Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Здоровым будешь – все добудешь»
Открытый урок по русскому языку в 6А классе
Здоровым будешь – все добудешь
Учитель: Земцова Татьяна Евгеньевна
Дата проведения: 07.04.2007
Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.
Задачи:
Научить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках русского языка и литературы, научить применять их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.
Технологии: здоровьесберегающая, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, игровая.
Методы и формы обучения:
- наглядно-словесный;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная;
- групповая.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»,- сказал доктор медицинских наук Брехман.
Организационный момент.
- Начать наш урок я хочу с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы ее понимаете? (Ответы учащихся)
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня нам на уроке понадобится этот сундучок.
- Давайте определим значение слова «здоровье».
Значение слова здоровье
состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.
Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. А. П. Чехов, «Белолобый», 1895 г.
самочувствие ◆ Но она теперь уже заинтересовалась твоим здоровьем, и все будут при встречах сообщать друг другу: «А здоровье Кандыбина поправляется». А. Т. Аверченко, «Золотой век»
перен., книжн. духовное, социальное благополучие, внутренняя целостность, неповреждённость, отсутствие внутренней порчи, разложения ◆ Здоровье общественной жизни.
Конкурс «Здоровое питание».
Задание 1: назовите продукт
Этот продукт человек стал употреблять более 10000 лет назад благодаря тому, что приручил дикое животное. В древнем Египте данный продукт называли «белой рекой». В нашем рационе он является важным источником кальция. /Молоко/.
Этот продукт в Древней Руси называли сыром, в блюда, приготовленные из него, - сырными. В средневековой Западной Европе его называли «белым мясом», так как он содержит большое количество белка. /Творог/.
Этот продукт считается исконно русским. Именно от русских о нём узнали в Европе. Долгое время его называли «русскими сливками». Его название произошло от слова «сметать», отражающего способ его приготовления. /Сметана/.
Для получения этого продукта наши древние предки использовали два плоских камня. Затем было придумано специальное приспособление – жернова. /Мука/.
Это один из основных продуктов в питании человека. Он служит источником белка, из него готовят и первые, и вторые блюда. Его советуют есть в сочетании с овощными гарнирами. Считается, что в этом случае он лучше усваивается. /Мясо/.
Согласно русской пословице, если поешь этот продукт, то будут «ноги прытки». Связано это с тем, что этот продукт источник фосфора, необходимого для формирования костной ткани, поэтому блюда, приготовленные из него, особенно полезны для детского растущего организма. /Рыба/.
Этот продукт считался священным у древних египтян. А средневековые рыцари носили его под латами, так как считалось, что он защищает от врага. На самом деле этот продукт обладает антибактериальными свойствами и способен уничтожать микроорганизмы, содержит витамин С и ряд других важных витаминов. /Лук/.
Этот продукт в России назвали «вторым хлебом» из-за его повсеместного распространения. Однако, когда он впервые был завезён в Россию в XVIII в. Петром I, крестьяне отказывались от его употребления и называли «дьявольской едой». /Картофель/.
Этот корнеплод может быть белого, фиолетового, жёлтого, красного цвета. Однако для нас наиболее привычным является его оранжевый цвет. Такая разновидность корнеплода было выведена в XVIII в. В честь голландской королевы, так как оранжевый цвет был символом королевского дома. Корнеплод содержит большое количество витамина А, помогающего сохранить зрение. /Морковь/.
Он может быть зелёным, красным, жёлтым, белым и чёрным. Его употребление во многих странах превратилось в настоящий ритуал. В Узбекистане и Казахстане используют в основном зелёный, в Японии – зелёный и белый, в России – чёрный. Он помогает взбодрить, охлаждает в жару, согревает в мороз. /Чай/.
- Ребята, что из того, что мы назвали, можно причислить к продуктам здорового питания?
Но если мы вдруг заболеем, вылечится нам поможет Баба Яга.
Сценка.
ЯГА Я на всякую беду
Средство верное найду.
От всего и с давних пор
Помогает мухомор.
Грипп, бронхит, радикулит
Все излечит, исцелит.
От печали и тоски
Помогают пауки.
Как увидишь паука - прочь печаль,
Долой тоска.
От икоты и изжоги
Вам помогут жабьи ноги –
Скушал парочку в обед –
И изжоги нет, как нет.
Я на всякую беду
Средство верное найду.
- А теперь давайте проверим свои знания.
Слайды презентации «Занимательная грамматика»
Задание
Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид пробежал от города, в котором шла битва, до Афин, чтобы сообщить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. В честь этого события в Древней Греции стали проводить соревнования по бегу, которые сохранились до сих пор. Как называются эти соревнования?
Спринт (бег на короткие расстояния)
Эстафета
Марафон
Этот вид соревнований по бегу зародился в Англии в XVIII в. Здесь очень популярными были соревнования среди пастухов – бег на скорость с прыжками через овечьи загоны. Сегодня такие соревнования входят в программу Олимпийских игр. О каком виде спорта идёт речь?
Бег на короткие расстояния
Бег на длинные дистанции
Бег с препятствиями
Название этого вида соревнования происходит от французского слова, обозначающего «скорая почта». Раньше для того, чтобы срочно доставить письмо, существовала служба гонцов. Они бежали от одной станции до другой, передавая письмо. Как называется этот вид соревнований?
Бег с препятствиями
Марафон
Эстафета
Конкурс «Гигиена» (раздать карточки)
Задание 1: Вам предложена таблица, в которой зашифрованы названия различных гигиенических средств. Вам предстоит расшифровать таблицу и с помощью ломаных кривых выбрать средства гигиены и записать и назвать их.
т | п | а | с | т | а | ю |
м | и | о | г | е | л | ь |
я | ы | ф | е | т | ю | щ |
г | у | л | п | о | а | ё |
р | к | й | о | к | к | т |
а | м | п | у | н | ь | к |
ш | в | е | р | д | ы | а |
/ гель, шампунь, щётка, паста/
Сценка.
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
- Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу!
- Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю – 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.
- Хорошо…
- А можно еще лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это с бабушкой?
- А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю – как это?
- Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку потели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я,…
- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Задание: Соберите из предложенных слов высказывание, дающее определение, что такое режим дня.
Слова: установленный, труда, режим, жизни, питания, дня, распорядок, отдыха, сна.
- Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что вы успешно справитесь дома с творческой работой.
Д/З Написать сочинение «Здоровым будешь – все добудешь».
5