Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Природная зона степей»
Презентация по теме "Природная зона степей"
PPTX / 12.32 Мб
/data/files/l1604513234.pptx (Презентация по теме "Природная зона степей")Открытый урок в 4 классе по окружающему миру
Тема: Природные зоны. Степь.
Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне степей.
Задачи:
- ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологической ситуацией;
- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;
- воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебнике, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: проектор с экраном и колонками, учебник, Карта климатических зон России, карточки для индивидуальной работы
Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний
-Определите по описанию природную зону и расположите ее на карте в порядке с севера на юг.
А) Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
Б) Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
В) Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
3.Постановка проблемы
(слайд1)
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
4.Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Природная зона – степь)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
( познакомиться с природной зоной степи, с климатом, животным и растительным миром, деятельностью людей)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? (ответы детей )
- План наших действий? (запись на доске)
План.
1.Расположение.
2.Климат.
3.Растения.
4.Животные.
5.Занятия населения.
6. Экология
5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему – учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.
У нас на уроке вы сегодня будете научными работниками и каждому будет дано индивидуальное задание.
1 задание. Географ
Он расскажет нам о географическом положении зоны степей.
2 задание. Ботаник.
Он поможет разобраться в растительном мире зоны степей.
3 задание. Зоолог.
Он расскажет о животном мире зоны степей.
4 задание Эколог.
Нам поведает о состоянии природной зоны в области экологии..
5 задание. Синоптик.
Он расскажет нам о климатических условиях зоны степей.
6 задание. Социолог.
Нам поведает о влиянии деятельности человека на зону степей.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете подготовиться и рассказать о выбранной теме. Затем вы озвучите свои выступления.
6.Работа над новым материалом
( подготовка и выступления детей)
Географы.
Карточка - опора с вопросами:
1) Где протянулась зона степей?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: (равнина, горы, возвышенность).
3) Какая там почва? Почему?
Полезная информация
На карте степи обозначены жёлтым цветом…
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.
Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине. Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана.
Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы. В других местах почва менее богата перегноем, имеет бурый цвет и не так плодородна.
(слайд 2)
Синоптики
Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
Полезная информация
Лето в степи более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +32–33,5 °С (местами +48°). От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая , но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало
(слайд3)
Ботаники:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях листьях.
3) Почему летом в степи так пахнет травами?
Полезная информация
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. Это влияет на характер флоры. Травы очень быстро восстанавливаются после засухи. Луковичные, клубневые приспособлены лучше других. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов. В засушливых южных степях преобладает злаковая растительность, широко представленная травами: пырей, типчак, ковыль, житняк, зопник колючий, качим метельчатый, синеголовник полевой.
В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле.
Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свеклу, подсолнечник, бахчевые культуры), разводить огороды и сады.
Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
(слайд 4 и 5)
Зоологи:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают степи?
2) Как они приспособились к жизни?
3) Почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?
Полезная информация
Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.
(слайд 6)
Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.
(слайд 7)
Пустельга - мелкий сокол величиной с галку. Он легок и быстр в полете, но добычу высматривает, медленно паря в воздухе, распластав широкие крылья. Часто можно видеть, как пустельга зависает над землей, будто останавливается, а потом, камнем бросаясь вниз, через мгновение взлетает с
мышью, ящерицей или змеей в лапах. Охотится она и на саранчу. Зимой, когда корма мало, добывает и мелких птиц.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.
В степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
Слух услаждают нежные трели цикад, кузнечиков, кобылок. Множество сурков, сусликов облюбовали эти открытые места. Есть в степях и зайцы, есть и охотники на них – лисы. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Голод гонит животных прочь. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами.
( слайд 8 и 9)
Экологи:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
2) Что делается для охраны природы?
Полезная информация
1. Вырубка лесных полос
2. Ветры - суховеи
3. Неправильная распашка почвы
4. Степные пожары
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь. Места, где произрастают редкие, ценные и занесённые в Красную книгу растения, объявлены памятниками природы. Большую ценность представляют горные луга с хорошими кормовыми травами. Их используют для выпаса скота и сенокошения. Луга следует охранять от перегрузок скотом, от засорения ядовитыми и колючими растениями. Большой ущерб флоре наносятся неумеренные заготовки дикорастущих лекарственных растений. И даже сборы единичных растений для гербария школьникам. Поэтому нужно помнить, что совершенно недопустимо собирать растения, занесенные в Красную книгу.
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. Не жечь сухую траву.
(слайд 10, 11 и 12)
Социологи
Карточка с вопросами:
Основные занятия населения степи.
Богата природа наших степей. Много солнца, длинное теплое лето, плодородные почвы – всё это позволяет выращивать здесь многие ценные культуры. Издавна степь называли житницей России. Она давала много хлеба. Основное занятие населения в степной зоне – земледелие. Хорошо развито и животноводство. На западе степной полосы с давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы, абрикосы, а на юге – виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные дыни; на огородах выращивают овощи. Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры.
(слайд 13 и 14)
Физкультминутка. ( проводится после трех выступлений учеников)
7.Подведение итогов.
- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
— Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
8.Тестирование (слайд 15-20)
9. Оценивание. ( слайд 21)
10.Рефлексия учебной деятельности.
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
11.Домашнее задание.
- Подготовить и представить одноклассникам презентацию о растении или животном зоны степей, используя рабочую тетрадь ,справочную литературу или информацию сети Интернет.