12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Климова Ирина Викторовна33
2

Переходные и непереходные глаголы (урок1)



Открытый урок в 6 классе. Русский язык.

Учитель: Климова Ирина Викторовна

Тема: Переходные и непереходные глаголы (отводится 2 часа)

Цели и задачи:

  • Познакомиться с понятием переходных и непереходных глаголов; уметь различать грамматические признаки переходных глаголов, сочетаемость с Винительным и Родительным (2 урок) падежами.
  • Формирование познавательных УУД, (извлечение необходимой информации из учебника, компоновка полученных ранее и изученных на уроке сведений в таблицы-кластеры).

Оборудование: учебник, презентация, индивидуальные и групповые карточки, мультимедиапроектор.

 

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания (упр.522, 523)

1 чел.: у доски из упр 522 - выполняет морфологический разбор слова Отчизне

2 чел.: у доски выписывает разноспрягаемые глаголы, указывая время, лицо, число

С остальным классом проверяем упр.523 (в чем разница лексического значения глагола бежать в разных случаях).

 

II. Беседа с классом.

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какие морфологические признаки глагола вам известны? (спряжение, время, вид, число, род).

Сегодня, как вы уже догадались, мы познакомимся с еще одним из таких признаков, но для начала вы должны будете выполнить одно хитрое задание. Перед вами словосочетания. Запишите их в тетрадь.

Решить задачи

Выйти из вагона

Записать правила

Учимся рисованию

Представили журавлей

Появиться на небосклоне

Задание:

- Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому.

- Теперь укажите падеж.

- Что же получилось? Все ли глаголы в одном падеже? Словосочетаний с каким падежом больше?

- Что же объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже?

- Они как-то отличаются по своему строению от других словосочетаний?

 

Вывод: Верно, эти глаголы не имеют предлогов.

Так вот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимение стоит в Вин. Падеже и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, все остальные - непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?

Правильно: Переходные и непереходные глаголы. Запишите в тетрадь.

- Исходя из этого ,можете предположить, какие цели могут быть у нашего урока? Может мы будем что-то выяснять…учиться что-то различать… Ответы детей. (узнать, какие глаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия)

- Как вы думаете ,откуда взялось такое необычное название: переходные-непереходные? (версии детей)

На самом деле,конечно же,глаголы никуда не переходят, а вот действие, которое они обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.

Везти (что?) санки

Плакать (что?) …да ничего…

Действие такого глагола ни на что не может перейти. При нем слово не может встать в Винительном падеже.

 

III. Работа с учебником.

- Стр.109. параграф 90 Прочтение правила.

- Давайте запишем в виде небольшого опорного конспекта небольшую схему в тетрадь для лучшего запоминания.

Глагол+сущ,числ,мест в Вин.п. без предлога-переходные глаголы

Глаголы в др. падежах, т.е все остальные-непереходные.

- Перед вами на стр. 109 стихотворение Н. Саконской «Мастер». Попробуйте выписать из него словосочетания «глагол+сущ в В.п. с предлогом» самостоятельно.

Что у вас получилось? Попробуйте проверить друг у друга. На полях поставьте оценку.(Взаимопроверка)

Переходные: сложил пожитки, приладил доски, взял пилу, охватывать бруски

Непереходные: запахло лесом, сосной; следил за ним, ладит с делом

 

IV. Работа у доски «Найди лишнее слово»

Руководить работой класть кирпич

Заботиться об удобствах посетить галерею

Восхищаться искусством спрятать одежонку

Помогать строителям запрячь лошадей

Смотреть на речку(неперех) съесть завтрак(перех)

 

V. Физминутка + творческое занятие(на слух)

Предлагаю немного потренироваться на слух, заодно встряхнуться и физически.

Задание :Я называю глагол. Вы, если он переходный, хлопаете в ладоши. Если я называю непереходный-топаете ногами.

Небольшая подсказка: от любого глагола надо задать вопрос : кого?что?...если от него можно задать такие вопросы.т.е. Вин п.-значит он переходный.

Например: читать (что?) книгу (переходный) махать (что?...возможен вариант только -чем? Тв.п.-(непереходный)

Перех неперех.

Лепить бродить

Писать участвовал

Услышала помогать

Увидите зависел

Заклеил плакать
 

VI. «Творческое задание»(составить связный текст или словосочетания из данных слов)

Машина, видеть, трава, дорога, колесо, вдруг, знакомые, остановиться, гвоздь, шина, снимать, ключ, лопнуть, поблагодарил,  деревья, одевать,  дырка, дальше, клей, лето, солнце, рядом, отдых, помочь.

      – На какую тему можно составить текст с этими словами? /Поломка машины в дороге/

      – Какова основная мысль текста? / Надо помогать людям в трудной ситуации/.

Сначала прочтите все слова. Затем запишите словосочетания или предложения. Определите. Переходные или непереходные глаголы получились. Как вы это определили?

 

VI. Синтаксическая минутка. Запись под диктовку. Объяснить встреченные орфограммы, расставить знаки препинания.

Кто пахать не ленится, у того хлебушко родится. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Затем эти предложения высвечиваются на доске. Дети идут к доске. Делают задания.

- Перечислите мне все встреченные переходные глаголы. Вывод: переходных нет

Откройте стр.111 учебника. Давайте прочтем правило.

Вывод: Глаголы с суффиксом –СЯ (СЬ) являются возвратными, являются непереходными

 

VII. Эстафета «Капитаны»

Каждому ряду выдается лист-бегунок с написанными словосочетаниями. Задача каждой парты-указать переходный глагол или непереходный и передать другой парте. Нужно как можно быстрей заполнить графу и отдать капитану команды, который был выбран вначале от целого ряда-он в эстафете не принимает участия, который в свою очередь исправляет ошибки и отдает учителю исправленный вариант. (или же пишет на доске в таблице.)

Переходные: озарить душу,околдовать слушателей,не помнить себя, любить их, запросить сто рублей, углубить дно, поймать птицу. Наломать хворост, положить карандаш, привезти подарок, поймать птицу,сторить коттедж, класть фундамент,увидеть ее, вырастить урожай

Непереходные: нервничать по пустякам, заразиться гриппом, подойти к двери, увлекаться спортом, служить Отечеству, бороться за мир, присутствовать на лекции, завянуть от холода, заночевать в палатке,участвовать в соревновании, дремать на диване, думать о доме, смотреть на картину. Гордиться успехами, съешьте завтрак. Уберечься от огня.

 

VII Рефлексия

- Что нового вы узнали?

- Назовите ключевые слова урока?

Дайте определение переходным и непереходным глаголам. Какие глаголы мы называем возвратными.(ответы детей)

 

IX Домашнее задание. Оценки за урок.

Кто все понял, нет вопросов укажите на полях звездочку.Вы делаете упр.536,529

Кто все усвоил,но есть сомнения, поставьте квадратик на полях Вы делаете упр.534

Кто ничего не понял,ничего не усвоил -ставьте треугольник, вы работаете по карточкам. (Упр.532)


Здесь будет файл: /data/edu/files/j1459150326.ppt (Презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.