Статья «Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»
Открытые уроки и воспитательные мероприятия — одни из самых знaчимых конфигураций организации методической работы. В обрaзовательном процессе различают понятия «открытые» («показательные») и «обычные» уроки. Открытый урок в отличие от обычного — специaльно подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких урокaх протекает реальный учебный процесс. Нa открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение того или иного методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок — способ распространения положительного, а также инновационного опыта.
Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели многообразны. Например, педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач или показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах. К подготовке и проведению открытых уроков предъявляется ряд требований. Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки. Открытые уроки готовят и показывают учителя, обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок преподавателя, работающего согласно-прежнему, никак не может быть источником обогащения педагогического навыка коллег.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. А его персональная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы. Это — показатель осуществления системного подхода к организации методической деятельности.
При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны приобрести столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая данную тему на уроке без посещающих его коллег. Кроме того недопустимо разъяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение остальной части.
Недопустима “репетиция” открытого урока с одним и тем же классом. Это условие нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока. Отметим, что здесь речь идет не об уроках, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.
Рекомендовано проинформировать обучающихся о проведении открытого урока (самое меньшее накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть гости.
Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Выполнение условий к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методический труд.
Подготовка и проведение открытого урока не отличаются коренным образом от обычных уроков. Однако, необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических способов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока — освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. А также самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Исследование уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического навыка.
Анализ открытого урока с участием посетивших его коллег, не является обязательным. Содействие в анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, рекамендовано и для самого учителя (то есть он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока), вначале слово дается педагогу - автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его докладе обязаны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители дают оценку уроку с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, тут наиболее ключевое — обмен мнениями.