Разработка открытого урока по теме «Понятие и сущность искового производства»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕЧЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «ЧСПК»)
Разработка открытого урока
по теме:
«Понятие и сущность искового производства»
Преподаватель спецдисциплин: Абубакарова Луиза Магомедовна
Грозный, 2023
Аннотация к открытому уроку
Методическая разработка урока теоретического обучения предназначена для студентов 3 курса по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. В методической разработке кратко и, по возможности максимально приближенно к действующему стандарту изложена цель урока анализировать и решать юридические проблемы, которые складываются при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Данная методика проведения урока используется в рамках традиционной системы, но включает элементы информационной технологии и решения ситуационных задач.
Данный урок предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Понятие и сущность искового производства» и построен в несколько этапов: Организационный момент, целеполагание урока, актуализация знаний, изучение новой темы, первичное применение новых знаний, закрепление изученного материала, выдача домашнего задания, подведение итога урока, рефлексия.
Данная методическая разработка включает в себя профессиональные ситуации по теме, порядок их решения и дает возможность активизировать познавательную деятельность, применять знания на практике, воспитание инициативы, толерантности, сознательной дисциплины, ответственного отношения к труду.
ПЛАН
занятия теоретического обучения
Группа: 20/2 ПОСО-9
Специальность: 40.02.01Право и организация социального обеспечения
Дисциплина: ОП.08 «Гражданский процесс».
Тема раздела: Производство в суде первой инстанции
Тема учебного занятия: Понятие и сущность искового производства
Цель занятия:
- формирование представления у студентов о системе правоотношений, которые складываются при рассмотрении и разрешении гражданских дел
Задачи:
обучающие:
- освоении основных категорий гражданского процесса;
- формировании правовой позиции по делу, исследовании правовых ситуаций с точки зрения различных субъектов, участвующих в судопроизводстве;
- умении использования практических навыков составления процессуальных документов;
развивающие:
- развитие самостоятельности, мышления, творческой
активности, способности отстаивать свою точку зрения,
презентовать себя и работать в группе;
- развитие волевых качеств обучающихся при формировании
профессиональных качеств;
воспитывающие:
- формирование необходимых коммуникативных качеств,
связанных с особенностями специалиста по специальности
«Право и организация социального обеспечения»;
- воспитание инициативы, толерантности, сознательной
дисциплины, ответственного отношения к труду;
- совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: смешанный (сочетание различных видов урока на одном)
Методы обучения:
-информационно-развивающие (разъяснения, беседа);
- проблемно-поисковые (эвристическая беседа, поисковая);
- наглядные (показ, демонстрация);
- практические (анализ учебного задания)
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
Обучающийся должен в соответствии с ФГОС СПО:
уметь: применять на практике нормы гражданско-процессуального права, составлять различные виды гражданско-процессуальных документов, составлять и оформлять претензионно-исковую документацию, применять нормативные правовые акты при разрешении ситуаций;
знать: порядок судебного разбирательства, обжалования и пересмотра решения; формы защиты прав граждан и юридических лиц; виды и порядок гражданского судопроизводств
Оборудование и методическое обеспечение урока:
- рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом;
- презентация к теме занятия;
- раздаточный материал (таблицы, тесты, рабочий лист).
Междисциплинарные и межкурсовые связи:
- Семейное право;
- Гражданское право;
- литература
Источники:
Гриненко А.В. Гражданский процесс. 3-е изд. пер. и доп. Учебник и практикум. [электронный ресурс].- М.: Издательство Юрайт, 2022. www.biblio-onlain.ru (Дата обращения –05.02.2023).
Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др М: Юрайт, 2022. 406 с. https://urait.ru/book/pravo-socialnogo-obespecheniya-446881
3. Мазурин С.Ф. Гражданский процесс: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 2. Мазурин С.Ф. - 10е изд., пер. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2021.
Интернет ресурсы: URL: http://oprave.ru/Gragdanskoe-book.html www.garant.ru
План занятия
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Форма взаимодействия | Время |
1.Организационный | Приветствие студентов; проверка готовности к занятию | Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие | Беседа | 2 мин. |
2.Целеполагание урока | Формулирует тему урока, определяет цель и задачи урока, направленные на актуализацию и формирование знаний | Ставят перед собой цель, концентрируют внимание | Беседа | 3 мин. |
3. Актуализация знаний: повторение и обобщение теоретических знаний | Преподаватель предлагает студентам вспомнить основные понятия; организует повторение пройденной темы, выявляет уровень базовой подготовки по дисциплине | Отвечают на постав-ленные вопросы; через просмотр видеоролика повторяют изученный материал, аргументируют свое мнение, в случае необходимости дополняют ответы товарищей, заполняют таблицу в ходе работы. | Фронтальная, индивидуальная. Мультимедийная презентация | 25 мин. |
4. Изложение нового материала | Выводит точную формулировку темы и целей урока; формирует конкретные представления о классификация гражданских правоотношений. | Выделяют необходимую информацию, учатся применять определения в процессе открытия нового знания | Фронтальная Мультимедийная презентация | 10 мин. |
5. Первичное применение новых знаний. Самостоятельная работа по закреплению изученного материала | Преподаватель организует работу по выполнению заданий | Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы | Индивидуальная | 5 мин. |
6. Закрепление изученного материала. Решение задач. | Организует деятельность по применению новых знаний. Проводит инструктаж, выдает кейс-ситуации, организует, консультирует работу обучающихся, организует мини-отчет. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения, организует защиту результатов решения производственных задач. | Обучающиеся работают в группах: выполняют кейс-ситуацию, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения и прогнозируют результат. Составляют план действия, осуществляют решение производственной задачи, проводят защиту полученных результатов. | Групповая, самостоятельная. Применение умений и навыков на практике. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | 20 мин. |
7. Подведение итога урока. Рефлексия | Подводит итоги работы студентов на занятии, оценивает степень реализации поставленных целей | проводят рефлексию способов и условий своих действий | Беседа | 10 мин. |
8. Домашнее задание | Формулирует задание на дом. | | | 5 мин. |
Ход урока:
Организационный момент (2 мин.)
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверка психологической готовности к уроку настраивает их на результативную работу.
Целеполагание урока (3 мин.)
Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы
3. Актуализация знаний: повторение и обобщение теоретических знаний (25мин.)
Преподаватель: Понятие процессуальных сроков, их значение и виды..
Студенты отвечают:
Процессуальные сроки — это период времени, установленный законодательством для совершения процессуальных действий.
Процессуальные сроки должны устанавливаться исходя из принципа разумности сроков.
Процессуальные сроки определяются либо конкретной датой, либо указанием на событие, либо определенным периодом времени. Такие сроки исчисляются годами, месяцами или днями.
Процессуальный срок, исчисляемый годами без указания конкретной даты, начинается на следующий день после даты или наступления события, которые определили его начало, и истекает в последний месяц и число года.
Преподаватель: Исчисление процессуальных сроков.
Студенты отвечают:
Процессуальный срок, исчисляемый днями без указания конкретной даты, начинается на следующий день после даты или наступления события, которые определили его начало. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Преподаватель: Восстановление и продление пропущенного процессуального срока.
Студенты отвечают:
Время исполнения процессуального действия, имеющего день окончания - до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если же процессуальное действие должно быть совершено в суде или иной организации, то срок истекает в час окончания рабочего дня или прекращения соответствующих операций в этом суде (организации). Процессуальные сроки делятся на два вида: законные и судебные. Законные сроки устанавливаются федеральным законодательством. Судебные сроки устанавливаются судом, производящим судопроизводство по конкретному гражданскому делу.
Преподаватель:
Система принципов ГПП
Студенты отвечают:
Статья 120 Конституции РФ указывает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Этот принцип позволяет говорить о неограниченной власти, предоставляемой суду. Независимость судей предполагает:
1) запрет вмешательства в деятельность суда;
2) закрепление строгого порядка и основания приостановления и прекращения полномочий суда;
3) право судьи на отставку
4) неприкосновенность судьи;
5) государственное материальное и социальное обеспечение, соответствующее статусу судей;
6) невозможность привлечения судьи к какой-либо ответственности за выражение им при осуществлении правосудия своего мнения и принятого решения, если вступившим в законную силу судебным решением суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;
7) ответственность лиц, виновных в оказании незаконного воздействия на судей, участвовавших в рассмотрении дела.
Слайд №1
Преподаватель:
Стадии гражданского процесса
Студенты отвечают:
существует шесть самостоятельных стадий гражданского процесса:
1) возбуждение гражданского судопроизводства.
На данной стадии гражданского процесса решается вопрос о возможности начала гражданского судопроизводства на основании представленного искового заявления, заявления, жалобы.
При подаче заявления, жалобы лицом, чье право нарушено или оспаривается, суд может вынести следующее решение: а) отказать в принятии заявления (ст. 134 ГПК РФ), если:
• данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства;
Слайд №2
Преподаватель дополнительно разъясняет:
Слайд №3
2) подготовка дела к судебному разбирательству.
Это самостоятельная стадия гражданского процесса, на которой производятся подготовка, разрешение и выяснение различных вопросов, связанных с процессуальными действиями участников гражданского процесса в целях вынесения правильного и законного судебного решения на стадии судебного разбирательства.
3) рассмотрение или разрешение гражданского дела по существу.
