Урок по дисциплине «Технология изготовления обуви» на тему «Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Открытый урок
по дисциплине: «Технология изготовления обуви»
Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»
Профессия: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»
Код профессии: 15393
Квалификация: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви
4-го квалификационного разряда»
Форма обучения: очная
Разработал: преподаватель А.Ю. Уксусов
Красноярск, 2022
Пояснительная записка
Открытый урок теоретического обучения по теме: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» проводится в учебном кабинете.
Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы». Открытый урок расчитан на 45 минут. На данном уроке рассматриваются вопросы и отрабатываются навыки по закреплению знаний по швам, видам швов и технологическим нормативам.
В результате изучения данной темы обучающийся должен иметь теоретические знания по швам, видам швов и технологическим нормативам, овладеть профессиональными и общими компетенциями по швам, видам швов и технологическим нормативам.
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, изходя из цели и способов её достижения определённых преподавателем.
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
5. Работать в команде, эффективно общаться с обучающимися профессии: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви».
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
- как называются ниточные швы и на каких деталях они применяются для сборки
заготовок верха обуви;
- какое должно быть количество строчек, длина стежков и расстояние шва от краёв
деталей при сборке заготовок верха обуви;
- какие дефекты могут возникать при выполнении ниточных швов и как их устра-
нить;
- какие припуски должны быть к деталям верха обуви при изготовлении обуви из
различных натуральных и искусственных материалах;
- какие должны быть нормативы строчек на заготовках с перфорацией и без неё.
В результате изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- определять ниточные швы и на каких деталях они применяются для сборки
заготовок верха обуви;
- определять какое должно быть количество строчек, длина стежков и расстояние
шва от краёв деталей при сборке заготовок верха обуви;
- определять какие дефекты могут возникать при выполнении ниточных швов и как
их устранить;
- определять какие припуски должны быть к деталям верха обуви при изготовлении
обуви из различных натуральных и искусственных материалах;
- определять какие должны быть нормативы строчек на заготовках с перфорацией и
без неё.
- работать с дидактическими материалами и учебной литературой.
Тема: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Цели урока:
Образовательная: формирование первичных знаний при изготовлении обуви при помощи соединения деталей ниточными швами соблюдая технологические параметры и нормативы.
Развивающая: развивать умения правильно и осознанно выполнять последовательность технологических параметров и нормативов при изготовлении обуви при помощи соединения деталей ниточными швами.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к выполнению последовательности технологических параметров и нормативов при изготовлении ниточных швов и бережному отношению к используемым материалам.
Тип урока: «Урок изучения технологических требований»
Вид урока: «Лекция с комментированием и обсуждением просмотренного материала».
Метод проведения урока:
- словесный: повторение ранее пройденного материала, объяснение темы урока
- наглядный: демонстрация технологических операций преподавателем.
Используемые методы обучения:
- демонстрация приёмов работы преподавателем;
- самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя.
Форма работы:
- индивидуальная:
- фронтальная.
Междисциплинарные связи: материаловедение, оборудование обувного производства, специальный рисунок.
Материально – техническое оснащение урока
и дидактический материал:
Методико – дидактическое:
готовые изделия, образцы заготовок верха обуви, образцы ниточных швов, учебники по дисциплине И.Н.Леденёвой «Индивидуальное изготовление и ремонт обуви» и И.И. Довнич «Технология производства обуви», плакат со схемами деталей верха обуви и схемами степени ответственности участков этих деталей.
