Открытый урок по окружающему миру «Власть народа» (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: окружающий мир
Используемые учебники и учебные пособия: учебник для 3 класса, 2 ч. Вахрушев А.А.
Тема урока:«Власть народа»
Цель урока: формирование понятия демократии как особого политического режима, способа управления, при котором единственным источником власти является воля народа;
Задачи урока:
Способствовать формированию собственной точки зрения, активной гражданской позиции.
Формировать умения работать в группах, самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познакомить с понятиями «государство», «демократия», а также правилами демократического устройства власти в Российской Федерации.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование урока: учебник по окружающему миру, тетрадь.
Литература, Интернет-ресурсы:school2100.com, учебник окружающему миру.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что значит быть гражданином?
– Что такое Конституция? Что в ней содержится? (В Конституции изложены основы устройства и взаимоотношений государства и общества, самые главные правила поведения людей. Эти правила надолго остаются постоянными и неизменными и каждый гражданин их обязан знать)
– Когда была принята Конституция РФ? (1993 г., прошло 25 лет)
– Перечислите основные права и обязанности гражданина России.
- Догадайтесь, какие гражданские права и обязанности нарушают персонажи этих рисунков?
СЛАЙД
III. Формирование новых знаний.
Вопрос учителя.
– В Конституции сказано, что гражданин России имеет право участвовать в управлении государством. Представьте себе, что вы ученики класса являетесь гражданами некого независимого государства. Вам надо общими усилиями подготовить интересное и нужное для государства дело посвящённое окончанию учебного года. Из нескольких предложенных дел нужно выбрать только одно. Мы проведи анкетирование и у нас возникло разногласие, СЛАЙД которое нужно решить мирным путём. Одним словом у нас возникла проблема. Сформулируйте её:
Как народ управляет государством, если каждый из граждан обладает собственным мнением? (записать на доске)
- Я предлагаю вам выдвинуть гипотезу, предположение, как можно выйти из сложившегося затруднения? (стрелками отметить гипотезы)
ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗЫ
- Для того чтобы взяться за дело, надо прийти к общему мнению. Я могу взять всё в свои руки и выбрать то дело, которое считаю нужным. Могу помочь вам договориться, чтобы вы решили проблему сами.
- Предлагаю голосовать: согласны ли вы как граждане государства сами решать свои проблемы?
ГОЛОСОВАНИЕ подсчитываются голоса.
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ:
За –
Против –
- Сейчас вам удалось принять самое важное решение – выбрать способ управления нашим государством . Что такое демократия? Где можно найти ответ на это вопрос?
Одни ищут ответ с. 114
Другие ответ в словаре учебника
Третьи ищут в интернете.
(Прочитав определение, ученики определяют, какой способ управления они выбрали демократический или недемократический)
2. Референдум
- Опишите, как в начале урока мы выбирали способ управления государством. (голосованием). Оказывается, такое всенародное голосование проводится и в настоящих государствах. Найдите в тексте учебника, как такое голосование называется, как часто оно проводится и для чего.
(Ученики читают выдержку из текста)
- Чем вы можете доказать, что современная Россия является демократическим государством? (18 марта путём голосования мы выбирали главу государства – это демократический способ)
3. Выбор Президента
Формируются группы по интересу. От каждой группы выдвигаются кандидаты в президенты. Члены группы помогают ему готовить предвыборную программу – короткий текст, в котором описан на сколько интересно это дело, насколько необходимо для класса.
От группы по одному человеку выбираются для подсчёта голосов.
Проводится тайное голосование, подсчитываются голоса и объявляется победитель.
- Среди нас конечно есть и недовольные решением люди, это нормальная ситуация, в настоящих государствах так тоже бывает. Как же выходят из такой ситуации. (чтение текста с. 116)
- Можно договориться, что для подготовки и проведения следующего дела, будут проведены перевыборы, чтобы каждый мог поработать в органах власти.
Решение проблемы
- Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (ученики совещаются в группах и отвечают)
Применение нового знания
- Как вы думаете, можем ли мы, учителя, часто использовать демократию при управлении классом на уроке?
_ В современном мире человеку необходимо и получить образование и сохранить здоровье. Только в детстве не все это понимают. Вот и приходится нам взрослым заботится о том, чтобы вы росли сильными и выносливыми, заставлять некоторых учеников решать задачки. Такой способ демократией не назовёшь, но и без него нельзя.
- ПОЧЕМУ?
- потому что слабого необразованного человека легко обмануть. И бывает, на выборах нечестные люди этим пользуются. Поэтому к тому времени, когда вы получите избирательные права вы обязательно должны научиться самостоятельно мыслить и отличать правду от обмана. Без этого настоящей демократии не будет.
Рефлексия
- Что на уроке показалось вам трудным?
- А непонятным?
- А что на ваш взгляд на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Параграф 23 читать, выучить определения, по желанию выполните в тетради с. 52 № 1,2
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна