12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Камилова Халипат694
Россия, Дагестан респ., Махачкала
7

Открытый урок на тему: «Супремагород»



МБОУ «Гимназия 17»




Учитель изобразительного искусства

Камилова Халипат Магомедбеговна






Открытый урок

на тему:

«Супремагород»



t1621371353aa.jpg




Махачкала - 2020



Тема урока: Супремагород

Цель: научить разбираться в современном искусстве, дать представление о направлении в искусстве – супрематизме.

Оборудование: рисовальные принадлежности, цветная бумага, клей, ножницы

Ход урока:

организационный момент

проверка и обсуждение Д/З

Новая тема.

Лейтмотивом нашего урока является термин – СУПРЕМАТИЗМ

Кто-нибудь слышал данный термин.

А имя художника Казимира Малевича слышали.

А такую картину кто-нибудь видел.

Как называется картина

-Черный квадрат

Давайте теперь немного поговорим об этом течении в искусстве и что означает картина -Черный квадрат.

Представьте, у нас на дворе конец 19 века. Уже активно существует и используется фотография, если в предыдущие эпохи художник был единственным человеком, который мог воспроизвести окружающую деятельность, то сейчас появился фотограф, который за сутки делает, то что художник делал месяцами и годами.

уже известны работы великих мастеров вроде Рубенса, Да Винчи и Караваджо. Превзойти которых вам не удастся. Даже если ты создашь шедевральное произведение будь портрет, пейзаж и т.д. вы будете вторым, третьим...150-м.

А это значит, что новому художнику, который приходит в жестокий мир искусства придется тягаться с великими творцами прошлого, и странными устройствами будущего, Которых уж точно не превзойти, и ты ничего уже не придумаешь нового, а только повторишь за кем то.

ведь за каких то пару минут любой подмастерий создаст изображение куда лучше, чем художник, выделивший 20, а то и 30 лет своей жизни на овладевание мастерством отображения мира.

Что поделать?

И художникам просто не остается иного выбора, кроме как начать делать нечто уникальное.

Классическое искусство это красиво, помпезно и безусловно трудоемко, однако к концу 19 века оно достигло той точки, после которой сложно сказать нечто новое.

Искусство вообще всегда стремилось что-то сказать публике. Не показать красивую картинку, а именно донести мысль, рассказать историю и указать на ошибки общества. Искусство это некий способ рефлексии, когда проще выразить мысли в сочетании цветов, звуков или форм, нежели читать заумные нотации.

И новые направления в искусстве были следствием пресыщенности классическим искусством.

И разные художники по всему миру начинают пробовать новое. А что будет, если сделать неправильную перспективу и рисовать объект, как группу простых форм? А что если рисовать объекты не реалистично и отобрать чувства мастера, его отношение к объекту, может сделать акцент на цвете....

И вот в такой атмосфере развивался художник Казимир Малевич, который является основоположником такого течения в искусстве как супрематизм, который просуществовал то всего 3 года с 1915- по 1918 годы, но оказал огромное влияние на развитие искусства 20 века.

Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший ( идея доминирования, главенства, превосходства).

В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи.

Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета - это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя.

Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами - не соответствующими требованиям современности.

Супрематизм является одним из самых узнаваемых направлений в искусстве - супрематические композиции из геометрических фигур сложно спутать с чем-либо ещё.

Супрематизм был первым из абстрактных направлений в истории искусства.

Супрематизм за свою недолгую жизнь успел пройти 3 этапа:

Первый период Черно-белый (круг, крест, квадрат) характеризуется наличием лишь простых форм и базовых цветов;

Главные картины этого периода – черный квадрат, крест и круг, которые имеют определенный философский смысл и взаимосвязаны друг с другом.

Поговорим о квадрате. В понимании Малевича это первофигура, «ноль форм», базисный элемент бытия, начало всех начал, это ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.

Давайте на минутку представим космос как ноль без планет, звезд, без ничего, это и есть черный квадрат т.е.- ноль бытия. И приходит творец создает свой мир ощущений…..

В голове человека, который собирается создавать нечто новое должно быть ноль….

По этому поводу Малевич писал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение.

Черный квадрат - знак иного бытия беспредметного, целиком свободного от вещественности земного существования.

