12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баира18

Тема урока: Словосочетание.

Цели урока:

Образовательные:

1)Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний; способах связи слов в словосочетании;

2)Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;

Развивающие:

1)Развитие мышления и общеучебных навыков

2)Развитие познавательной самостоятельности;

3)Формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем , как начать урок, я хотела бы всем пожелать ,чтобы наш сегодняшний урок вам запомнился надолго и стал полезным в жизни, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Давайте начнем . Вам было дано задание на дом по группам. Класс был разделен на группы. ( Группа « Согласование», группа « Примыкание», группа « Управление») Исходя из домашнего задания, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Да, сегодня мы повторим и обобщим словосочетание.

А теперь ребята предположите , каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему мы должны научиться?

Да, действительно, наша сегодняшняя наша цель повторить словосочетание и виды связи слов в словосочетаниях, научиться выделять словосочетания в составе предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях.

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание.

Группа «Согласование» озвучьте ваше домашнее задание.

Ученик: Наша группа должна была составить алгоритм выполнения задания № 7.

1. АЛГОРИТМ выполнения задания.

1.При образовании нужного словосочетания помните о том ,как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании ,управлении, примыкании:

Если оба слова изменяются – это согласование;

Если одно слово управляет другим в каком –либо падеже – это управление;

Если слова связаны только по смыслу и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога – примыкание.

2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:

Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение , числительное- это согласование;

Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже- это управление;

Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие ,сравнительная степень прилагательного – это примыкание.

Молодцы , ребята! Вы справились с домашним заданием. А теперь давайте послушаем участников группы « Управление».

Вы должны были придумать вопросы по видам связи.

Давайте передадим их группам «Согласование» и «Примыкание», они поработают над ними.

Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание

а)Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.

б)Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.


 

Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.

А) Рано утром над палатками плыл легкий туман.

Б) Обжигающий ветер слепил глаза.

В) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что – нибудь.

3)Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

Каша из гречки

Тропинка в гору

Человек без совести

Вопрос по литературе

Запах леса

Портфель для школы

Парень с рыжими волосами

4.Определите в каком ряду все словосочетания со связью согласование

А)падающий снег, любимая игрушка, кто- то из нас.

Б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на соснах

В) свое присутствие, некоторые наречия ,придуманный мною


 

Молодцы, ребята, давайте теперь послушаем команду «Примыкание».

Ученик: Наша группа должна была повторить теорию словосочетание и виды связи слов в словосочетании.

Словосочетание –это основная единица синтаксиса. Словосочетание состоит из 2-х и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов. Словосочетание имеет 3 вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование-это такой вид связи , при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Если меняется главное- меняется и зависимое.

Управление-это такой вид связи при котором главное слово управляет зависимым ,ставя его в определенном падеже. То есть от главного к зависимому можно легко задать вопрос косвенного падежа.

Примыкание- такой вид связи , при котором главное и зависимое слово связываются только по смыслу.

Ребята, вы молодцы, все справились с домашним заданием.

Как вы уже сказали, словосочетание – это основная единица синтаксиса .А что такое синтаксис? Давайте вспомним.

Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения. ( Двусоставное, простое, распространенное, полное, повествовательное.)


 

2.Правильно, давайте поработаем над этим предложением, сделайте синтаксический разбор предложения.

А вы, ребята, найдите в этом предложении словосочетания с разными видам связи.

( изучает строение, грамматическое значение, изучает значение, значение словоосочетания)

А какого способа связи нет в этом предложении?

Правильно ,придумайте словосочетания с видом связи примыкание

Летать высоко, отдыхать вечером, поступить по –дружески, ярко горят, громко поет.

Молодцы, ребята!

3. А теперь давайте немножко отдохнем.

Динамическая пауза

Физминутка для глаз


 

Мы немножко отдохнули, давайте продолжим.

Скажите, а можем ли мы , изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене.

4. 1группа «ПРИМЫКАНИЕ» . Из согласования в управление: Соломенная крыша ,мамино платье, цветочный магазин, плавательный бассейн.

2 группа «СОГЛАСОВАНИЕ». Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, отчет за год.

3 группа « УПРАВЛЕНИЕ». Из управления в примыкание: С усердием трудился , говорил с восторгом, глядел с тревогой, жил без заботы.