Материально – техническое:
заготовки туфель домашних, туфель повседневных, ботинок, полусапожек и сапожек.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (5 мин) | Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки. Проверка явки обучающихся, готовности к уроку. | Настраиваются на работу. |
II. Актуализация опорных знаний | ||
2.1. Мотивация познавательной деятельности (5 мин) | Формулирование темы урока, постановка целей и задач урока. Преподаватель выдвигает учебную проблему. | Просматривают образцы заготовок верха обуви и ниточных швов, слушают, обсуждают совместно с преподавателем. |
2.2. Актуализация знаний обучающихся (15 мин) | Определяет актуальность темы в соответствии с междисциплинарными связями. Подготавливает к усвоению нового материала, стимулируя к рассуждениям. | Отвечают на вопросы ранее пройденного материала (опросный лист-приложение 1) |
III. Усвоение новых знаний | ||
3.1 Изучение новой темы (10 мин.) | Преподаватель объясняет новый учебный материал, показывает схемы с деталями обуви и на предоставленных образцах заготовок туфель домашних, туфель повседневных, ботинок, полусапожек и сапожек, схемы ниточных швов, инструкционную карту (учебники), раздаточный материал. | Внимательно слушают, используют учебники, раздаточный материал (приложение 2). |
IV. Закрепление новых знаний | ||
4.1. Закрепление новых знаний (5 мин) | Предлагает ответить на проверочный тест по теме урока | Отвечают на вопросы проверочного теста. (приложение 3). Затем проверяют методом взаимопроверки. |
V. Заключительная часть урока | ||
5.1 Анализ, дать оценку деятельности обучающихся.(5 мин) | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. | Обучающиеся дают оценку своей работы на уроке. |
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие обучающихся, уточнение присутствующих на уроке, подготовка к уроку (подготовка обучающихся к уроку, необходимые принадлежности).
II. Актуализация опорных знаний.
2.1. Мотивация познавательной деятельности.
Слова преподавателя:
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вам ответить на вопрос.
Вопрос к обучающимся:
Почему так важно правильно знать про ниточные швы, их виды, выполнение последовательности технологических параметров и нормативов при изготовлении обуви при помощи соединения деталей ниточными швами?
Ответ: При изготовлении ниточных швов необходимо знать про ниточные швы, их виды, выполнение последовательности технологических параметров и нормативов потому, что это является одним из ключевых технологических требований в процессе производства обуви.
Пояснение преподавателя:
Если при изготовлении ниточных швов не будут соблюдены различные к ним требования, то технология при изготовлении обуви будет нарушена и выполнена неправильно, то это приведет:
- к уменьшению срока службы обуви;
- к уменьшению прочности изделий;
- к дискомфорту клиента;
- к несоответствию внешнего вида каждой из полупар.
Слова преподавателя:
Итак, из всего вышесказанного можно определить тему нашего с Вами урока:
«Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Основные цели нашего урока: ознакомиться с ниточными швами, их видами, выполнением последовательности технологических параметров и нормативов при изготовлении обуви, тем самым мы с вами расширим свой кругозор по дисциплине «Технология изготовления обуви».
2.2. Актуализация знаний обучающихся.
Слова преподавателя:
А сейчас давайте вспомним основные технологические процессы, которые предшествуют сборке заготовок верха обуви. (Приложение 1 «Вопросы входного контроля знаний»)
III. Усвоение новых знаний.
3.1. Изучение новой темы. Объяснение нового материала и демонстрация на схемах ниточных швов, применяемых для сборки деталей заготовок верха обуви.
Приложение № 1
Вопросы входного контроля знаний по теме:
«Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Вопросы и ответы по ниточным швам и технологическим нормативам применяемым для сборки деталей заготовок верха обуви.
Вопрос № 1: Почему в настрочном шве применяют для соединения деталей две параллельные строчки?
Ответ № 1: В настрочном шве применяют для соединения деталей две параллельные строчки потому, что с двумя параллельными строчками детали заготовки верха обуви прочнее держатся и менее подвержены износу при эксплуатации готовой обуви.
Вопрос № 2: Для чего в тугом тачном шве в начале и в конце строчки делают ниточную закрепку?
Ответ № 2: В тугом тачном шве в начале и в конце строчки делают ниточную закрепку для того, чтобы соединённые между собой детали верха обуви не расходились вдоль ниточного шва.
Вопрос № 3: Какие четыре основных вида переплетения ниток существуют?
