Открытый урок по географии «Регионы России», 9 класс
Открытый урок по географии 9кл
Обобщающее повторение по теме «Регионы России»
Цель урока: обобщить и закрепить знания об экономических районах России.
Задачи урока: закрепить знания особенностей и характерных черт экономических районов.
Развивать умение работать в малых группах.
Формировать навыки работы с различными источниками информации.
Совершенствовать умения работать по типовому плану.
Формировать пространственное представление своей Родины, показывать на карте объекты номенклатуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-игра
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришли успешные предприниматели. О цели их прихода я скажу позже, а сейчас, пока я занимаюсь журналом, рассмотрите слайд и догадайтесь какова цель нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься.
ПЕРВЫЙ СЛАЙД Мотивация - облако тегов.(в контурах РФ названия экономических районов, отраслей промышленности)
ВТОРОЙ СЛАЙД Итак, вы правильно догадались, тема нашего урока - обобщающее повторение по теме «Регионы России».
ТРЕТИЙ СЛАЙД Разминка. Давайте договоримся, не шуметь, работать активно. Необходимо объекты назвать и показать на карте.
Соседнее Государство РФ, с которым у нас самая протяженная граница (7513 км) Казахстан
Самую большую республику в составе РФ Саха (Якутия)
Страну-соседа с самой короткой границей (39км) (КНДР)
Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
Самый маленький по площади экономический район (Северо-Западный)
Экономический район, в котором мы живем (Западно-Сибирский)
Самый благоприятный для проживания и хозяйственной деятельности район (Европейский Юг)
Район – «опорный край державы, ее добытчик и кузнец» (Уральский)
Район, где добывается большая часть энергоресурсов страны (Западно-Сибирский)
Самый удаленный от центра район (Дальний Восток)
Район - автомобильный цех страны (Поволжье)
Регион, где находится полюс холода РФ и северного полушария (Якутия, Оймякон)
Район с наибольшими запасами древесины (Восточная Сибирь)
(Работа выполняется в тетрадях для проверочных работ)
ЧЕТВЕРТЫЙ СЛАЙД Узнай регион по описанию
В этом районе ведется добыча железной руды. В районе есть город-миллионер. Район богат черноземными почвами.(Центрально-черноземный район, Воронеж)
На западе района ведется добыча руд, а на востоке- топлива: угля, газа, нефти. Коренное население района относится к финно-угорской группе. Здесь недавно начата добыча алмазов. Здесь находится первый российский космодром.(Северный район)
В районе очень благоприятные природные условия. Отрасли специализации: АПК, цветная металлургия, рекреационное хозяйство.(Северный Кавказ)
В состав района входят только области. Это промышленное ядро России. Отраслями специализации является наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленность.(Центральный район)
Район нефти и газа. Значительная часть территории заболочена.(Зап. Сибирь)
Это старейший район металлургии. Это сухопутный район. Важная отрасль специализации - тяжелое (металлоемкое) машиностроение. Большая проблема района - дефицит воды.(Урал)
Этот район находится в трех полушариях. Отрасли специализации района- цветная металлургия и рыбная промышленность (Дальний Восток)
ВОСЬМОЙ СЛАЙД Найди ошибку.
В Европейском Севере есть большие запасы древесины, добывается янтарь, развита цветная металлургия, в районе расположен незамерзающий порт Мурманск.
Европейский Юг-самый многонациональный район России. В этом районе главной отраслью специализации является АПК. Крупнейшим промышленным узлом данного района является Нижегородский промышленный узел.
Освоение богатств Восточной Сибири затрудняют неблагоприятные природные условия. Этот район дает до 70% нефти и 92% газа России. Крупнейшим городом этого района является Красноярск.
Поволжье называют «автомобильным цехом» страны. Здесь проживают народы, исповедующие ислам и буддизм. Крупнейшими городами Поволжья являются Казань, Самара, Воронеж, Волгоград.
В Западной Сибири расположен крупнейший каменноугольный бассейн - Кузбасс. В этом районе крупнейшим центром медно-никелевого производства является город, расположенный за северным полярным кругом - Норильск.
