Открытый урок по русскому языку «Словосочетание» (9 класс)
Тема урока: Словосочетание.
Цели урока:
Образовательные:
1)Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний; способах связи слов в словосочетании;
2)Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;
Развивающие:
1)Развитие мышления и общеучебных навыков
2)Развитие познавательной самостоятельности;
3)Формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем , как начать урок, я хотела бы всем пожелать ,чтобы наш сегодняшний урок вам запомнился надолго и стал полезным в жизни, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Давайте начнем . Вам было дано задание на дом по группам. Класс был разделен на группы. ( Группа « Согласование», группа « Примыкание», группа « Управление») Исходя из домашнего задания, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Да, сегодня мы повторим и обобщим словосочетание.
А теперь ребята предположите , каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему мы должны научиться?
Да, действительно, наша сегодняшняя наша цель повторить словосочетание и виды связи слов в словосочетаниях, научиться выделять словосочетания в составе предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях.
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание.
Группа «Согласование» озвучьте ваше домашнее задание.
Ученик: Наша группа должна была составить алгоритм выполнения задания № 7.
1. АЛГОРИТМ выполнения задания.
1.При образовании нужного словосочетания помните о том ,как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании ,управлении, примыкании:
Если оба слова изменяются – это согласование;
Если одно слово управляет другим в каком –либо падеже – это управление;
Если слова связаны только по смыслу и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога – примыкание.
2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение , числительное- это согласование;
Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже- это управление;
Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие ,сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
Молодцы , ребята! Вы справились с домашним заданием. А теперь давайте послушаем участников группы « Управление».
Вы должны были придумать вопросы по видам связи.
Давайте передадим их группам «Согласование» и «Примыкание», они поработают над ними.
Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание
а)Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.
б)Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.
Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.
А) Рано утром над палатками плыл легкий туман.
Б) Обжигающий ветер слепил глаза.
В) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что – нибудь.
3)Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
Каша из гречки
Тропинка в гору
Человек без совести
Вопрос по литературе
Запах леса
Портфель для школы
Парень с рыжими волосами
4.Определите в каком ряду все словосочетания со связью согласование
А)падающий снег, любимая игрушка, кто- то из нас.
Б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на соснах
В) свое присутствие, некоторые наречия ,придуманный мною
Молодцы, ребята, давайте теперь послушаем команду «Примыкание».
Ученик: Наша группа должна была повторить теорию словосочетание и виды связи слов в словосочетании.
Словосочетание –это основная единица синтаксиса. Словосочетание состоит из 2-х и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов. Словосочетание имеет 3 вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование-это такой вид связи , при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Если меняется главное- меняется и зависимое.
Управление-это такой вид связи при котором главное слово управляет зависимым ,ставя его в определенном падеже. То есть от главного к зависимому можно легко задать вопрос косвенного падежа.
Примыкание- такой вид связи , при котором главное и зависимое слово связываются только по смыслу.
Ребята, вы молодцы, все справились с домашним заданием.
Как вы уже сказали, словосочетание – это основная единица синтаксиса .А что такое синтаксис? Давайте вспомним.
Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения. ( Двусоставное, простое, распространенное, полное, повествовательное.)
2.Правильно, давайте поработаем над этим предложением, сделайте синтаксический разбор предложения.
А вы, ребята, найдите в этом предложении словосочетания с разными видам связи.
( изучает строение, грамматическое значение, изучает значение, значение словоосочетания)
А какого способа связи нет в этом предложении?
Правильно ,придумайте словосочетания с видом связи примыкание
Летать высоко, отдыхать вечером, поступить по –дружески, ярко горят, громко поет.
Молодцы, ребята!
3. А теперь давайте немножко отдохнем.
Динамическая пауза
Физминутка для глаз
Мы немножко отдохнули, давайте продолжим.
Скажите, а можем ли мы , изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене.
4. 1группа «ПРИМЫКАНИЕ» . Из согласования в управление: Соломенная крыша ,мамино платье, цветочный магазин, плавательный бассейн.
2 группа «СОГЛАСОВАНИЕ». Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, отчет за год.
3 группа « УПРАВЛЕНИЕ». Из управления в примыкание: С усердием трудился , говорил с восторгом, глядел с тревогой, жил без заботы.
