Урок-практикум в 8 классе с углубленным изучением биологии: «Движение крови по сосудам»
Тип урока:урок-практикум
Тема: Движение крови по сосудам. Практическая работа №10. Определение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Цель:Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах движения крови, изменении скорости крови в сосудах, поддержании постоянства артериального давления. Образовательные: Воспитательная: Развивающие: Оборудование: таблицы по кровообращению, ТСО, компьютер с мультимедийным проектором. Приложение: "Движение крови по сосудам". Скажи, откуда ты приходишь, красота? Что такое красота? Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье. Давление крови снижается постепенно, но не равномерно. В артериях оно самое высокое, в капиллярах — ниже, в венах оно падает еще больше, поскольку много энергии затрачивается на проталкивание крови через систему капилляров: при движении кровоток испытывает сопротивление, которое зависит от диаметра сосуда и вязкости крови. Посмотрите кадр презентации. Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови. Сделайте вывод.
2-е задание. Работа в группах видеофрагмент заполнение таблицы
Сосуды
|
1. Найдите у себя пульс на лучевой кости около кисти.
2. Подсчитайте пульс в спокойном состоянии в течении 1 минуты.
3. Выполните дозированную нагрузку-низкие (глубокие) приседания в течении 30 секунд (20 раз). Снова подсчитайте пульс в течении 1 минуты.
III. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Практическая работа №10
Определение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Оборудование: секундомер
Цель:
Оборудование:секундомер
Ход работы:
1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.
Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.
2. После этого по формуле надо рассчитать скорость кровотока. Полученные данные сравним со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.
закрепление
Задача. “Наследие Дуремара”. Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония — болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство — надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?
Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.
Почему у человека бывает гипертония?
Ответ: У большинства животных Земли тело расположено горизонтально, то есть голова и сердце находятся практически на одном уровне. Поэтому у этих животных сердцу не требуются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать мозг кровью. При неестественных для них позах сердце “горизонтальных” животных не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в вертикальном положении, то оно потеряет сознание.
Человека и жирафа можно считать “вертикальными” животными, у которых давление крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как человек, так и жираф, а также некоторые птицы являются гипертониками.
инф-я о д/з подготовить сообщение о заболеваниях кровеносной системы
выст.оценок
Рефлексия:
- Чему учились?
- Что получилось?