Открытый урок "Электризация тел при соприкосновении"

1
0
Материал опубликован 4 May

Урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел при соприкосновении.

Два рода зарядов»


Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики предполагает использование различных методов и приемов, направленных на деятельность ученика. Урок «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел» по УМК Перышкина А.В. в 8 классе построен как урок подведения под понятие.

Тип урока: урок подведения под понятие.

Цели урока:

Обучающая: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.

организация усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).

Развивающая: формирование умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).

Воспитательная: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).



Орг. момент (3 мин)

- Очень рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

- Меня зовут Валентина Николаевна, я учитель физики и приехала к вам из далекого северного Оленекского района.

-Наш урок пройдет под девизом первого русского ученого –естествоиспытателя, поэта, филолога Михаила Васильевича Ломоносова «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»

-Опыты мы будем проводить со стеклянными и эбонитовыми палочками. На каждом столе имеется рабочий лист и инструкции к опытам.

Каждая группа выбирает своего руководителя, затем руководитель выбирает 2 практиков и 1 теоретика, даю вам полминуты.

I этап – актуализации знаний (5 мин)

- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?(молния, северное сияние, радуга)

- Каким одним словом мы это называем? (физические явления)

- Значит мы сегодня будем говорить о ... (физическом явлении)

На доске появляется запись:

физическое явление

Итак, переходим к опытам


Опыт 1.

Инструкция для практиков (алгоритм работы):

Возьмите стеклянную палочку и поднесите к кусочкам бумаги.

Натрите палочку шелковой тканью

Поднесите к кусочкам бумаги

Теоретики наблюдаете и записываете результаты наблюдения в Рабочий лист.

ДО (натирания) ПОСЛЕ (натирания)

Что наблюдаете? Что наблюдаете?

_______________________ ____________________________


Опыт 2.

Инструкция для практиков (алгоритм работы):

Возьмите эбонит палочку и поднесите к кусочкам бумаги.

Натрите палочку мехом.

Поднесите к кусочкам бумаги

Теоретики наблюдаете и записываете результаты наблюдения в Рабочий лист.

ДО (натирания) ПОСЛЕ (натирания)

Что наблюдаете? Что наблюдаете?

_______________________ ____________________________

- Сделаем выводы этих 2 опытов.

- Теоретики сравните две свои записи и сделайте вывод

(а) в обычном состоянии в первом случае ничего не происходит

б) во втором случае после натирания кусочки бумаги притянулись к палочкам


-Значит, в результате чего произошло притягивание тел друг к другу? (в результате натирания, т.е. взаимодействия)

На доске появляется запись:

в результате взаимодействия тел - трения


II этап – постановки вопроса (1 мин)

- Какой вопрос возникает в этом случае? (Что происходит с палочками, после чего они начинают притягивать бумагу?)



III этап – поиска ответа на вопрос (10 мин)

Сейчас найдем ответ к этому вопросу.

Каждая группа выполняет свой опыт и делает выводы.


ГРУППА 1

Опыт 3.

Инструкция для практиков (алгоритм работы):

Первую стеклянную палочку подвешенную на нити натереть шелком.

Вторую стеклянную палочку натрите шелковой тряпочкой.

Осторожно не дотрагиваясь поднести вторую палочку к первой.

Теоретики наблюдаете и записываете результаты наблюдения в Рабочий лист.


Стеклянные палочки Что происходит?

______________________________


ГРУППА 2

Опыт 3.

Инструкция для практиков (алгоритм работы):

Первую эбонитовую палочку подвешенную на нити натереть мехом.

Вторую эбонитовую палочку натрите мехом.

Осторожно не дотрагиваясь поднести вторую палочку к первой.

Теоретики наблюдаете и записываете результаты наблюдения в Рабочий лист.

Эбонитовые палочки Что происходит?

______________________________



ГРУППА 3

Опыт 3.

Инструкция для практиков (алгоритм работы):

1. Эбонитовую палочку подвешенную на нити натереть мехом.

2. Стеклянную палочку натрите мехом и поднесите.

3. Осторожно не дотрагиваясь поднести вторую палочку к первой.

Теоретики наблюдаете и записываете результаты наблюдения в Рабочий лист


Эбонитовая и стеклянная палочки Что происходит?

______________________________



Выводы:

1 группы. Стеклянные палочки отталкиваются

2 группы. Эбонитовые палочки отталкиваются

3 группы. Стеклянная и эбонитовая палочки притягиваются.



На доске появляется запись:

3.тела притягиваются или отталкиваются


Почему так происходит? Чтобы ответить на это вопрос мы должны заглянуть внутрь тел.

Все тела состоят из молекул. Молекулы состоят из атомов, а атомы – из ядра (протоны, нейтроны) и свободно движущихся электронов. (картинки - атомы)


В обычном состоянии тела нейтральны, те являются незаряженными, потому что у них одинаковое количество протонов и электронов.

Что же происходит при трении двух тел? При трении происходит переход электронов от одного тела к другому. (Анимация - электроны вылетают)



На доске появляется запись:

потому что получают заряд



(Анимация - электроны вылетают)

Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потёртой о шёлк, условились называть положительным. Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех, — отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, — отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+», отрицательные — знаком «-».

На доске появляется запись:

отрицательный или положительный


IV - этап обобщения, подведения под понятие (5 мин)


- Какой вопрос мы поставили в начале урока? (что это за явление?)

- Еще раз назовем признаки этого явления: (то, что записано на доске)

физическое явление

в результате взаимодействия тел – трения

тела притягиваются или отталкиваются

потому что получают заряд

отрицательный или положительный

И это физическое явление назвали электризацией.

Итак, что такое электризация ? Построим определение на основе наших наблюдений.

Электризация – это физическое явление, в котором в результате взаимодействия тела притягиваются или отталкиваются, потому что получают заряд – отрицательный или положительный.

- Итак, какое новое понятие мы открыли для себя?

- Запишем в Рабочем листе тему урока «Электризация тел. Два рода зарядов.»


V.Физкультминутка (1 мин)

Прикрепляют карточки “+” и “-“

Задание.

1.Покажите мне пожалуйста как и какие заряды отталкиваются (дети находят свой одинаковый знак и имитируют отталкивание

2. Покажите как и каие заряды притягиваются (разные знаки обнимаются)



VI – этап первичного закрепления (3 мин)

Давайте закрепим полученные задания, раздаю вам тестовые задания. На эту работу я вам даю 3 минуты.

Выполняют тест

Тест.

1. Сколько тел учувствует в электризации?

А.1.

Б.2.

В.3

2.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака?

А. Притягиваются.

Б. Отталкиваются.

В. Никак не взаимодействуют

3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?

А. Притягиваются.

Б. Отталкиваются.

В. Никак не взаимодействуют

4. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не заряжена? 

t1746338342aa.jpg

А.1

Б.2

В.3

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А. 1

Б. 2

В. 3.

Закончили? А теперь обменялись заданиями, проверяем ответы и ставим оценку по шкале оценивания


задания

1

2

3

4

5

Ответы

Б


А

Б

А

В


Шкала оценивания


Баллы

0-1

2-3

4

5

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»





VIIэтап рефлексии (3 мин)

Значит чему научились на уроке? (научились открывать новое знание на основе наблюдения за опытами, делая выводы и используя необходимые знания)

- Как мы открыли новое знание? (на основе опытов, путем наблюдения, делая выводы, используя необходимые знания)


Вы все сегодня – молодцы я объявляю Вам благодарность за вашу работу и вручаю всем памятные подарки от ваших сверстников - учащихся Оленекской школы.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.