Ответ № 3: Существуют четыре основных вида переплетения ниток, а именно двуниточный шов внутреннего переплетения (применяют чаще других), одно-, двух- и трёхниточное наружное.
Вопрос № 4: Какими свойствами должны обладать ниточные швы?
Ответ № 4: Ниточные швы должны обладать прочностью, эластичностью, способностью выдержать напряжения, возникающие во время сборки, снятия обуви с колодок, а также иметь достаточный запас прочности к многократным переменным нагрузкам, возникающим в процессе её эксплуатации.
Вопрос № 5: На прочность ниточных швов что существенно влияет и зависит?
Ответ № 5: На прочность ниточных швов что существенно влияет длина стежков, степень их утяжки и зависит от числа строчек и прочности ниток (состава, номера и числа сложений).
Вопрос № 6: От чего зависит расстояние между строчками при настрочном и тачном швах?
Ответ № 6: Расстояние между строчками при настрочном и тачном швах зависит от вида и толщины кож хромового дубления.
Вопрос № 7: Какие виды укрепления тачных швов существуют?
Ответ № 7: Существуют 5 видов укрепления тачных швов, а именно: тесьмой, с расстрачиванием, с прошвой, с бизиком и с задним наружным ремнём.
Приложение № 2
Сведения по видам ниточных швов
Вид и разновидность ниточного шва | Порядок соединения деталей | Вид строчки | Соединяемые детали |
| Детали накладывают одна на другую разноименными сторонами | В зависимости от условий эксплуатации одно-, двух- или трёх рядная с перфорацией или без неё | Носки с союзками, союзки с берцами, берцы с задинками, задинки с союзками, переда с голенищами, части подкладки |
| Детали накладывают одна на другую бахтармяными сторонами | Однорядная | Детали верха и подкладки |
| Одноименными сторонами, затем детали разворачивают. Образовавшийся рубец разглаживают и укрепляют самоклеющейся тесьмой с дополнительным расстрачиванием или без него, или прошвой, или бизиком, или задним наружным ремнём | Однорядная Однорядная Первая и вторая однорядные Первая и вторая двухрядные Однорядная Однорядная | Детали верха и подкладки по заднему шву, заготовки верха с обтяжкой платформы, боковые и передние швы заготовки верха. Тесьма, прошва и бизик обеспечивают дополнительную прочность и водостойкость шву |
Продолжение приложения № 2
| Бахтармяными сторонами,окантово- чная деталь охватывает края деталей | Однорядная | Детали верха и подкладки по канту |
Одна на другую лицевыми сторонами, скрепляют тачным швом, выворачивают, шов околачивают, слегка увлажнив | Первая и вторая однорядные | Детали верха и подкладки чаще по канту | |
Разноименными сторонами, соединяют настрочным швом. затем верхнюю деталь выворачивают, околачивают по шву | Первая и вторая однорядные | Детали заготовки верха преимущественно по переднему шву | |
Бахрамяными сторонами так, чтобы край мокасиновой вставки выступал за край союзки. Выступающий край загибают наружу (а) или окантовывают (б) | Однорядная Первая и вторая однорядные | Овальная вставка с союзкой или основной деталью мокасин | |
| Края деталей соединяют встык или накладывают одну на другую | Первая и вторая однорядные | Задние края берцев и задинок, края деталей подкладки из меха или текстильных материалов |
Приложение № 3
Ф.И.О. обучающегося: _______________________________________________________
Тест по теме: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»
В каждом вопросе может быть только один правильный ответ
1. Расстояние строчки от края деталей верха из кожи хромового дубления после
их сострачивания для тугого тачного шва составляет:
а) 0,8-1,0 мм
б) 1,0-1,5 мм
в) 1,5-2,0 мм
г) 2,5-3,0 мм
д) 3,0-3,5 мм
2. Наложение деталей при настрачном шве составляет:
а) 3-4 мм
б) 5-6 мм
в) 7-8 мм
г) 9-10 мм
д) 11-12 мм
3. Расстояние между двумя параллельными строчками из кожи хромового
дубления составляет:
а) 0,6-0,8 мм
б) 1,0-1,5 мм
в) 1,5-2,0 мм
г) 1,6-1,8 мм
д) 2,0-2,2 мм
4. При выполнении строчки канта расстояние строчки от края составляет:
а) 0,6-0,8 мм
б) 1,0-1,5 мм
в) 1,5-2,0 мм
г) 1,6-1,8 мм
д) 2,0-2,2 мм
5. Ширина деталей верха из кожи хромового дубления после спускания краёв
деталей верха должна быть под выворотный шов:
а) 6-8 мм
б) 10-12 мм
в) 14-16 мм
г) 18-20 мм
д) 22-24 мм
Ответы на тест
1 - б) 1,0-1,5 мм
2 - в) 7-8 мм
3 - в) 1,5-2,0 мм
4 - б) 1,0-1,5 мм
5 - б) 10-12 мм
IV. Закрепление изученного материала
4.1. Контролирующее задание
Слова преподавателя. Для закрепления полученных знаний предлагаю ответить на вопросы теста.
