Открытый урок по математике на тему "Задачи на движение"
Открытый урок по математике на тему "Задачи на движение" (4 класс)
Тема урока: Задачи на движение.
Вид урока: урок закрепления новых знаний.
Цель урока: создать условия для закрепления у учащихся умения решать задачи на движение.
Задачи:
Образовательные:
1. формировать умение решать задачи на движение;
2. вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки;
3. учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы;
Развивающие:
1. развивать внимание и оперативную память;
2. развивать логическое мышление;
3. развивать математическую речь учащихся.
Воспитательная:
1. формировать навыки работы в паре и группе.
Оборудование – интерактивная доска (или мультимедиа проектор), компьютер, карточки с заданиями, чистые оценочные листы, цветные карандаши.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | |||||||||||||||
1 Орг. момент. 4 мин
| - Есть у нас минутка к сроку. - Сегодня мы отправимся в путешествие. К нам на урок пришли волк, заяц и лиса. Им надо попасть на день рождение к ёжику. На пути к его дому много испытаний, которые они не смогут преодолеть без вас. Поможем им? - А сначала запишем число, классная работа и продолжим числовой ряд. - Проверим ваши записи. - Оцените свою работу в оценочных листах. Кто забыл, как посмотрите в памятку. Памятка Без ошибок – зелёный кружочек; 1-2 ошибки – жёлтый кружочек; 3 и больше ошибок – красный. |
Записывают число, классная работа, продолжают числовой ряд. 8 13 10…
Один ученик пишет на доске, остальные проверяют. Оценивают себя. | |||||||||||||||
2.Устный счет. 8 мин | - Как известно без подарка на день рождение не ходят, поэтому волку, зайцу и лисе надо собрать любимый цветок ёжика – это ромашка. Итак, начнём. На каждом лепестке какое-то задание, которое надо выполнить устно. Готовы? Задания: 1. Скорость поезда 90 км/ч, а скорость самолёта в 10 раз больше. Какова скорость самолёта? (900км/ч) 2. Какое расстояние проехал автомобиль за 4 часа, если ехал со скоростью 60 км/ч? (240км) 3. Велосипедист проехал 36 км за 2 часа. С какой скоростью он ехал? (18 км/ч) 4. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 7 см? (98 кв.см) 5. Сколько стоят 3 блокнота по 18 рублей каждый? (54 рублей) 6. За 3 блокнота заплатили 18 рублей. Сколько стоит один блокнот? (6 рублей) На доске – варианты ответов для детей:
– Назовите правильные ответы.
- Перевернём и остальные числа.
- Какая тема объединяет все эти понятия? | Да.
Ученики подходят по одному и читают задачу, решают её устно и соединяют лепестки в цветок. Ответивший, выбирает правильный ответ и отделяет от других чисел.
Один из слабых учеников выставляет их в порядке возрастания.
V, автомобиль, см, км/ч, t, м/мин, S, пешеход, пловец Движение | |||||||||||||||
3.Постановка темы, цели и задач урока. 2 мин | - Какова тема сегодняшнего урока? – Какую цель вы поставите для себя?
– Что для этого необходимо знать и уметь? | Задачи на движение. Закрепить решение задач на движение. Уметь находить скорость, время, расстояние, анализировать, составлять план решения задачи. | |||||||||||||||
4. Актуализация знаний. 3 мин | Путь у нас длинный. Сначала поедем на автобусе. Для этого нам надо купить билеты для нас и наших героев. У вас на столах голубые листочки, возьмите их. - На что похожи записи, которые вы видите в билете? - Допишите недостающие части формул. - Давайте вспомним, как читаются эти формулы. Сохраняйте эти билеты до конца пути.
|
На формулы. Работают в карточках. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. | |||||||||||||||
5. Повторение изученного материала. 4 мин
4 мин
| 1)Первое испытание и первая задача. Работаем в парах. Текст задачи у вас на зелёных карточках. Решаем и записываем в тетрадь. Задача: На автобусе нам надо проехать 360 км. Скорость, с которой едет автобус – 60 км/ч. За сколько часов мы доберёмся до первой станции? Пара, которая первой решила эту задачу, записывает решение на доске. - Оцените работу соседа по парте. 2) Здесь мы пересаживаемся в лодку, так как нам надо переплыть реку. Работа в группах. Текст задачи на красных карточках. Задача: Лодка плывёт со скоростью 5 м/мин и через 12 минут мы будет на другом берегу. Какое расстояние между берегами?
- От каждой группы выходит спикер и оглашает результат.
- Оцените свою работу в группе. |
Ученики работают в парах и записывают решение в тетради. Запись: Решение: s = 360 км 360:60=6 (ч) v = 60 км/ч Ответ: за 6 часов мы t = ? доберёмся до первой станции. Ребята работают в группах, решение записывают на листах А4. Запись: v = 5 м/мин t = 12 мин s = ? Решение: 5 x 12 = 60 (м) Ответ: 60 метров между берегами.
