12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45713
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок физики по ФГОС»


Технологическая карта урока физики Учитель: Спицына Л. И.

Общие сведения об уроке


Класс _8_

Урок № _1 ( по теме)

26 (по курсу)

Дата: _9.12.2019_

Тема урока:

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Автор УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тип урока:

Урок первичного предъявления и освоения новых знаний.


Цель урока:

Образовательная (содержательная) -

Расширение понятийной базы естественнонаучной направленности в результате включения в процесс познания новых элементов знаний;

Деятельностная -

Проверка способностей учеников к творческому мышлению и новым способам учебных действий

Задачи урока:

Воспитательные:

- создать условия для реальной самооценки учащихся;

- совершенствование навыков самообразования и общения в рамках школьного урока;

Развивающие:

- развивать умения объяснять закономерности физических процессов на основе результатов опытов;

- формирование прикладной значимости физики в жизни и деательности людей.

Проектируемые

(планируемые) результаты

Предметные:

- понимание и умение объяснить сущность явления электризации тел,

- умение давать краткие и точные ответы на вопросы по теме;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к предмету через активизацию творческих способностей ученика;

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умения представить результаты собственной учебной деятельности.

Формы деятельности на уроке:

- индивидуальная, - парная; -фронтальная.

Формы обучения:

- поиск новой информации в предложенных источниках;

Межпредметные связи:

- химия (строение атома),

- технология (практическое применение электризации как технологического процесса).

Технология (и) урока:

- педагогика сотрудничества;

-интерактивные технологии.

Образовательные ресурсы:


Основные -

ПК учителя, документ-камера, мультимедийная система+экран.

Дополнительные -

- демонстрационное оборудование к уроку ( палочка стеклянная и эбонитовая, воздушный шарик, шерстяная ткань, полиэтиленовые пакеты)

ХОД УРОКА, его этапы, деятельность участников образовательного процесса:

Структурный элемент (этап)

урока

Время реали-зации,

мин

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД элемента (этапа):

Л – личностные,

Р- регулятивные,

П – познавательные,

К – коммуникативные,

Организа-

ционный

2


Приветствие. Настрой на урок.

Определение временных и содержательных рамок урока

Принимают предлагаемые временные рамки для работы над ошибками и освоения новой темы.

Л: самоопределение значимости учебной деятельности

Анализ результатов контроль-ной работы по теме «Изменение агрегатного состояния в тепловых процессах»*


10


Развитие умения оперировать собственным учебным потенциалом для преодоления ошибок в К.Р.

Общая информация о результатах контрольной работы.

Тьюторское сопровождение процесса ликвидации ошибок и недочетов в ранее выполненной контрольной работе.

Возможно – организация парной работы учащихся для решения возникающих учебных проблем.

Проводят анализ допущенных в контрольной работе ошибок. Самостоятельно исправляют их.

При необходимости – обращаются за помощью к учителю или получают помощь ученика, получившего отличную оценку за контрольную работу


П: самопроверка результативности учебной деятельности

Погружение в

тему урока

2

Мотивация

к учебной деятельнос-ти

Начнем урок сегодня с представленья

Физических явлений, всем привычных,

Процессы эти вам давно знакомы,

Но все они вопросы вызывают:

Что происходит? Почему так, не иначе?

Сообщает детям, что на этом уроке главным рабочим «инструментом» станет… палочка. Как думаете, палочка волшебная?

Знакомит учеников с палочками одинаковых размеров, но различных по цвету.

Задает вопрос «Одинаковым ли будет их действие?»


Настраиваются на новый вид деятельности на уроке



Реакция и ответы детей


Высказывают предположения о том, что действие неизвестных палочек должно быть разным уже потому, что

они имеют разный цвет (состав вещества).


П: выдвижение гипотез и их обоснование


Р: умение правильно оценивать собственные действия


К: понимание возможности существования различных точек зрения по данному вопросу

Формулиро-вание целей и задач урока

6

Формулиров-ка учебной цели и задач урока на основе опытов, выполненных одноклассни-ками.


Приглашает пройти к демонстрацион- ному столу учеников, желающих в начале урока самостоятельно выполнить задание «Внимательно читай и точно выполняй!»

Задания (индивидуальные) для учеников изложены на листках, которые находятся на демонстрационном столе, так же как и все оборудование, необходимое для выполнения опытов по электризации и взаимодействию наэлектризованных тел. Приложение 1.



Выполняют индивидуальные задания - демонстрации:

-Взаимодействие листочков бумаги и воздушного шарика небольших размеров, потертого предварительно о кусочек шерсти или о волосы;

-Взаимодействие двух лент из полиэтилена;

-Взаимодействие полоски бумаги и полиэтиленовой ленты.

После выполнения опыта каждый ученик представляет его результаты, формулирует свой комментарий.