После выполнения работы, собрать тетради и разобрать задания.
Работа в малых группах
А теперь - о цели визита наших гостей. Как вы, вероятно, уже слышали, в стране запущена государственная программа - дальневосточный гектар. Наши гости-потенциальные инвесторы. Им предложили объединиться и вложить деньги в строительство предприятий :
Машиностроительного завода по производству турбин для электростанций
Предприятия цветной металлургии по производству тяжелых металлов
Предприятия пищевой промышленности (плодово-консервный завод)
Вы - представители фирм, проводящих экспертизу проектов.
Ваша задача- дать комплексную оценку территории Дальнего Востока, подобрать место будущему предприятию. Выдать рекомендации инвесторам о целесообразности строительства предприятий.
Руководители, распределите обязанности своим сотрудникам. Из-за нехватки кадров придется обязанности совмещать. Активно включаемся в работу, на обороте карточки подпишите название фирмы, фамилию. Там же сделайте свои пометки-рекомендации.
Оценка государственной программы «Дальневосточный гектар»
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
Руководитель проекта |
1.Состав района 2.Особенности ЭГП 3.Транспортные пути Вопросы: 1) Стоит ли создавать данное предприятие в этом районе? 2) Если да, то в каком месте? |
Учебник, стр.240-241 |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
геоморфолог |
Оценка рельефа района: каков рельеф района- преобладающие формы рельефа Вопросы: 1)Как рельеф влияет на будущее предприятие? 2)Где в соответствии с рельефом разместится будущее предприятие? |
Физическая карта Дальнего Востока |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
геолог |
1.Внутренне строение района , тектонические условия – возможность землетрясений, оползней и др. 2.Полезные ископаемые Вопрос: 1)Как их наличие повлияет на будущее предприятие |
Учебник, стр.242, 247, 250(рис.72) атлас |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
климатолог |
Оценка климатических условий района 1.Средние температуры января и июля 2.Количество осадков, их распределение 3.Опасные метеорологические явления Вопрос: Как климат влияет на жизнь и здоровье человека, на его хозяйственную деятельность? |
Учебник стр.243-244 Климатическая карта России |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
Эколог и гидролог |
Природная зона (особенности ПЗ, богата или бедна растительностью, сильно или слабо изменена человеком) 2.Заповедники 3.Водные ресурсы района (реки, озера) Вопрос: 1)Как будущее предприятие повлияет на природу? 2)Как особенности природы повлияют на создание предприятия? |
Карта природных зон Учебник, стр.244 Учебник 8 кл стр.174 |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
агроном |
Какие преобладают почвы? Какова специализация растениеводства района? Вопрос: Каковы ваши рекомендации по размещению предприятия? |
Атлас, карта почв Учебник, стр.251 |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
социолог |
Плотность населения Крупные города Национальный состав Вопрос: 1)Хорошо ли обеспечен район трудовыми ресурсами для создания предприятия? |
Учебник, стр.248 251 |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
Менеджер по маркетингу |
Какие отрасли хозяйства развиты? Назовите крупные центры промышленности. Вопрос: В каком городе или недалеко от него должно быть ваше предприятие? |
Атлас, экономическая карта Дальнего Востока |
Специалист группы |
Что необходимо изучить |
Источники информации |
аналитик |
Отрасли какой промышленности преобладают? Какая промышленность развита слабо? Вопросы: 1)Какое предприятие советуете создать? 2) Какие факторы оказывают решающую роль при создании выбранного предприятия? |
Атлас, экономическая карта Дальнего Востока Учебник, стр.270 (таблица 2) |
фирма «Звезда Востока» |
фирма «Надежда России» |
фирма «Эксперт» |
Итак, исследования провели. Из-за дефицита времени давайте сразу выслушаем оценку аналитиков наших фирм. Результаты ваших экспертиз изучим позже.
(Выступления аналитиков групп).
Д/з- разобрать итоговые задания по теме на стр.253 .Урок окончен. Всем спасибо