12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юлия Олеговна Бердникова118
Учитель истории и обществознания, куратор профильного полицейского класса
Россия, Хакасия респ., Черногорск

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Цель: познакомиться с повседневной жизнью русского народа, его бытом и нравами

Тип урока:

Ход урока:

I. Организационный момент

-приветствие учащихся;

-проверка отсутствующих


Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня в нашем классе проходит открытый конкурсный урок, и я всем желаю интересной и плодотворной работы. 

II. Актуализация знаний

Приём «Корзина идей»

На прошлых уроках мы познакомились с вами с особенностями культуры Руси. Рассмотрели жанры древнерусской литературы, особенности архитектуры и градостроения, художественное ремесло. Кроме культуры, мы рассмотрели церковную организацию на Руси. А также вспомнили прославленных былинных героев, известных всем как богатыри, которые плечом к плечу вставали на защиту Русской земли от разных врагов.

Обратите внимание на доску. Перед вами изображена корзина. Но она пустая. Давайте посмотрим, что мы можем положить в нашу корзинку для изучения новой темы.

Повесть временных лет

Нестор

Митрополит

Русь

Вотчина

Бояре

Смерды


III. Изучение нового материала

А теперь, давайте подумаем, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Приём «Волшебный ящик»

Перед вами «волшебный ящик». Внутри него я спрятала различные предметы. Пожалуйста, назовите, что это такое? (платок, рубаха, баранки, хлеб, пряжа, шапка скомороха, деревянная ложка, кувшин, домовой (символ язычества Древней Руси).

Предположите, что общего между всеми этими предметами? Что их объединяет?

А подсказкой вам будут следующие строки:


Русь могучая и бескрайняя,

Люди были тогда всесильными,

В избах деревянных жили,

Занимались искусством знатным.

Сами ткали, хлеба растили,

Хоть и в лаптях ходили.



Примерные ответы: как жили люди на Руси

Абсолютно верно. Речь сегодня пойдет о повседневной жизни древних славян.

Этот домовёнок будет сегодня наблюдать за вашей работой на уроке (поместить в центре класса)


Открываем тетради, записываем дату 13.03 (3+3-1=5) Я желаю вам всем получить сегодня на уроке пятёрки

Тема урока: Повседневная жизнь населения.

Что включает в себя повседневная жизнь? Из чего состоит? (питание, одежда, жилище, развлечения)

Цель нашего урока – познакомиться с повседневной жизнью русского народа, его бытом и нравами.


Быт повседневная  жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит

Нравы - формы поведения людей, которые  бытуют в данном обществе


Как вы думаете, существовало ли неравенство среди населения? На какие группы можно поделить население Древней Руси? (крестьяне, горожане, знать (бояре, князья, дружина).

Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

Сегодня мы попытаемся выявить эти различия.


Мы разделились на 3 общины:

1 община – земледельцы

2 община – горожане

3 община – знать (бояре, князья)

Пожалуйста, выберите в каждой группе 1 старейшину, который будет выступать от имени всей общины.


У каждого из вас на столах находится раздаточный материал. Это сравнительная таблица «Повседневная жизнь на Руси».


Вопросы для сравнения

Знать

Простой народ

Горожане

Земледельцы

Жилище

3

2

1

Одежда

3

2

1

Питание

3

2

1

Развлечения

3

2

1



Задание для первой общины – работая с § 11 п. 1 заполните в таблице столбик Земледельцы.

Задание для второй общины – работая с § 11 п. 2 заполните в таблице столбик Горожане.

Задание для третьей общины – работая с § 11 п. 3 заполните в таблице столбик Знать.


Пожалуйста, приступайте к заполнению таблицы. Пока выступает одна община, остальные заполняют пустые столбики в своих таблицах по ходу рассказа одноклассников

Прослушивание выступающих перед классом


Ребята, какой языческий праздник широко отмечается и в наши дни? (Масленица) Масленицасамый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.  Масленица примечательна широкими народными гуляниями. Одной из любимых игр на Руси была игра «Ручеёк». Давайте немного передохнём.

Физкультминутка


IV. Закрепление изученного материала

Сегодня на уроке мы с вами очень плодотворно поработали. Я предлагаю вам в заключении поиграть в игру «Карта памяти» (раздаю карточки) У вас карточка, в ней перечислены предметы одежды и быта разных слоёв населения славян. Ваша задача напротив каждого слова поставить букву З – если этот предмет относится к Земледельцам, Г – горожанам, КБ – князьям/боярам.

Землянка – З

Порты – З

Зипуны – З

Лапти – З

Понёва – З

Чепец – З

Кожуха – З

Изба – Г

Хоромы – КБ

Терем – КБ

Горница – КБ

Епанча – КБ

Кокошник – КБ

Серебряная посуда – КБ

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Приём «Рефлексивная мишень»

«активно участвовал»

«было интересно»

«было понятно»

«узнал новое»

Весь урок за вами наблюдал домовёнок – символ язычества Древней Руси.



Домашнее задание:

§ 11 читать

Составить мини-рассказ «Один день из жизни земледельца/горожанина/боярина (на выбор)

Заготовки для составления рассказа я вам уже подготовила. Ваша задача – вставить пропущенные слова. Подсказкой вам будут ваши таблицы.

Старейшины, подойдите к столу и выберите домашнее задание для всей общины.

Один день из жизни боярина


День свой я начинаю с того, что обхожу свой дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей завтракаем _______________________________________________. После завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.

Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________. Ну, а завтра у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.



Один день из жизни простого горожанина

Есть у меня небольшая гончарная мастерская, делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают, живут в домах попроще ______________________________.

Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.

Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________. А уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.



Один день из жизни крестьянина


Утром вставать надо очень рано. Зимой, как и летом, дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.

Жена с дочерями останется дома. Утром оденут _____________________

_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.

Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________. Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.