Статья «Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»
«Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»
Литвинова Екатерина Владимировна – учитель начальных классов МКОУ СОШ №4, г. Шумихи, Курганской области.
Вероятно, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе кучу вопросов : чем же таким интересным поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать? И я была не исключением!
Как писал А.А.Сухомлинский «Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд».
С чего же начался мой учительский опыт? С первых шагов по коридору? С первого урока? Или немного раньше? Когда же я начала задумываться о своей профессии и о важности своего выбора? Кажется, я точно знала, что моя жизнь будет связана с воспитанием детей!
Мой опыт работы учителем был очень мал. Все казалось необычным, новым, очень интересным. Никогда бы не подумала, что работа может лечить — о своих невзгодах забываешь сразу, как только заходишь в класс, все свое внимание только на детей.
Прекрасно помню свой первый урок. Тут глаза, там глаза. Там серые, тут синие, здесь карие. И все смотрят на меня. Я тысячу раз представляла свое первое знакомство с детьми. Но в действительности оказалось все по-другому. Все мои заготовленные фразы вроде: «Здравствуйте, дети, я – ваша новая учительница!» Оказывается, не так-то просто применить теоретические знания в жизни. В этом я убедилась в первый же день. Сотни разных ситуаций описаны в книгах, столько же выходов из них, но ни одной похожей.
О работе учителя много сказано. Труд действительно титанический, если ты хочешь воспитать доверенных тебе малышей. Надо обладать недюжими навыками: физическими , артистическими, поэтическими, энциклопедическими. Еще необходим глаз на затылке, интуиция высшего уровня и, как уже понятно, чувство юмора. И еще я поняла одну вещь — моя новая замечательная работа являлась для меня мощнейшим стимулом не раскисать, всегда быть в форме, постоянно самообразовываться и не унывать.
Я, как добрая волшебница, могу изменять детские глаза. Как? Это очень просто: погладишь ребенка по голове, и его глаза станут добрыми, довольными; нахмуришься – в глазах ребенка появится вопрос; обнимешь, и глаза потеплеют, станут ласковыми; рассмеешься, появятся озорные искорки. Как приятно наблюдать за маленькими человечками, которые смотрят на тебя с такой доверчивостью.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Чаще всего у учителя есть возможность выбрать тему и тип открытого урока. Конечно, не все темы являются равнозначными для организации успешного открытого урока. Выбирая тему всегда нужно учитывать ее особенности: занимательность содержания учебного материала, уровень его сложности, возможности организации урока по данной теме с использованием различных форм, методов и средств обучения.
Наиболее просто подготовить и провести урок изучения новой темы. Больший опыт нужен при проведении урока решения задач и урока систематизации знаний учащихся. Эти два типа урока, как правило, используются для организации открытых занятий. Таким образом, на мой взгляд, лучше всего начать с урока изучения новых знаний. После того, как учитель уверенно проводит открытый урок на изучение новых знаний, можно и нужно экспериментировать с остальными типами урока.
На открытом уроке просто необходимо использовать разнообразные традиционные и современные средства обучения. К традиционным средствам будем относить раздаточный материал. Важно помнить, что текст для данного материала должен быть напечатан с использованием шрифта оптимального для зрения размера. К современным средствам обучения, как правило, относят электронные средства обучения. При их использовании необходимо помнить о времени работы за компьютером.
Таким образом, дидактическая система урока не должна быть бедной, однако перенасыщать урок различными формами, средствами и методами обучения также не стоит. Важно не только продемонстрировать владение современными методами и средствами обучения, но и достигнуть поставленной цели урока. На открытом уроке важен элемент занимательности. Нужно помнить о том, что интересно должно быть не только ученикам, но и гостям урока. То есть, открытый урок – это спектакль. Нужно постараться понять, интересен ли Ваш «спектакль» со стороны, есть ли в нем завязка, кульминация и развязка!
Урок называют открытым, поскольку на нем могут присутствовать гости. На мой взгляд, открытый урок открывает не только двери для гостей, но и возможность увидеть, как учитель работал с классом до настоящего момента. Невозможно продемонстрировать свой профессионализм и эффективную работу класса, если от урока к уроку учитель не практикует, например, продуктивные методы работы, соблюдение структуры урока и т.д. Именно поэтому, как мне кажется, учителя не любят давать открытые уроки. Ведь к нему невозможно один раз подготовиться, он отражает всю предыдущую деятельность учителя и учащихся, обнажая тем самым истинное отношение учителя к своей работе.
Данные мысли аргументируют рекомендацию к подготовке открытых уроков по изучению новых тем, поскольку на данном типе урока мы минимизируем влияние предыдущей деятельности учащихся на ход открытого занятия.
Впечатления от открытого занятия складываются из впечатлений от деятельности учащихся и из впечатлений от деятельности учителя. В деятельности учителя важны следующие компоненты: красивая и грамотная речь, свободное владение учебным материалом, умения управлять и корректировать деятельность учащихся. Учителя-профессионала отличает то, что за его деятельностью приятно наблюдать, и со стороны кажется, что у него все получается легко и непринужденно, но на самом деле за этой легкостью в работе стоит большой труд.