 


 

А теперь давайте ребята поработаем над текстом. Выпишите из текста 2- 3 примера на каждый вид связи.

О книгах.

Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.

Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Книга – источник знаний. С ней вы облетите нашу страну и весь земной шар, побываете в космических просторах, узнаете, как живут народы разных стран . Любите книгу ,овладевайте знаниями, читайте много и упорно.

(Границы времени, рассказы о труде, земной шар, читайте упорно, в космических просторах, нашу страну, рассказы о героизме.)

Учитель: Скажите , ребята, чему учит нас этот текс? Какова его основная мысль?

( Роль книги в жизни человека, любить книги, овладевать знаниями)

 

5.Ребята, а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «урок», составьте синквейн о нашем сегодняшнем уроке. Синквейн – это нерифмованное стихотворение , состоящее из пяти строчек.

Правила написания синквейна.

1 строчка- существительное , выражающее главную тему синквейна.

2 строчка -два прилагателных, выражающих главную мысль.

3 строчка -три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строчка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строчка - ассоциация, синоним , который повторяет суть темы в 1-й строчке.


 

6. А теперь ,ребята, творческая работа. Вам нужно записать словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные.

Ближний, близкий (друг, деревня); дружественный, дружеский, дружный ( привет государство, класс) ;враждебный, вражеский (разведчик, цель) ; искусный, искусственный ( работа, алмаз, бриллиант); благодарный, благодарственный (письмо,народ)(Паронимы близкие по звучанию , но различные по значению)


 

Закрепление темы.


 

7.Наш урок подходит к концу. Давайте закрепим нашу тему тестовыми заданиями

У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем , а потом проверяем себя по слайду

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

1)Тяжелые шапки снега склонили вниз ветви.2)Снег падает вниз совершенно беззвучно, оставляя на белоснежной пелене под деревьями.

Ответ:-------------------------------------

2 Замените словосочетание БЕТОННАЯ ДОРОГА, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом , как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая , что я уезжаю навсегда.

Ответ:-------------------------------------

3.Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. Он подошел к ним ближе. Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении.

Ответ:-------------------------------------

4.Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая , забыв все на свете ,пронзительно свистела в только что купленный красный свисток.

Ответ:-------------------------------------

5.Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку ,которая всегда висела на березке у ручья.

Ответ:-------------------------------------

6.Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЕРНУЛ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Крышка прикрывала довольно глубокую яму , в которой были уложены длинные свертки из мешковины. Лешка потрогал верхний и испуганно отдернул руку

Ответ:-------------------------------------

7.Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем.

Ответ:-------------------------------------

8.Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей , что вырастал рядом с молодыми сосенками.

Ответ:-------------------------------------


 

9.Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.

Ответ:-------------------------------------

10. Словосочетание МАМИНУ РУКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей.

Ответ:------------------------------------

11.Словосочетание ГОВОРИТ РАДОСТНО из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни.

Ответ:-----------------------------------

12.Словосочетание СТЕКЛЯННАЯ БАНКА из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

Ответ:------------------------------------

13.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря , а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела не?

Ответ:------------------------------------

14. Замените словосочетание ДУШЕВНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На самом деле ни один из нас не зависел от другого , но душевное превосходство было на стороне Павлика.

Ответ:------------------------------------

РЕФЛЕКСИЯ.

Скажите ,ребята, достигли ли мы поставленных целей, чему вы научились на уроке?

Было ли вам интересно на уроке?

Я попрошу вас выбрать смайлик настроения, который характеризует ваше настроение и ваше отношение к уроку.

( доброе, веселое, ожидающее, спокойное, приподнятое , грустное)

Домашнее задание.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выписать все словосочетания из данного предложения.

В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда…м массу пр…любопытных явлений из- под ног то и дело выбега…т пр…падая к земле куропатка сорвется и тут ( же) как подстрле…ый упадет на землю крошечный кулич…к.
 ГКОУ РД «СОГ Ахвахского района».

Открытый урок по русскому

языку в 9 классе

на тему: «Словосочетание»

Учитель: Гасанова Баира Гусеновна

25.09. 2018 год

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.