление учащегося с мини- исследовательской работой «Гигроскопические свойства мхов».

4.Читают внимательно задание тех.карты.

Работают с учебником в роли экологов и заполняют графы в таблице.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей

Р: волевая саморегуляция

Л: нравственно-этическое оценивание;

усваиваемого содержания

осознание ответственности за общее дело

К: адекватное использование речевых

средств для решения коммуникационных задач;


 

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

3

мин

Чтобы вернуться из экспедиции, надо объяснить строки в стихотворении:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда не глянь, растет.

Он снизу беловатый.

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты-

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.


 

Внимательно слушают стихотворение и объясняют с научной точки зрения.

-Растёт на болотах, в сырых лесах, не имеет корня, По окраске зелёный и беловатый за счёт клеток- зелёной фотосинтезирующей ткани белых крупных мёртвых клеток, летом может высыхать, при этом не погибает, обладает бактерицидным действием.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


 

5

мин

Предлагает вернуться к высказываниям и объяснить их.


 


 

Объясняют свои первичные знания о мхе с научной точки зрения.

1.Растут во влажных местах, так как…..вода необходима для размножения.

2.Зелёные…. есть основная фотосинтезирующая ткань

3.Легко выдёргиваются… нет корней

4.Очень влажные…обладают свойством впитывать воду

5.Растут ковром…не развиты механические ткани, споры попадают близко друг от друга и прорастают.

6.Используют для строительства….обладают бактерицидным действием.

Р: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

 

4 мин

Предлагает подсчитать баллы и оценить себя:

«5» - учёный- исследователь.

«4»- учёный- практик

«3» -учёный- теоретик

Итоги: Достигли ли мы целей урока? Что мешало? Что помогало?

Считают полученные баллы, оценивают себя

Л.: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

П.: проводят рефлексию способов и условий своих действий


 

10.Домашнее задание


 

Активизация знаний, развитие познавательного интереса к объекту изучения

2 мин

«5»- мини- рассказ «Разумно ли осушать болота?»

«4»- сообщение «Образование и применение торфа»

«3»- п.39 с.147 вопросы и задания

Записывают домашнее задание


 


Презентация к уроку Отдел моховидные
PPTX / 2.82 Мб

Технологическая карта для учащихся
DOCX / 16.15 Кб

Конспект урока
DOCX / 34.26 Кб

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное казённое образовательное учреждение Куминская средняя общеобразовательная школа Презентация урока биологии в 6 классе по теме « Отдел Моховидные» Учитель биологии Рахимова Людмила Викторовна г.п.Куминский 2018

Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия. раскрыть особенности организации моховидных на примере представителей зелёных и сфагновых мхов. Образовательная цель урока:

Образовательные: способствовать формированию представления о мхах, их анатомо-морфологических особенностях, дать представление о процессах жизнедеятельности и роли мхов. Развивающие: способствовать развитию исследовательских навыков работы с натуральными объектами, с цифровым микроскопом, навыков самоконтроля, самооценивания. Воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать у учащихся бережное отношение к природе. Задачи:

Личностные Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе формирования представлений о нравственных нормах; Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания. Регулятивные Формировать умение проводить исследовательскую работу, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера; Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью. Познавательные Развивать навыки работы с текстом, с компьютером, презентацией, натуральными объектами, применять полученные знания. Развивать логическое мышление: проводить сравнение, обобщение и классификацию, выдвигать гипотезу и ее обосновывать, опираясь на уже известный опыт. Коммуникативные развивать сотрудничество в поиске и сборе информации развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Планируемые результаты

Форма проведения: урок – экспедиция Используемая технология : технология системно- деятельностного обучения Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: по источнику знаний: наглядный практический словесный проблемный; по познавательной деятельности: репродуктивный частично- поисковый исследовательский

№ Этап урока Цель время 1. Организационный момент Создание доброжелательной атмосферы на рабочую деятельность 0,5 мин 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, 1 мин 3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий. 1 мин 4. Выявление места и причины затруднения. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. 4 мин 5. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 5 мин 6. Реализация построенного проекта. Построение и фиксация нового знания. Использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. 14 мин 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 4 мин 8. Включение в систему знаний и повторение. Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 4 мин 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. 4 мин 10. Домашнее задание: Активизация знаний, развитие познавательного интереса к объекту изучения 2 мин

Организационный момент: 0,5 мин Цель: Создание доброжелательной атмосферы на рабочую деятельность Приёмы: «настройка» Методы: словесный УУД: Коммуникативные УД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Приёмы: загадка Методы: cловесный, наглядный УУД: Коммуникативные УД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УД: смыслообразование Познавательные УД: целеполагание 1 мин

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. Приёмы: ассоциации Методы: проблемный Форма: фронтальная УУД: Познавательные УД: Использование необходимой информации для выполнения учебного задания Личностные УД: Осознание учащимися своих знаний 1 мин

