Технологическая карта урока физики «Электризация тел» (8 класс)
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок физики по ФГОС»
Технологическая карта урока физики Учитель: Спицына Л. И.
Общие сведения об уроке | Класс _8_ | Урок № _1 ( по теме) № 26 (по курсу) | Дата: _9.12.2019_ | Тема урока: Электризация тел. Два рода электрических зарядов. | ||||
Автор УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М. | ||||||||
Тип урока: | Урок первичного предъявления и освоения новых знаний. | |||||||
Цель урока: | Образовательная (содержательная) - | Расширение понятийной базы естественнонаучной направленности в результате включения в процесс познания новых элементов знаний; | ||||||
Деятельностная - | Проверка способностей учеников к творческому мышлению и новым способам учебных действий | |||||||
Задачи урока: | Воспитательные: | - создать условия для реальной самооценки учащихся; - совершенствование навыков самообразования и общения в рамках школьного урока; | ||||||
Развивающие: | - развивать умения объяснять закономерности физических процессов на основе результатов опытов; - формирование прикладной значимости физики в жизни и деательности людей. | |||||||
Проектируемые (планируемые) результаты | Предметные: | - понимание и умение объяснить сущность явления электризации тел, - умение давать краткие и точные ответы на вопросы по теме; | ||||||
Личностные: | - формирование познавательного интереса к предмету через активизацию творческих способностей ученика; | |||||||
Метапредметные: | - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умения представить результаты собственной учебной деятельности. | |||||||
Формы деятельности на уроке: | - индивидуальная, - парная; -фронтальная. | |||||||
Формы обучения: | - поиск новой информации в предложенных источниках; | |||||||
Межпредметные связи: | - химия (строение атома), - технология (практическое применение электризации как технологического процесса). | |||||||
Технология (и) урока: | - педагогика сотрудничества; -интерактивные технологии. | |||||||
Образовательные ресурсы: | Основные - | ПК учителя, документ-камера, мультимедийная система+экран. | ||||||
Дополнительные - | - демонстрационное оборудование к уроку ( палочка стеклянная и эбонитовая, воздушный шарик, шерстяная ткань, полиэтиленовые пакеты) |
ХОД УРОКА, его этапы, деятельность участников образовательного процесса:
Структурный элемент (этап) урока | Время реали-зации, мин | Цели и задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД элемента (этапа): Л – личностные, Р- регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные, |
Организа- ционный | 2 | | Приветствие. Настрой на урок. Определение временных и содержательных рамок урока | Принимают предлагаемые временные рамки для работы над ошибками и освоения новой темы. | Л: самоопределение значимости учебной деятельности |
Анализ результатов контроль-ной работы по теме «Изменение агрегатного состояния в тепловых процессах»* | 10
| Развитие умения оперировать собственным учебным потенциалом для преодоления ошибок в К.Р. | Общая информация о результатах контрольной работы. Тьюторское сопровождение процесса ликвидации ошибок и недочетов в ранее выполненной контрольной работе. Возможно – организация парной работы учащихся для решения возникающих учебных проблем. | Проводят анализ допущенных в контрольной работе ошибок. Самостоятельно исправляют их. При необходимости – обращаются за помощью к учителю или получают помощь ученика, получившего отличную оценку за контрольную работу | П: самопроверка результативности учебной деятельности |
Погружение в тему урока | 2 | Мотивация к учебной деятельнос-ти | Начнем урок сегодня с представленья Физических явлений, всем привычных, Процессы эти вам давно знакомы, Но все они вопросы вызывают: Что происходит? Почему так, не иначе? Сообщает детям, что на этом уроке главным рабочим «инструментом» станет… палочка. Как думаете, палочка волшебная? Знакомит учеников с палочками одинаковых размеров, но различных по цвету. Задает вопрос «Одинаковым ли будет их действие?» | Настраиваются на новый вид деятельности на уроке Реакция и ответы детей Высказывают предположения о том, что действие неизвестных палочек должно быть разным уже потому, что они имеют разный цвет (состав вещества). | П: выдвижение гипотез и их обоснование Р: умение правильно оценивать собственные действия К: понимание возможности существования различных точек зрения по данному вопросу |
Формулиро-вание целей и задач урока | 6 | Формулиров-ка учебной цели и задач урока на основе опытов, выполненных одноклассни-ками. | Приглашает пройти к демонстрацион- ному столу учеников, желающих в начале урока самостоятельно выполнить задание «Внимательно читай и точно выполняй!» Задания (индивидуальные) для учеников изложены на листках, которые находятся на демонстрационном столе, так же как и все оборудование, необходимое для выполнения опытов по электризации и взаимодействию наэлектризованных тел. Приложение 1. | Выполняют индивидуальные задания - демонстрации: -Взаимодействие листочков бумаги и воздушного шарика небольших размеров, потертого предварительно о кусочек шерсти или о волосы; -Взаимодействие двух лент из полиэтилена; -Взаимодействие полоски бумаги и полиэтиленовой ленты. После выполнения опыта каждый ученик представляет его результаты, формулирует свой комментарий. | Л: Нравственно-этическое оценивание собственной деятельности; К: согласование усилий для достижения общей учебной цели; Р: умение соотносить собственные действия с планируемыми результатами; |