Закрашивают нужный кружок. | |||||||||||||||
6. Физминутка. 2 мин | Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) И на месте походили. (Шагаем на месте.) | Выполняют движения. | |||||||||||||||
7. Закрепление изученного. 6 мин | 3) Вот мы с героями уже на противоположном берегу. Перед нами горы, чтобы пройти дальше надо выполнить последнее задание. - Перед вами три карточки: на “5 - красная - повышенной сложности”, на “4 - синяя – средней сложности” и на “3 - зеленая – простая задача”. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу. Задача на “3” - зеленая Простая задача Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался? 48 : 4 =12 (км/ч) Ответ: 12 км/ч Задача на “4” - синяя Средней сложности Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью 60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни. 60 * 2 = 120(км) 120 + 7 =127(км) Ответ: 127 км Задача на “5” - красная Повышенной сложности Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути? 1) 24:12 = 2(ч) 2) 45:15 = 3(ч) 3) 2 + 3 =5(ч) Ответ: 5 часов Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение) (на слайде) Кто решал задачу на синей карточке – проверим решение; Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решение | Решают самостоятельно в тетрадях. | |||||||||||||||
8. Итог урока. 5 мин | - Молодцы. Вот мы уже у ёжика в гостях. Последнее задание, в котором вы покажете теоретические знания, тест – зачет. Это будет ещё один подарок для нашего именинника. Напишите в тетради правильные ответы. - А теперь проверьте себя: возле правильного ответа поставьте + , если не правильно, то — . - А теперь снова оцените себя. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли вы её? - А чему мы учились сегодня на уроке? | Выполняют самостоятельно.
Проверяют себя. Оценивают себя. Закрепить решение задач на движении Учились находить скорость, время, расстояние, анализировать, составлять план решения задачи. | |||||||||||||||
9. Домашнее задание. 2 мин | - Ёжик благодарит вас за подарки и активную работу на уроке. Дарит вам карточку с задачами и хочет, чтобы вы дома составили по этим данным задачи и решили их. Запишите в дневнике д/з. - Поставьте себе отметку в оценочный лист. Если у вас больше зелёных ставьте себе за урок «5», жёлтых – «4», красных – «3». И запомните поговорку: «Учиться – всегда пригодится!». | Записывают домашнее задание в дневник.
Выставляют отметку в оценочный лист. |
Оценочный лист Ф.И.______________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1 | Устный счет |
|
2 | Работа в парах. Решение задачи. | |
3 | Работа в группах. Решение задачи. |
|
4 | Самостоятельная работа. |
|
5 | Тест-зачёт |
|
| Отметка |
|
Оценочный лист Ф.И.____________________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1 | Устный счет |
|
2 | Работа в парах. Решение задачи. |
|
3 | Работа в группах. Решение задачи. |
|
4 | Самостоятельная работа. |
|
5 | Тест-зачёт |
|
| Отметка |
|
Оценочный лист Ф.И.____________________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1 | Устный счет |
|
2 | Работа в парах. Решение задачи. |
|
3 | Работа в группах. Решение задачи. |
|
4 | Самостоятельная работа. |
|
5 | Тест-зачёт |
|
| Отметка |
|
Оценочный лист Ф.И.____________________________
№ п/п | Вид работы | Оценка |
1 | Устный счет |
|
2 | Работа в парах. Решение задачи. |
|
3 | Работа в группах. Решение задачи. |
|
4 | Самостоятельная работа. |
|
5 | Тест-зачёт |
|
| Отметка |
|
ТЕСТ — ЗАЧЕТ 1. Величины, используемые при решении задач на движение: а) скорость, время, километр; б) скорость, время, расстояние; в) час, расстояние, скорость. 2.Чтобы найти скорость: а) расстояние разделить на время; б) расстояние умножить на время; в) к расстоянию прибавить время. 3. Чтобы найти время: а) к расстоянию прибавляют скорость; б) расстояние разделить на скорость; в) расстояние умножить на скорость. 4. В чём измеряют скорость: а) км б) час в) км/ч 5. Как называется прибор с помощью которого измеряется скорость: а) часы; б) рулетка; в) спидометр; | ТЕСТ — ЗАЧЕТ 1. Величины, используемые при решении задач на движение: а) скорость, время, километр; б) скорость, время, расстояние; в) час, расстояние, скорость. 2.Чтобы найти скорость: а) расстояние разделить на время; б) расстояние умножить на время; в) к расстоянию прибавить время. 3. Чтобы найти время: а) к расстоянию прибавляют скорость; б) расстояние разделить на скорость; в) расстояние умножить на скорость. 4. В чём измеряют скорость: а) км б) час в) км/ч 5. Как называется прибор с помощью которого измеряется скорость: а) часы; б) рулетка; в) спидометр; |
ТЕСТ — ЗАЧЕТ 1. Величины, используемые при решении задач на движение: а) скорость, время, километр; б) скорость, время, расстояние; в) час, расстояние, скорость. 2.Чтобы найти скорость: а) расстояние разделить на время; б) расстояние умножить на время; в) к расстоянию прибавить время. 3. Чтобы найти время: а) к расстоянию прибавляют скорость; б) расстояние разделить на скорость; в) расстояние умножить на скорость. 4. В чём измеряют скорость: а) км б) час в) км/ч 5. Как называется прибор с помощью которого измеряется скорость: а) часы; б) рулетка; в) спидометр; | ТЕСТ — ЗАЧЕТ 1. Величины, используемые при решении задач на движение: а) скорость, время, километр; б) скорость, время, расстояние; в) час, расстояние, скорость. 2.Чтобы найти скорость: а) расстояние разделить на время; б) расстояние умножить на время; в) к расстоянию прибавить время. 3. Чтобы найти время: а) к расстоянию прибавляют скорость; б) расстояние разделить на скорость; в) расстояние умножить на скорость. 4. В чём измеряют скорость: а) км б) час в) км/ч 5. Как называется прибор с помощью которого измеряется скорость: а) часы; б) рулетка; в) спидометр; |
6 18
54 98
240 900
А З
А Д
А Ч
80 2
21 4
15 540
V СМ
КМ/Ч пешеход
пловец S