12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кленова Ирина Владимировна708
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 89 городского округа Тольятти,

Самарской области


 


 

Конспект урока-исследования

по русскому языку
в 3 классе


«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»


 


 

подготовила учитель начальных классов

Кленова Ирина Владимировна


 


 


 


 


 


 


 

г. Тольятти


 

Урок – исследование по русскому языку в 3 кл

Тема: Правописание безударных падежных окончаний

Предмет: Русский язык

Класс: 3.
Тип урока: урок-исследование.

Цель: учить учащихся самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Задачи:

Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии в исследуемом материале.

Учить навыкам безошибочного письма, активизировать творческое воображение учащихся через творческие задания.

Оборудование: «копилка» слов на карточках, 4 листа ватмана для работы в группах, плакат «Объявление», магниты. Примечание: на уроке можно использовать интерактивную доску для группирования слов из копилки.

Ход урока.

Вход на урок. (1вариант: учитель стоит у двери и пропускает в класс детей по паролю, который дети ему говорят на ушко, 2вариант: дети стоят у своих парт, а учитель по паролю разрешает сесть за парту)

- Ребята, я вас приглашаю на урок – исследование. Чтобы попасть на него вы должны мне сказать волшебное слово – «пароль». А паролем будут сегодня имена существительные, которые пригодятся исследователю на уроке. (дети называют слова: дневник исследователя, внимание, ручка, карта, упорство, и т.д.)

II. – Урок начинается,

Дети в путь собираются.

Узнаем пути направления

В этом объявлении:

 

ВНИМАНИЕ!

Памагите нам найти сбежавшие падежи. Знаем, надо их в лису искать, чтобы нас ребят выручать.

 

 

III. - Читая объявление, вы ничего не заметили?

(орфографическая минутка в тетради, дети исправляют допущенные ошибки в объявлении – орфограмма №1 – правописание безударной гласной, проверяемой ударением)

- Подберите еще два слова с этой же орфограммой и запишите в тетрадь (фронтальная проверка)

- Прочитайте, ваши примеры.

IV. Физминутка для глаз. (проводится под музыку по схеме Базарного)

V. – Послушайте, что же случилось с ребятами.

( учитель читает стихотворение Е. Ефимовского «О том, как падежи убежали из заколдованной школы»)

- Ребята, почему дети из заколдованной школы просят вернуть падежи?

(ответы детей: без падежей нельзя согласовать слова в предложениях)

- Итак, куда же мы с вами отправимся, дети? (в лес)

VI. - Вначале урока, я вам предложила побыть исследователями. А исследовать мы сегодня будем нашу «лесную» копилку слов, которую вы собрали и попытаемся найти ответ на вопрос: Для чего еще нам надо знать падежи?

( на доске расположены слова из копилки)

Работа с копилкой ( в работе с копилкой предлагается ряд заданий, с помощью которых ненавязчиво детям предлагаются приемы исследования):

1.Задание

Игра «Да – нетка» (в этой игре дети учатся правильно задавать вопросы, и сужать поле поиска нужного слова. Примеры вопросов: «- Это слово с предлогом на?», «-В этом слове три слога?», «- Это слово женского рода?», и т.д.))

- Я загадала одно из слов копилки, задайте мне вопросы, на которые я могу ответить только словами «Да» или «Нет»

(учителем было загадано слово на осине)

2. Задание

Игра «Теремок» ( в этой игре дети находят сходства остальных слов с тем, которое поместили в теремок. Ребенок берет карточку и говорит пустите меня в теремок, я слово «на листочке». Ведущий: «Почему я тебя должен пустить?» Ученик: «Потому что у меня тоже есть предлог на»)

-

на осине

Я эту карточку помещаю в теремок.

 

Варианты детских предложений:

У меня такой же род.

У меня такой же предлог.

У меня такое же окончание.

У меня такое же количество слогов.

У меня такой же падеж.

У меня тоже безударное окончание.

И т.д.

(когда одним из учеников выбирается первый вариант, учитель может предложить детям назвать из «копилки» слова с этим же признаком и группу слов записать в тетрадь и надписать названный учеником признак: род. Аналогичная работа проводится с другими вариантами. Можно игру остановить после 3-4 вариантов)

VII. – Назовите, в каком случае все слова нашей копилки войдут в общую группу? ( Мое слово тоже с предлогом. У моего слова безударное окончание)

- Не забывайте, что мы с вами на уроке русского языка и должны писать грамотно. Какой же вариант выберем для исследования? (безударные окончания)

- Подумайте, на какие три группы можно разбить все наши слова из «копилки»? ( по родам, три склонения)

VIII. Физминутка (подвижная)

- Давайте повторим склонения существительных. Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если существительное 1-го склонения вы приседаете, если 2-ого – делаете наклон вперед, а если 3-его – потягиваетесь вверх приподнимаясь на носочки.

Учитель называет слова: медведь, лошадь, поле, ветер, дорога, корзина, компас, река, площадь, плеть, ветка, сорока, корень, начало, куртка.

IX. Молодцы, отдохнули продолжаем работать.

- Хорошо 1-й вариант записывает слова по родам, а 2-й – по склонениям. (два ученика работают у доски)

1-й вариант

ж.р. м.р. ср.р.

2-й вариант

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

- Надпишите над словами падежи.

- Как вы думаете, какой мы должны выбрать для исследования 1-й или 2-й вариант, чтобы вывести правило написания безударных окончаний имен существительных? (ответы детей)

- Давайте попробуем составить таблицу наших наблюдений, предлагаю вам обсудить этот вопрос в группах. (работа в группах на заготовленных заранее листах)

Каждая группа предлагает свой вариант таблицы.

- Ребята, выберите все же более подходящий вариант.

- Что мы увидели в этой таблице? Попробуйте теперь сформулировать правило.

X. Вывод

- Вспомните начало урока, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Можете ли вы сейчас дать на него ответ? (ответы детей)

- А какое правило вы для себя открыли?

- Что для этого нужно уметь? (определить склонение и падеж)

XI. Домашнее задание.

Составьте связный текст о лесе (5-6 предложений),используя слова из «копилки» в той же форме, какой они были.

XII. Рефлексия.

- Оцените работу своих одноклассников на уроке.

- Выскажите свое мнение, чьи рассуждения вам понравились.

- А кому-то может быть дадите совет.

- Всем спасибо за урок!

Используемая литература:

Е.Ефимовский «Русский язык в заколдованной школе», С-П: «Норинт», 2005

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.