На начальном этапе Идея Малевича была вполне революционна: до «Черного квадрата» цвет в искусстве всегда был привязан к какому-либо мотиву, зависел от формы. А в супрематизме цвет становится доминантным: он теряет связь с природными формами и начинает играть самостоятельную роль, выступает, так сказать, соло. Цвет в супрематизме перестаёт ассоциироваться с предметами. 

Мы видим, вокруг черного квадрата белый фон, это то реальное пространство, в котором будет работать творец.

Путем сдвигов и перемещений квадрат трансформировался Черного креста. Черный крест знаменовал рождение из «нуля форм» другой, новой формы усложненного построения.

Затем тот же черный квадрат, стремительно вращаясь вокруг геометрического центра, становился кругом. Динамика-статика — основополагающий принцип устройства мироздания, по мысли Малевича: в Черном круге монументально-напряженная статика Черного квадрата переходит в динамическую форму — диагональный сдвиг круга на квадратном поле картины придает композиции острое динамическое начало, движение словно разворачивается на наших глазах.

Таким образом, Черный квадрат, Черный крест, Черный круг были «тремя китами», на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение

Таким образом, мы видим, Черный квадрат обладал двойственной природой: он означал завершение прежнего искусства и начало нового. «Черный квадрат» – это первый шаг чистого творчества, «нуль форм». Это знак отрицания, сведение к нулю всей предшествующей культуры. Что означает «нуль»? Это беспредметность, а также конец традиционного предметного мышления, «пустыня небытия».

Второй период цветной - добавил сложные геометрические фигуры, большее разнообразие цвета и многоступенчатые композиции;

На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции с филигранной балансировкой геометрических форм.

Третий период белый (завершающая стадия) — формы растворяются и теряются на белом фоне, результат — пустой холст как символ чистоты творчества - белое на белом, простые фигуры. «Черный квадрат» начал триумфальное движение в беспредметность, а растворение светлых фигур в «белой бездне» фона этот уход в беспредметное завершило.

Но и на этом процесс не остановился: из белого супрематизма вскоре ушли, исчезли в бесконечности и так почти невидимые контуры живописных сущностей. Цвет и форма, последние приметы земного бытия, обратились в ничто, распылились-рассеялись в мировом вакууме. Остался непотревоженный красками холст. Зрителю была дарована неслыханная свобода; теперь от него самого, от его воображения — умозрения — зависело, что могло проступить, проявиться, увидеться на чистом пустом полотне-экране.

Простыми геометрическими фигурами Малевич не изображает на поверхности холста, а утверждает новое бытие. Белый фон сравним с космосом, фигуры парят по орбитам. В итоге «супрематизм <…> был завершен своим создателем пустыми холстами


Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства.

Также Малевич с учениками занимался созданием архитектурных форм, основанных на супрематических формах. Они делают из гипса архитектоны (макеты)и чертят планиты - модели жилищ для землянитов, людей грядущего космоса. Архитектоны беспредметны, лишены оконных и дверных проёмов, их внутрен­нее пространство не проработано вовсе. Здесь Малевича интересовала не функция, а чистая форма — утопический модуль нового ордерного строя.

Здесь мы видим, Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.

Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения.

Давайте сегодня мы попробуем с помощью супрематических знаков картин цветного периода передать ощущение города.

Используйте геометрические фигуры. Геометрия – основа супрематизма. Постарайтесь сочетать фигуры, составляя разные композиции и добиваясь равновесия. «Строгие геометрические формы никому никогда не смогут надоесть, ведь они просты и понятны любому вкусу и уму.»

белый цвет, который выступает в качестве фона Он помогает выделить отдельные предметы и собрать всю композицию воедино, создаёт ощущение пространства и неограниченности.

Грамотное использование цветов. занимает центральное место в этом направлении.

цвета из любимой палитры Малевича — серый, черный, красный, желтый.

В дополнение к основному набору цветов, появилось разнообразие ярких и неоновых оттенков: розовый, оранжевый, зеленый, алый, синий.


Концепция стиля – это постоянное хаотичное движение геометрических фигур различного размера, Никаких полутонов – только яркость и динамичность с чёткими линиями и резкими контрастными сочетаниями! В данной стилистике белый цвет всегда выполняет роль основного фона. Кроме того, белый цвет дарит ощущение воздушности и полета

Творческая деятельность учащихся.

Групповая коллективная работа.

Создание образа супрематического города.

Обсуждение завершенных работ

Рефлексия

Что нового узнали

Вам было интересно

Что вас больше всего впечатлило

Завершение урока

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.