Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (3–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 89 городского округа Тольятти, Самарской области
Конспект урока-исследования по русскому языку
подготовила учитель начальных классов Кленова Ирина Владимировна
г. Тольятти |
Урок – исследование по русскому языку в 3 кл
Тема: Правописание безударных падежных окончаний
Предмет: Русский язык
Класс: 3.
Тип урока: урок-исследование.
Цель: учить учащихся самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Задачи:
Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии в исследуемом материале.
Учить навыкам безошибочного письма, активизировать творческое воображение учащихся через творческие задания.
Оборудование: «копилка» слов на карточках, 4 листа ватмана для работы в группах, плакат «Объявление», магниты. Примечание: на уроке можно использовать интерактивную доску для группирования слов из копилки.
Ход урока.
Вход на урок. (1вариант: учитель стоит у двери и пропускает в класс детей по паролю, который дети ему говорят на ушко, 2вариант: дети стоят у своих парт, а учитель по паролю разрешает сесть за парту)
- Ребята, я вас приглашаю на урок – исследование. Чтобы попасть на него вы должны мне сказать волшебное слово – «пароль». А паролем будут сегодня имена существительные, которые пригодятся исследователю на уроке. (дети называют слова: дневник исследователя, внимание, ручка, карта, упорство, и т.д.)
II. – Урок начинается,
Дети в путь собираются.
Узнаем пути направления
В этом объявлении:
ВНИМАНИЕ!
Памагите нам найти сбежавшие падежи. Знаем, надо их в лису искать, чтобы нас ребят выручать.
III. - Читая объявление, вы ничего не заметили?
(орфографическая минутка в тетради, дети исправляют допущенные ошибки в объявлении – орфограмма №1 – правописание безударной гласной, проверяемой ударением)
- Подберите еще два слова с этой же орфограммой и запишите в тетрадь (фронтальная проверка)
- Прочитайте, ваши примеры.
IV. Физминутка для глаз. (проводится под музыку по схеме Базарного)
V. – Послушайте, что же случилось с ребятами.
( учитель читает стихотворение Е. Ефимовского «О том, как падежи убежали из заколдованной школы»)
- Ребята, почему дети из заколдованной школы просят вернуть падежи?
(ответы детей: без падежей нельзя согласовать слова в предложениях)
- Итак, куда же мы с вами отправимся, дети? (в лес)
VI. - Вначале урока, я вам предложила побыть исследователями. А исследовать мы сегодня будем нашу «лесную» копилку слов, которую вы собрали и попытаемся найти ответ на вопрос: Для чего еще нам надо знать падежи?
( на доске расположены слова из копилки)
Работа с копилкой ( в работе с копилкой предлагается ряд заданий, с помощью которых ненавязчиво детям предлагаются приемы исследования):
1.Задание
Игра «Да – нетка» (в этой игре дети учатся правильно задавать вопросы, и сужать поле поиска нужного слова. Примеры вопросов: «- Это слово с предлогом на?», «-В этом слове три слога?», «- Это слово женского рода?», и т.д.))
- Я загадала одно из слов копилки, задайте мне вопросы, на которые я могу ответить только словами «Да» или «Нет»
(учителем было загадано слово на осине)
2. Задание
Игра «Теремок» ( в этой игре дети находят сходства остальных слов с тем, которое поместили в теремок. Ребенок берет карточку и говорит пустите меня в теремок, я слово «на листочке». Ведущий: «Почему я тебя должен пустить?» Ученик: «Потому что у меня тоже есть предлог на»)
-
на осине
Я эту карточку помещаю в теремок.
Варианты детских предложений:
У меня такой же род.
У меня такой же предлог.
У меня такое же окончание.
У меня такое же количество слогов.
У меня такой же падеж.
У меня тоже безударное окончание.
И т.д.
(когда одним из учеников выбирается первый вариант, учитель может предложить детям назвать из «копилки» слова с этим же признаком и группу слов записать в тетрадь и надписать названный учеником признак: род. Аналогичная работа проводится с другими вариантами. Можно игру остановить после 3-4 вариантов)
VII. – Назовите, в каком случае все слова нашей копилки войдут в общую группу? ( Мое слово тоже с предлогом. У моего слова безударное окончание)
- Не забывайте, что мы с вами на уроке русского языка и должны писать грамотно. Какой же вариант выберем для исследования? (безударные окончания)
- Подумайте, на какие три группы можно разбить все наши слова из «копилки»? ( по родам, три склонения)
VIII. Физминутка (подвижная)
- Давайте повторим склонения существительных. Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если существительное 1-го склонения вы приседаете, если 2-ого – делаете наклон вперед, а если 3-его – потягиваетесь вверх приподнимаясь на носочки.
Учитель называет слова: медведь, лошадь, поле, ветер, дорога, корзина, компас, река, площадь, плеть, ветка, сорока, корень, начало, куртка.
IX. Молодцы, отдохнули продолжаем работать.
- Хорошо 1-й вариант записывает слова по родам, а 2-й – по склонениям. (два ученика работают у доски)
1-й вариант
ж.р. м.р. ср.р.
2-й вариант
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
- Надпишите над словами падежи.
- Как вы думаете, какой мы должны выбрать для исследования 1-й или 2-й вариант, чтобы вывести правило написания безударных окончаний имен существительных? (ответы детей)
- Давайте попробуем составить таблицу наших наблюдений, предлагаю вам обсудить этот вопрос в группах. (работа в группах на заготовленных заранее листах)
Каждая группа предлагает свой вариант таблицы.
- Ребята, выберите все же более подходящий вариант.
- Что мы увидели в этой таблице? Попробуйте теперь сформулировать правило.
X. Вывод
- Вспомните начало урока, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?
- Можете ли вы сейчас дать на него ответ? (ответы детей)
- А какое правило вы для себя открыли?
- Что для этого нужно уметь? (определить склонение и падеж)
XI. Домашнее задание.
Составьте связный текст о лесе (5-6 предложений),используя слова из «копилки» в той же форме, какой они были.
XII. Рефлексия.
- Оцените работу своих одноклассников на уроке.
- Выскажите свое мнение, чьи рассуждения вам понравились.
- А кому-то может быть дадите совет.
- Всем спасибо за урок!
Используемая литература:
Е.Ефимовский «Русский язык в заколдованной школе», С-П: «Норинт», 2005