А теперь давайте ребята поработаем над текстом. Выпишите из текста 2- 3 примера на каждый вид связи.
О книгах.
Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.
Книга – источник знаний. С ней вы облетите нашу страну и весь земной шар, побываете в космических просторах, узнаете, как живут народы разных стран . Любите книгу ,овладевайте знаниями, читайте много и упорно.
(Границы времени, рассказы о труде, земной шар, читайте упорно, в космических просторах, нашу страну, рассказы о героизме.)
Учитель: Скажите , ребята, чему учит нас этот текс? Какова его основная мысль?
( Роль книги в жизни человека, любить книги, овладевать знаниями)
5.Ребята, а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «урок», составьте синквейн о нашем сегодняшнем уроке. Синквейн – это нерифмованное стихотворение , состоящее из пяти строчек.
Правила написания синквейна.
1 строчка- существительное , выражающее главную тему синквейна.
2 строчка -два прилагателных, выражающих главную мысль.
3 строчка -три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строчка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строчка - ассоциация, синоним , который повторяет суть темы в 1-й строчке.
6. А теперь ,ребята, творческая работа. Вам нужно записать словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные.
Ближний, близкий (друг, деревня); дружественный, дружеский, дружный ( привет государство, класс) ;враждебный, вражеский (разведчик, цель) ; искусный, искусственный ( работа, алмаз, бриллиант); благодарный, благодарственный (письмо,народ)(Паронимы близкие по звучанию , но различные по значению)
Закрепление темы.
7.Наш урок подходит к концу. Давайте закрепим нашу тему тестовыми заданиями
У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем , а потом проверяем себя по слайду
Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
1)Тяжелые шапки снега склонили вниз ветви.2)Снег падает вниз совершенно беззвучно, оставляя на белоснежной пелене под деревьями.
Ответ:-------------------------------------
2 Замените словосочетание БЕТОННАЯ ДОРОГА, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом , как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая , что я уезжаю навсегда.
Ответ:-------------------------------------
3.Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. Он подошел к ним ближе. Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении.
Ответ:-------------------------------------
4.Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая , забыв все на свете ,пронзительно свистела в только что купленный красный свисток.
Ответ:-------------------------------------
5.Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку ,которая всегда висела на березке у ручья.
Ответ:-------------------------------------
6.Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЕРНУЛ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Крышка прикрывала довольно глубокую яму , в которой были уложены длинные свертки из мешковины. Лешка потрогал верхний и испуганно отдернул руку
Ответ:-------------------------------------
7.Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем.
Ответ:-------------------------------------
8.Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Лесники безжалостно вырывали весь кипрей , что вырастал рядом с молодыми сосенками.
Ответ:-------------------------------------
9.Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.
Ответ:-------------------------------------
10. Словосочетание МАМИНУ РУКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей.
Ответ:------------------------------------
11.Словосочетание ГОВОРИТ РАДОСТНО из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни.
Ответ:-----------------------------------
12.Словосочетание СТЕКЛЯННАЯ БАНКА из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
Ответ:------------------------------------
13.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря , а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела не?
Ответ:------------------------------------
14. Замените словосочетание ДУШЕВНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
На самом деле ни один из нас не зависел от другого , но душевное превосходство было на стороне Павлика.
Ответ:------------------------------------
РЕФЛЕКСИЯ.
Скажите ,ребята, достигли ли мы поставленных целей, чему вы научились на уроке?
Было ли вам интересно на уроке?
Я попрошу вас выбрать смайлик настроения, который характеризует ваше настроение и ваше отношение к уроку.
( доброе, веселое, ожидающее, спокойное, приподнятое , грустное)
Домашнее задание.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выписать все словосочетания из данного предложения.
В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда…м массу пр…любопытных явлений из- под ног то и дело выбега…т пр…падая к земле куропатка сорвется и тут ( же) как подстрле…ый упадет на землю крошечный кулич…к.
ГКОУ РД «СОГ Ахвахского района».
Открытый урок по русскому
языку в 9 классе
на тему: «Словосочетание»
Учитель: Гасанова Баира Гусеновна
25.09. 2018 год