IV. Выявление места и причины затруднения. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приёмы: вопрос-ответ Методы: словесный Форма: фронтальная 4 мин Ожидаемый ответ: Растут во влажных местах… Зелёные… Легко выдёргиваются… Очень влажные… Растут ковром… Используют для строительства…

УУД: Коммуникативные УД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Познавательные УД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные УД: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

V. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Приёмы: биологическое лото Методы: проблемный, поисковый Форма: индивидуальная , фронтальная УУД: Коммуникативные УД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УД: самоопределение; проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные УД: планирование, прогнозирование 5 мин

гаметы низшие хромотофор зооспоры ризоиды слоевище

гаметы 2 низшие 1 хромотофор 5 зооспоры 3 ризоиды 6 слоевище 4

Гаметы Г Низшие О Хромотофор О Зооспоры В Ризоиды Т Слоевище Ы

VI. Реализация построенного проекта. Цель: Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Приёмы: схема, работа с источником, микроскопом, гербарием, заполнение таблицы Методы: По источнику знаний: практический, словесный По познавательной деятельности: исследовательский, частично- поисковый Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная 14 мин

Станция Систематическая Риччия Маршанция Сфагнум

Моховидные Печеночники Листостебельные мхи

Вопросы для сравнения Кукушкин лён Сфагнум Органы растения 2. Высота стебля 3. Окраска листьев 4. Где образуются споры? 5. Форма коробочки 2) Станция «Исследовательская» Анатомы:

Физиологи: Спорофит Гаметофит Гаметы Споры 2) Станция «Исследовательская» Цитологи:

Мини- исследовательская работа «Гигроскопические свойства мхов» m (сухого мха)= 1,2 г m (влажного мха)= 17,7г

3) Станция «Экологическая» Отрицательное значение мхов Положительное значение мхов

УУД: Коммуникативные УД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; Личностные УД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело; проводят самооценку. Познавательные УД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Построение и фиксация нового знания. Использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Приёмы: выдели и объясни Методы: По характеру познавательной деятельности: проблемный  По источнику знаний: словесный Форма: фронтальная 4 мин

Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда не глянь, растет. Он снизу беловатый. Повыше он зеленый. Коль нужно будет ваты- Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной. Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.

УУД: Личностные УД: самоопределение. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Приёмы: опрос- итог Методы: Наглядный, словесный УУД: Регулятивные УД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль 4 мин

Растут во влажных местах, так как….. Зелёные…. Легко выдёргиваются… Очень влажные… Растут ковром… Используют для строительства…. ОБЪЯСНИ!

Растут во влажных местах, так как….. вода необходима для размножения. Зелёные…. есть основная фотосинтезирующая ткань. Легко выдёргиваются… нет корней и проводящих тканей. Очень влажные… обладают свойством впитывать воду. Растут ковром… не развиты механические ткани, споры попадают близко друг от друга и прорастают. Используют для строительства…. обладают бактерицидным действием. Предполагаемые ответы:

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. 4 мин Цель: Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Приёмы: самооценка Методы: Наглядный, словесный УУД: Личностные УД: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные УД: проводят рефлексию способов и условий своих действий Форма: индивидуальная, фронтальная

12-13 б.- «5» - учёный- исследователь. 11-12 б.- «4» - учёный- практик 9-10 б. - «3» -учёный- теоретик

X. Домашнее задание: Цель: Активизация знаний, развитие познавательного интереса к объекту изучения. Приёмы: Творческая работа Методы: Наглядный, словесный «5»- мини- рассказ «Разумно ли осушать болота?» «4»- сообщение «Образование и применение торфа» «3»- п.39 с.147 вопросы и задания 2 мин

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Это совершенно не относится к оценке ресурса, но скажите, пожалуйста, для чего Вы в презентации, которую будите показывать детям на уроке включаете цели задачи для учителя, УУД, приемы итд.

2 April 2018

Людмила Викторовна! Категорически не согласен с оценкой , якобы дифференцированной, за домашнее задание. Кто добросовестно выучить материал, поработает с вопросами и расскажет правильно - 3, а кто порассуждает -5. Явный перебор!

4 April 2018

Людмила Викторовна, урок хороший, использованы разнообразные приёмы обучения. Вот только меня смущают итоги урока: 12-13 б.- «5» - учёный- исследователь, 11-12 б.- «4» - учёный- практик, 9-10 б. - «3» -учёный- теоретик. Получается, что учёные-теоретики - это что, посредственные личности, троечники?

4 April 2018

Людмила Викторовна, урок хороший. Я соглашусь с Сергеем Николаевичем, что не следует показывать слайды с задачами учителя и т.п. (их просто можно скрыть), также стоит обратить внимание на то, что цель урока всегда должна быть одна, а задач может быть несколько.

11 April 2018