12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парусова Татьяна Викторовна101
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных

Цель:

Закрепить:

- знания об имени прилагательном как части речи;

- умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

- умение правильно писать окончания имён прилагательных.

Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

Прививать любовь к русскому языку, к родной природе

Оборудование:

Мультимедийная доска, карточки с названиями падежей и частей речи: им.сущ. и им. прил.

1. Организационный момент.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа. Удачи! В добрый путь по знаниям. Урок мы начинаем, тайны языка открывать продолжаем.

- Внимательно посмотрите на экран.

- Перед вами слова, а какие они? (словарные)

- Вам необходимо определить, какие именно эти слова и какую букву мы в них поставим, а или о.

t1620116959aa.png

- Кто уже может ответить мне н эти вопросы?

- Проверяем. Правильно букву о.

- А сочетание каких букв вы заметили в наших словарных словах? (оло)

Учитель. На минутке чистописания сегодня мы с вами отрабатаем безотрывное написание буквосочетания , но прежде чем мы это сделаем, откройте свои рабочие тетради и запишите число и классную работу

оло

- А теперь мы с вами запишем словарные слова, обратите внимание на наши словарные слова, как они пишутся.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Учитель. О чем же мы будем говорить на уроке (Слайд 2)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Учитель. Что же это такое?

Ученик. Имена прилагательные

Тест-блиц турнир (работа в парах)

Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном.

- Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +, нет – ставим -.

1.Имя прилагательное это часть речи? (+)

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?(-)

3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?(-)

4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?(+)

5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?(-)

6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?(+)

7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?(+)

-Давайте проверим, что же у вас получилось ( спрашивать фронтально по парам)


t1620116959ab.png

Учитель. Что же такое имя прилагательное? (Часть речи)

Учитель. Что мы знаем об имени прилагательном, давайте еще раз повторим. Посмотрите на экран, видеоролик вам поможет закрепить ваши знания

t1620116959ac.gif

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, у нас с вами есть словосочения, но у них чего-то не хватает. Запишите их в тетрадь, определите, что именно в них пропало.

От давн… встречи (ей)

на ранн… зорьке (ей)

о проезж.. человеке (ем)

к растущ… веткам (им)

на пахуч… ромашку(ую)

_Окончание. t1620116959ad.png

-как вы определили какое именно окончание нужно записать? (по вопросу. Какое окончание в вопросе, то и в прилагательном)

-Давайцте определим с вами тему нашего урока

Ученики. Безударные падежные окончания имен прилагательных. (Слайд 4)

t1620116959ae.png

Учитель. Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

- Выпишите из данных слов верное словосочетание.

t1620116959af.png

Работа в парах.

Составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных

- Учащимся предлагается расставить правильную последовательность действий в алгоритме. Дети работают в парах, один ученик составляет аt1620116959ag.gif лгоритм у доски.

Выдели окончание в слове - вопросе.

Нt1620116959ag.gif айди существительное, с которым связано имя прилагательное. ( сущ. + прил.)

Поt1620116959ag.gif ставь вопрос от существительного к прилагательному.


Пиt1620116959ag.gif ши такое окончание у прилагательных.


Прt1620116959ag.gif оверь написанное



Ученик.

Получается алгоритм:

1.Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.

( сущ. + прил.)

2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному

3. Выдели окончание в слове - вопросе.

4. Пиши такое окончание у прилагательных

5. Проверь написанное.

- Давайте с вами потренируемся в этом. Вам необходимо выполнить полный синтаксический разбор предложения, при этом верно написать окончания в именах прилагательных.

В суров… морозн… зиму тетерева прячутся в снег.

t1620116959ah.png

Начало формы



Конец формы

(Ленинг эпс) Правописание безударных окончаний имен прилагательных

О багрянt1620116959ai.gif заре, от бережливt1620116959aj.gif хозяина, в прекраснt1620116959ai.gif настроении, мягкt1620116959ai.gifснегом, голубt1620116959aj.gif неба, от ветвистt1620116959aj.gif дерева, в зелёнt1620116959ai.gif убранстве, перед капустнt1620116959ai.gif грядкой, с заботливt1620116959ai.gif отцом, раннt1620116959ai.gif утром, домашнt1620116959ai.gif кошку, весёлt1620116959ai.gif детворе, по скользкt1620116959aj.gif льду, ядовитt1620116959ai.gif ягоду.

Определение окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).

у родн… дома дальн… пути

от Черн… моря у весен… солнца


t1620116959ak.png

Работа с фразеологизмами

Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Фразеологизмы

Принять за(чистую) монету

Принять за правду вымысел, преувеличение

Довести до (белого) каления

Разозлить до предела, до бешенства

Явиться к (шапочному) разбору

Опоздать, явиться, когда все уже закончилось


Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы).

Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

- Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).

- Объяснить написание окончаний.

t1620116959al.png

Физкультминутка.

Ребята, у нас будет необычная физкультминутка. Внимательно слушайте, что вам надо будет делать. Я называю вам словосочетание, если оно употреблено в прямом смысле, то вы хлопаете, если в переносном, то топаете. Понятно задание? Начнем!

Серебряные косы, серебряная посуда.

Золотая монета, золотая зорька.

Сердитая туча, сердитая соседка.

Душистый мед, душистая весна.

Веселый ребенок, веселая зима.

Сонная девочка, сонная березка.

Мягкий ветер, мягкий стул.

Тяжелый чемодан, тяжелая душа.

t1620116959am.png

Определение падежей ( карточки – в парах) или индивидуально и проверяем.

(Дети выполняют в карточках, а затем проверяем на экране как выполнили они задания в парах)

- проклюнулся тоненький росток – В.п.

- освещен ярким светом – Т.п.

- в русской народной сказке – П.п.

- о скользкой тропинке – Д.п.

- об интересной книге – П.п.

- у зимнего пальто – Р.п.

- через заснеженные улицы – В.п.

t1620116959an.png

Работа у по учебнику у доски

Работа по печатной тетради (упр.267 стр.64) (Слайд 11).

Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).

Работа на доске и в тетради выглядит так:

С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.

Деревьев (каких?) могучих - Р.п.

Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.

В стороны (какие?) разные – В.п.

Пыли (какой?) снежной – Р.п.

Проверка написанного.



Итог урока:

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

- Что нового узнали на уроке?

Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

У каждого на столе лежит изображение солнышка. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышку улыбку, если плохое – сделайте солнышко грустным. Уходя с урока, положите свое солнышко мне на стол

Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).

1.

Я активно работал на уроке.



2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.


3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.


4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.


5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.



Продолжают высказывания:

Сегодня я узнал…

Я научился…

у меня получилось…

я попробую…

Меня удивило…

5. Дом.задание: упр.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 05.05.21 в 07:43 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Викторовна, спасибо за публикацию. Жаль, что не указываете ссылки на на использованные источники (много взято здесь: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/12/05/bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-imen-prilagatelnykh), на картинки. Вы указываете в конспекте слайды, а самой презентации, к сожалению, нет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.