Сущность и значение данной стадии гражданского процесса заключается в том, что именно на ней происходит разрешение или рассмотрение дела по существу, разрешение спора о праве, посредством вынесения решения суда о защите нарушенного или оспариваемого права.
4) пересмотр не вступившего в законную силу судебного решения в суде второй инстанции (кассационная и апелляционная инстанции).
На данной стадии гражданского процесса проверяется законность и обоснованность постановлений, определений, решений суда первой инстанции.
Если подается жалоба на решение мирового судьи, то производство называется апелляционным.
Если жалоба подается на решение федерального судьи, то производство называется кассационным;
5) пересмотр в порядке надзора судебных решений вступивших в законную силу.
Эту стадию гражданского процесса называют исключительной, так как в данном случае подать жалобу на решение суда в целом или в его части представляется возможным только после вступления судебного решения в законную силу.
Необходимо также отметить, что основанием для подачи жалобы на судебное решение является существенное нарушение норм материального или процессуального права;
6) пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Критерии оценки устного ответа:
«Отлично» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«Хорошо» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«Удовлетворительно» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«Неудовлетворительно» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Работа в группах.
Практикум для контроля: на примере конкретных жизненных ситуаций
Задача №1
Определите вид иска и его элементы:
А) Кирюшкин обратился с требованиями о расторжении заключенного с ООО «Роспродсервис» договора купли-продажи тумбы-умывальника и взыскании с ответчика, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в федеральный бюджет.
Б) Лалаева обратилась с иском к Лалаеву о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что момент заключения брака Лалаев был признан судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Решение:
А) Иск о присуждении. В исках о присуждении истец просит не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. В исках о присуждении ответчик помимо воли принуждается к совершению определенных действий в пользу истца. Предметом иска о присуждении является право истца требовать от ответчика определенного поведения, в связи с невыполнением соответствующей обязанности добровольно, и требование к суду о присуждении ответчика к совершению определенных действий или воздержанию от них. Предмет иска – расторжение договора и взыскание убытков, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в федеральный бюджет (последнее определяет закон, а не истец). Основанием иска о присуждении являются правопроизводящие факты, т. е. факты, с которыми связано возникновение самого права. Основание иска - факт заключения договора, невыполнение обязанностей по договору.
Б) Иск о признании. В исках о признании просьба истца направлена на признание судом факта наличия или отсутствия спорного материального правоотношения между ним и ответчиком. Иски о признании могут быть с положительным и отрицательным содержанием.
Задача № 2
Может ли судья принять заявление к производству суда в следующих случаях:
А) к исковому заявлению не приложены доказательства, обосновывающие требования истца;
Решение:
Статья 136. Оставление искового заявления без движения.
Судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Б) иск предъявлен по истечении срока давности;
Решение:
Судья не принимает заявление к производству, так как право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (п.1 ст. 109 ГПК РФ). Однако, лицо, пропустившее установленный федеральным законом процессуальный срок, вправе подать заявление в суд о восстановлении пропущенного срока (ч.1, 2 ст.112 ГПК РФ).
В) с иском о взыскании алиментов обратился отдел внутренних дел;
Решение:
Статья 134. Отказ в принятии искового заявления.
Судья не принимает исковое заявление к производству, так как требовать предоставления алиментов с судебном порядке имеют право нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течении трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком - инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы (ч.2 ст. 89 Семейного кодекса РФ); орган опеки и попечительства (ч.3 ст. 80 Семейного кодекса РФ). Суд выносит определение об отказе в принятии искового заявления.
Г) к исковому заявлению не приложена его копия.
Решение:
Статья 136. Оставление искового заявления без движения.
Судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.)
Критерии по оцениванию результатов решения заданий
Каждый вид работы может быть оценен в разных системах оценивания, в зависимости от того, какая конкретная система оценивания выбрана педагогом. Например, в пятибалльной системе оценки ставятся следующим образом:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения.
Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
4. Изложение нового материала (10 мин.)
Слайд № 4
Слайд №5
Под иском в процессуальном смысле понимается обращенное к суду требование о защите нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса
Слайд № 6
Слайд № 7
Содержание иска - то действие суда, совершения которого просит истец, обращаясь в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Содержание иска отражает требование истца к суду и находит отражение в просительном пункте искового заявления.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, которая предусматривает способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав может осуществляться путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда и иными способами, предусмотренными законом.
Слайд № 8
Слайд № 9
Основание иска – это те фактические данные, из которых истец выводит свои исковые требования, составляющие предмет иска.
