Открытый урок математики в 6 классе «Действия с рациональными числами»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Новодвинск
Проект урока.
Мандыбура Любовь Анатольевна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Дата проведения –
Класс 6В, 23 ученика, гиперактивный класс на перемене, 15 человек имеют хорошие знания по математике, активно работают на уроке человек, у 6 человек рассеянное внимание, 2 – требуют особого внимания со стороны учителя. Учащиеся умеют рассуждать, делать выводы, выполнять практические задания.
Технологии –
- личностно-ориенти рованное обучение
- проблемное обучение;
- развивающего обучен ия
Принципы технологий:
создание под руководством учителя проблемной ситуации;
использование субъективного опыта ученика;
сотрудничество ученика и учителя;
активная деятельность учащихся;
создание условий для самовыражений учащихся;
развитие мыслительных способностей учащихся.
Тема урока «Действия с рациональными числами».
Цели урока:
Образовательные:
закрепление правил по данной теме;
формирование умений и навыков работы с операциями сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками;
содействие развитию умения обобщать и систематизировать.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие математического кругозора, логического мышления, памяти, внимания;.
Воспитательные:
воспитание активности;
привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
воспитание настойчивости в достижении цели
воспитание установки на самообразование, самовоспитание, точную исполнительность, творческое отношение к деятельности.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Методы и приемы.
По способу приобретенных знаний – словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока:
Время |
Этап |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Ребус «Великие художники». Основополагающий вопрос «Что такое искусство?» Образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Тема урока «Действия с рациональными числами» Цели урока. повторить изученный материал; отработать навыки применения операций с числами; расширить знания о математике и живописи. Заполнить сигнальный листок |
Отгадать основополагающий вопрос. |
Цель – создать проблемную ситуацию. Форма – фронтальная. Методы - словесные. Слайд 1-3 |
Отгадывают ребус. Определяют цель урока |
|
Вспомнив, основные законы вы отгадаете фамилию русского художника, родившегося 23 декабря 1799 года. «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Гигант Пушкин - величайшая гордость наша, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов». М.Горький |
Повторить основные законы математики, отгадать фамилию русского художника Карла Павловича Брюллова |
Цель – повторить основные свойства математики. Форма – фронтальная. Методы – словесные. Слайд 4-6 |
Вспоминают, повторяют по слайду, отвечают на вопросы |
|
3. Зачеркните все пары противоположных чисел и буквы им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать, как еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. |
Повторить какие числа называются противоположными, отгадать, что Брюллова называли Великий Карл |
Цель - повторить определение противоположных чисел Форма - индивидуальная Методы – словесные Слайд 7-8 |
Работают индивидуально в буклете |
|
|
Повторить математические термины |
Цель - наблюдение, помощь учащимся, попавшим в затруднительное положение Форма – групповая, парная. Методы – наглядные Слайд 9-10 |
Работа в парах, вспомнить математические термины |
|
картины Брюллова, написанной в студенческие годы. Для этого выполните вычисления. В квадратики запишите буквы, соответствующие найденным ответам из таблицы. Картина "Нарцисс", написанная Брюлловым в 1819 году. Красота Нарцисса лишена мужественной силы. Оттенок безволия словно предсказывает трагическую обреченность героя на его гибельную самовлюбленность. В "Нарциссе" чувствуются истоки будущего Брюллова, художника, который всегда будет стремиться к осмыслению изображаемого. |
Вспомнить определение модуля, выполнить вычисления, отгадать название картины Брюллова, написанной в студенческие годы. |
Цель – проверить знания, полученные ранее. Форма – индивидуальная. Методы – проблемные. Слайд 11-13 |
Учащиеся выполняя вычисления, отгадывают слово |
|
Зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв вы получите название картины, история трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. |
Выполнить вычисления, получить название картины |
Цель – проверить навыки умножения десятичных дробей с разными знаками., систематизировать знания. Форма – фронтальная, парная (взаимопроверка). Методы – проверки и оценки знаний. Слайд 14-16 |
Учащиеся выполняют задание индивидуально у себя в буклетах, вместе составляя слово |
|
Рассказ учителя о картинах, написанных Брюлловым в Италии "Утро" принесло ему широкую известность. Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни. "Полдень" стала итогом многолетних исканий художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности. Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни. |
Познакомиться с дополнительным материалом из биографии художника. Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова |
Цель - расширить знания об русском живописце и его работах, написанных в Италии Форма – фронтальная, индивидуальная. Методы – словесные, индивидуальной проверки и оценки знаний. Слайд 17 |
3 человека выполняют индивидуальные задания на местах. Остальные слушают. |
|
выберите правильный ответ и заполните таблицу, отгадайте фамилию поэта, портрет, которого написал К. Брюллов. В лучших из портретов ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера |
Упростить выражения, отгадать фамилию поэта М.А. Жуковского |
Цель – закрепить знания, полученные ранее. Форма – фронтальная. Методы – словесные, проблемные. Слайд 18-20 |
Учащиеся выполняют вычисления, отгадывают слово |
|
Упростите выражение. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Значение зашифрованного слова – название картины К. Брюллова, по одноименному произведению Жуковского. |
Обобщить знания и умения учащихся выполнять упрощения |
Цель – закрепить правила упрощения. Форма – фронтальная, по вариантам Методы – словесные, проблемные. Слайд 21-22 |
Учащиеся самостоятельно выполняют упрощение, отгадывают название произведения. Самопроверка. |
|
Домашнее задание: Выполнить творческое домашнее задание. составить кроссворд или ребус, придумать математическую сказку на тему «Путешествие в страну положительных и отрицательных чисел». |
Цель – обусловить творческое отношение к выполнению д/з. Форма – фронтальная. Методы – словесные Слайд 23 |
Учащиеся самостоятельно выбирают задание |
||
Итог урока. Рефлексия. Я узнал (узнала), получил (получила) … и мне захотелось… Мне удалось понять, разобраться, уяснить … и теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным) сегодня было … Труднее всего мне показалось, когда …, я все-таки Найдите на круге буквы, соответствующие |
Получить дополнительную информацию от учащихся о них ЗУН по теме. Отгадать слово «Умница» |
Цель – подвести итоги урока. Форма – фронтальная. Методы – словесные. Слайд 24-25 |
Учащиеся должны определиться, что было для них интересным, трудным. |
|
Загадочная шифрограмма. Используя таблицу, отгадать пословицу «Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости» |
Развивать умение, выполняя логические операции, расшифровывать нужную фразу. |
Цель – расширить приобретенные навыки. Форма – фронтальная Методы – словесные, проблемные. |
Учащиеся отгадывают пословицу, используя, шифровка |
Ожидаемые результаты:
Знать, какие числа называются целыми, рациональными, правила действия с числами;
Уметь применять навыки действия с рациональными числами;
Обобщить и систематизировать полученные умения;
Воспитание установки на самовоспитание, точную исполнительность, творческое отношение к деятельности.