Л:

Нравственно-этическое оценивание собственной деятельности;


К: согласование усилий для достижения общей учебной цели;


Р: умение соотносить собственные действия с планируемыми результатами;

Систематиза-ция результатов опытов.

2


Ребята, нам предстоит объяснить необычное и различное «поведение» физических тел, с которыми работали ваши одноклассники.

Все наблюдаемые вами явления объединяет общее название.

Многие физические тела, окружающие нас, проявляют такие свойства, но при определенных условиях.

Что же это за условия? О них нам предстоит узнать.


Формируют название темы «Электрические явления», к изучению которой приступают школьники.

Записывают название темы урока в тетради.


П: формулирование познавательной цели урока


Р: умение самостоятельно ставить для себя новые образовательные задачи

Актуализация знаний по теме

6



Задача наша – объяснение процессов,

Тех, что с различными телами происходят.

Названье дали им давным-давно!

Первоисточник – слово чтоб назвать,

Ребята, этот ребус разгадайте!

Предлагает учащимся:

- вспомнить, из каких частиц состоят все окружающие нас физические тела.

- назвать частицы, входящие в состав любого атома, которые заряжены;

- назвать знак заряда электрона.

t1575560758aa.jpg

Разгадывают ребус, называют одно из ключевых слов урока: ЯНТАРЬ.


Отвечают на вопросы, реализуя метапредметные знания.

П: использование логической цепи рассуждений


К: владение монологической и диалогической формами речи при ответах на вопросы;

Углубление знаний по теме: работа с текстом в учебнике.





















Рефлексия учебного этапа:

10


Предлагает, работая с текстом [1, с. 75-77], найти ответы на вопросы:

- Всегда ли палочки – сегодняшние «рабочие инструменты» ведут себя так, как при выполнении опытов?

- Назвать условие (я) проявления необычных свойств телами.

- Каким способом (ами) может передаваться электрический заряд от одного тела к другому?

- Взаимодействуют ли наэлектризован-ные тела друг с другом? Если «да», то как?

- Почему одни наэлектризованные тела притягиваются, другие – отталкиваются?

- Имеет ли процесс электризации практическое значение?

Возвращаясь к опытам в начале урока, прошу пояснить различное поведение тел.

Дополнительное задание:

Найти в тексте информацию о «физическом» значении термина ЯНТАРЬ


Подведение итога этой части урока:


Собираем пазл учебный, чтоб новый термин не забыть: [2]

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3bfc8ac277c8

Работая индивидуально (в паре) находят в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы

Для оптимизации работы и сокращения времени для нахождения ответов на вопросы их текст представлен на экране классной доски или на слайде презентации.

Ответы на вопросы по мере нахождения в тексте озвучиваются. Формулировка ответов должна быть полноценной, грамотной.


Формулируют причину различного поведения тел: недостаток или избыток электронов на поверхности.

ЯНТАРЬ – это слово, что в переводе с греческого обозначает «электрон» - ключ к названию группы физических процессов, которые с 17 века называют электрическими.

Работа желающих учащихся (2 чел.) у доски – «сборка» интерактивного пазла с главным термином урока.

П: поиск и выделение главной информации для освоения новой темы;



Р: самооценка; осознание себя как активного субъекта учебной деятельности.


К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации






К: учет деятельности партнера для достижения цели на данном этапе урока



Итоги урока

2

Выставление оценок за урок

Подводим итоги работы на уроке. Кратко комментирует оценки учащихся.


Принимают информацию к сведению. Планируют собственную деятельность по улучшению качества самообразования.


Домашнее задание

2

Инструктаж по выполнению

Записать домашнее задание:

обязательная часть: § 25 (конспект), задание (стр. 78)

творческая часть: подготовить свой опыт по демонстрации электризации и взаимодействия тел (выполняется по желанию учащихся)


Записывают домашнее задание, принимают решение о выполнении творческой его части.

Р: принятие решения – выбор уровня выполнения домашнего задания

Рефлексия

3

Закрепляем полученные знания

Предлагает с помощью интерактивного слайда (слайд 7) закрепить полученные знания учащихся об электризации тел. [3]

Файл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf


Выполняют задание, работая у доски-экрана.

К: умение договариваться, принимать совместное решение


Источники информации

1. Перыщкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник. М., Дрофа, 2016, 237 с.

2. Авторская коллекция «Физика» интерактивных пазлов: https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3bfc8ac277c8

3. Коллекция ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf


​​​​​​​


ПРиложение 1
DOCX / 15.8 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 06.12.19 в 23:03 1Ответить Пожаловаться
Благодарю! Качественный ресурс!

Отредактировано 06-12-2019 23:03

Гроздева Ирина, 08.02.22 в 10:08 0Ответить Пожаловаться
Cогласна, качество разработки достойное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.