Систематиза-ция результатов опытов. | 2 | | Ребята, нам предстоит объяснить необычное и различное «поведение» физических тел, с которыми работали ваши одноклассники. Все наблюдаемые вами явления объединяет общее название. Многие физические тела, окружающие нас, проявляют такие свойства, но при определенных условиях. Что же это за условия? О них нам предстоит узнать. | Формируют название темы «Электрические явления», к изучению которой приступают школьники. Записывают название темы урока в тетради. | П: формулирование познавательной цели урока Р: умение самостоятельно ставить для себя новые образовательные задачи |
Актуализация знаний по теме | 6 | | Задача наша – объяснение процессов, Тех, что с различными телами происходят. Названье дали им давным-давно! Первоисточник – слово чтоб назвать, Ребята, этот ребус разгадайте! Предлагает учащимся: - вспомнить, из каких частиц состоят все окружающие нас физические тела. - назвать частицы, входящие в состав любого атома, которые заряжены; - назвать знак заряда электрона. |
Разгадывают ребус, называют одно из ключевых слов урока: ЯНТАРЬ. Отвечают на вопросы, реализуя метапредметные знания. | П: использование логической цепи рассуждений К: владение монологической и диалогической формами речи при ответах на вопросы; |
Углубление знаний по теме: работа с текстом в учебнике. Рефлексия учебного этапа: | 10 | | Предлагает, работая с текстом [1, с. 75-77], найти ответы на вопросы: - Всегда ли палочки – сегодняшние «рабочие инструменты» ведут себя так, как при выполнении опытов? - Назвать условие (я) проявления необычных свойств телами. - Каким способом (ами) может передаваться электрический заряд от одного тела к другому? - Взаимодействуют ли наэлектризован-ные тела друг с другом? Если «да», то как? - Почему одни наэлектризованные тела притягиваются, другие – отталкиваются? - Имеет ли процесс электризации практическое значение? Возвращаясь к опытам в начале урока, прошу пояснить различное поведение тел. Дополнительное задание: Найти в тексте информацию о «физическом» значении термина ЯНТАРЬ Подведение итога этой части урока: Собираем пазл учебный, чтоб новый термин не забыть: [2] | Работая индивидуально (в паре) находят в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы Для оптимизации работы и сокращения времени для нахождения ответов на вопросы их текст представлен на экране классной доски или на слайде презентации. Ответы на вопросы по мере нахождения в тексте озвучиваются. Формулировка ответов должна быть полноценной, грамотной. Формулируют причину различного поведения тел: недостаток или избыток электронов на поверхности. ЯНТАРЬ – это слово, что в переводе с греческого обозначает «электрон» - ключ к названию группы физических процессов, которые с 17 века называют электрическими. Работа желающих учащихся (2 чел.) у доски – «сборка» интерактивного пазла с главным термином урока. | П: поиск и выделение главной информации для освоения новой темы; Р: самооценка; осознание себя как активного субъекта учебной деятельности. К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации К: учет деятельности партнера для достижения цели на данном этапе урока |
Итоги урока | 2 | Выставление оценок за урок | Подводим итоги работы на уроке. Кратко комментирует оценки учащихся. | Принимают информацию к сведению. Планируют собственную деятельность по улучшению качества самообразования. | |
Домашнее задание | 2 | Инструктаж по выполнению | Записать домашнее задание: обязательная часть: § 25 (конспект), задание (стр. 78) творческая часть: подготовить свой опыт по демонстрации электризации и взаимодействия тел (выполняется по желанию учащихся) | Записывают домашнее задание, принимают решение о выполнении творческой его части. | Р: принятие решения – выбор уровня выполнения домашнего задания |
Рефлексия | 3 | Закрепляем полученные знания | Предлагает с помощью интерактивного слайда (слайд 7) закрепить полученные знания учащихся об электризации тел. [3] Файл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf | Выполняют задание, работая у доски-экрана. | К: умение договариваться, принимать совместное решение |
Источники информации
1. Перыщкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник. М., Дрофа, 2016, 237 с.
2. Авторская коллекция «Физика» интерактивных пазлов: https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3bfc8ac277c8
3. Коллекция ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf
ПРиложение 1
DOCX / 15.8 Кб
Кияйкина Наталья Федоровна
Гроздева Ирина