Комментарий: Преподаватель раздаёт тестовые задания (Приложение № 3), объясняет принцип работы с ним:
- Задание составлено в 1-м варианте. Ваша задача – ответить на вопросы выбрав один из предложенных ответов.
Комментарий. Обучающиеся выполняют задание, затем меняются работами, проверяют правильность друг у друга и выставляют оценки, сверяясь с преподавателем.
V. Заключительная часть урока
5.1. По окончанию выполнения тестов преподаватель проводит анализ, даёт оценку деятельности обучающихся
Слова преподавателя.
Домашнее задание
Итак, цели нашего урока достигнуты, и ваше домашнее задание:
Повторить тему по конспекту. Подготовиться к теоретическому занятию по теме: «Требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали».
Спасибо за урок! Мне было приятно с Вами работать.
Самоанализ открытого урока по технологии изготовления обуви
Дата проведения: 15.11.2022 г.
Преподаватель: Уксусов Алексей Юрьевич
Группа: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви».
Дисциплина: Технология изготовления обуви.
Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»
Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»
На первом этапе урока преподавателем были проведены организационные мероприятия по готовности обучающихся к уроку - проверка списочного состава. Обоснована важность темы, сделан акцент на связь с такими дисциплинами из курса теоретического обучения как: «Материаловедение», «Оборудование обувного производства», «Технология изготовления обуви».
На втором этапе урока преподавателем сообщена учебная тема и цели урока, выданы учебники, раздаточный материал, образцы ниточных швов, образцы обуви и технологические карты. С целью актуализации опорных знаний проведен фронтальный опрос обучающихся. Заданы 7 вопросов.
Далее по выданным теста обучающиеся отвечают на вопросы.
На третьем этапе урока преподаватель объясняет новый учебный материал, показывает схемы с деталями обуви и на предоставленных образцах заготовок туфель домашних, туфель повседневных, ботинок, полусапожек и сапожек, схемы ниточных швов, инструкционную карту, учебники, раздаточный материал.
На четвёртом этапе урока преподаватель предлагает обучающимся ответить на проверочный тест и осуществлялся контроль за выполнением теста и оказание помощи неуспевающим.
На заключительном этапе преподаватель подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отмечает недостатки.
При проведении урока учитывалось, что обучающиеся группы получают от преподавтеля индивидуальный подход к каждому. Большое значение для хода урока имел общий уровень развития и опыт работы в условиях производства. Некоторая часть группы слабо владеет русским языком, имеет ограничения по состоянию здоровья.
Для обучающихся такая форма проведения занятий дает возможность установить более тесные, доверительные отношения, укрепить коллективные связи в группе в целом, включающие такой ресурс в мотивации на достижение цели, как конкуренция.
Вывод: поставленная цель достигнута в полном объёме, ход урока оснащен средствами обучения полностью, мастер учитывал уровень подготовки обучающихся. Запланированного времени хватило на выполнение всех работ в полном объёме.