Так, основанием иска могут служить сделки, в частности договоры, факты нарушения прав, факты, служащие основанием наследования, факты причинения вреда, наступление срока и т. д. Основание иска обычно состоит не из одного факта, а из их совокупности, соответствующей гипотезе нормы материального права и именуемой «фактическим составом». Так, в фактический состав основания иска о расторжении договора найма жилого помещения по требованию наймодателя, входит факт существования договора найма жилого помещения и один из фактов, указанных в п. 2 ст. 687 ГК РФ: факт невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа или факт разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Право на иск в материально-правовом смысле есть право на принудительное осуществление своего материального права-требования (притязания) к ответчику. Процесс в суде ведется именно для того, чтобы выяснить, имеет ли истец право на иск в материальном смысле или нет. Если суд придет к убеждению, что у истца право на иск в материально-правовом смысле отсутствует, он должен отказать в удовлетворении иска. Например, устанавливая положения о исковой давности, как срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ), - закон употребляет слова «иск» и «право на иск» именно в материально-правовом смысле.
Слайд № 13
Для закрепления нового материала преподаватель предлагает студентам решение ситуационных задач.
6. Закрепление нового материала (20 мин.).
Задача № 1
Судья, принимая исковое заявление, обнаружил явное несоответствие указанной цены отыскиваемого имущества его действительной стоимости.
Как в этом случае должен поступить судья?
Решение:
Цена иска указывается истцом. При явном несоответствии указанной истцом цены иска действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Без определения цены иска невозможно уплатить государственную пошлину, что, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).
Задача № 2
Газиев обратился в районную прокуратуру с жалобой на то, что он уже две недели в отпуске, а заработную плату на предприятии не выдают. Поскольку и ранее от работников данного предприятия поступали подобные жалобы, прокурор предъявил в интересах Газиев иск на основании (ст. 136 ТК). Судья отказал в принятии заявления прокурора, узнав на то, что Гаврилов сам в состоянии обратиться в суд, как это предусмотрено (ст. 45 ГПК) Соответствует ли отказ судьи в принятии искового заявления прокурора правилам (ст. 45, 134 ГПК)?
Решение:
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:
1) заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
2) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
3) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Следовательно, в данном случае действия судьи правомерны.
Преподаватель:
Все справились с решением ситуаций, дали полные ответы на поставленные вопросы.
7.Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия (10 мин.).
Плюс | Минус | Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Преподаватель:
Я благодарю всех за участие. Надо отметить, что ваша группа справилась на «отлично» и «хорошо».
8. Выдача домашнего задания (5 мин.).
Решите задания с элементами тестирования
1. Гражданское процессуальное право:
а) совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений) +
б) совокупность правовых норм, регулирующих способы защиты гражданских прав
в) урегулированная законом деятельность по принудительному исполнению судебных актов
2. Процессуальные сроки в гражданском процессе:
а) даты, в которые происходили юридические факты, имеющие значение для дела
б) установленные в законе отрезки времени, в течение которых должны производиться процессуальные действия +
в) сроки подачи гражданских исков в суд для инициирования судебного разбирательства
3. Методом гражданского процессуального права является:
а) императивный
б) диапозитивный
в) императивно-диспозитивный +
4. Основными источниками гражданского процессуального права служат:
а) нормативные правовые акты +
б) обычаи международного права
в) судебные прецеденты
5. Источником гражданского процессуального права является:
а) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
б) постановление президиума областного (краевого) суда
в) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации +
6. Метод гражданского процессуального права характеризуется как:
а) убеждение
б) императивно-диспозитивный +
в) поощрение
7. Какой из принципов относится к организационно-функциональным:
а) независимости судей
б) осуществления правосудия только судом
в) диспозитивности +
8. Соответчики в гражданском процессе:
а) образуют пассивное соучастие +
б) не наделены самостоятельностью в выступлении против истца
в) представляют собой активное соучастие
9. Подсудность гражданского дела:
а) право любого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов
б) право гражданина самостоятельно выбрать суд для обращения за защитой нарушенных прав, законных интересов
в) пределы компетенции суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассматривать +
10. Отказ от иска в гражданском процессе:
а) принимается судом в любом случае
б) является правом истца +
в) предполагает право ответчика не согласиться с иском против него
11. Виды подсудности:
а) родовая, общая территориальная, альтернативная, исключительная, договорная и по связи дел +
б) родовая и территориальная
в) альтернативная, договорная, исключительная
12. Понятие сторон в гражданском процессе:
а) все лица, заинтересованные в исходе дела
б) участвующие в деле лица, спор которых между собой должен разрешить суд +
в) лица, предъявляющие самостоятельные требования по поводу предмета спора
13. Субъекты гражданского процесса:
а) суды, лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию +
б) лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию
в) лица, участвующие в деле
При подготовке рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:
Учебники:
3 Мазурин С.Ф. Гражданский процесс: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 2. Мазурин С.Ф. - 10е изд., пер. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2021.
Интернет – ресурсы:
1. URL: http://oprave.ru/Gragdanskoe-book.html
2.Электронная база Нормативных правовых актов 2023 г