Открытый урок по специальности "Баян" на тему: " Работа над звукоизвлечением"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УБИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок
по специальности «Баян»
преподавателя высшей категории
Лавриненко Людмилы Ильиничны
с учащейся 3 класса Селезневой Таисией
Место проведения: МКУДО «Убинская детская школа искусств»
Дата проведения: 22.04.2025 г.
Тип урока: открытый, комбинированный
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: «Работа над звукоизвлечением»
Цель урока: Добиться четкого звукоизвлечения (туше), добиться четкого исполнения штрихов: стаккато и легато в пьесах.
Задачи:
• Образовательная: дать определение понятию «звукоизвлечение» (штрихи, легато, стаккато, сфорцандо, акценты и другие);
• Воспитательная: воспитывать культуру исполнения произведения;
• Развивающая: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, применяя различные приемы звукоизвлечения;
• Здоровьесберегающая: правильная посадка за инструментом, правильное положение рук (кистевое, локтевое), корпуса, положение ног, установка инструмента.
План урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – повторение пройденных пьес;
3 часть – работа над новым материалом;
4 часть – закрепление изученного материала;
5 часть – итог урока (обсуждение) и формулировка домашнего задания.
Ход урока
1 часть – организационная
Организационный момент:
• подготовка обучающегося к работе;
• психологическая настройка;
• активизация внимания.
Работа над техническим материалом
• исполнение упражнений для беглости пальцев. Большое внимание нужно уделять упражнениям, так как изучение пройденных пьес без предварительной подготовки ведет к ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимание учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий.
• исполнение гамм:
С-dur – обеими руками, арпеджио, аккорды;
C – хроматическая гамма.
• Повторение выученных пьес, исполнение их с правильным движением меха, аппликатурой, динамическими оттенками.
- Русская частушка
- «Песня о прялке»
- Пьесы по желанию учащейся.
3. Сообщение темы урока
Тема урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».
Теоретическая часть.
4.В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового). Звуки могут исполняться плавно, тягуче или коротко, отрывисто.
Легато (legato) – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают»; каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой. При «легато» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят из одного в другой, исключая при этом наползание. Для легато свойственно – широкое дыхание, связанная игра.
Стаккато (staccato) – это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под ними. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию, басы и аккорды часто исполняются стаккато, в то время, как такие же длительности партии правой руки, выдерживаются полностью.
5. Практическая работа.
Пьеса: А. Корчевой «Башкирский наигрыш»
- игра обеими руками по нотам;
- анализ средств музыкальной выразительности;
- работа над штрихами «legato» и «staccato»;
- необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов стаккато:
1. Замах пальца
2. Удар пальца
3. Отскок от клавиатуры.
На примере одной ноты нужно добиться нужного (правильного) исполнения штриха и закрепить его.
• Здоровьесберегающая
- упражнения для глаз: подвигать глазами вправо-влево-вверх-вниз;
- упражнение на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивно развиваться.
• Освоение нового учебного материала
Пьеса Д. Самойлов «Кадриль»
При первом ознакомлении с пьесой изучаем ее теоретически: тональность, штрихи, размер, характер. Затем переходим к игре пьесы соблюдая штрихи, динамические оттенки, смену меха.
6. Подведение итогов и результатов занятия:
- Как прошел урок?
- Со всеми ли задачами справились?
Домашнее задание
- упражнения правой рукой;
- гаммы, аккорды, арпеджио (C-dur);
- заучить на память пьесу «Кадриль».
Отметка.
На уроке присутствовали:
Директор ДШИ Николаева М.С.
Преподаватель по классу фортепиано Пасичник М.М.