Открытый урок по специальности "Баян" на тему: " Работа над звукоизвлечением"

0
0
Материал опубликован 25 April

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УБИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ



Открытый урок

по специальности «Баян»

преподавателя высшей категории

Лавриненко Людмилы Ильиничны

с учащейся 3 класса Селезневой Таисией


Место проведения: МКУДО «Убинская детская школа искусств»

Дата проведения: 22.04.2025 г.

Тип урока: открытый, комбинированный

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над звукоизвлечением»

Цель урока: Добиться четкого звукоизвлечения (туше), добиться четкого исполнения штрихов: стаккато и легато в пьесах.

Задачи:

Образовательная: дать определение понятию «звукоизвлечение» (штрихи, легато, стаккато, сфорцандо, акценты и другие);

Воспитательная: воспитывать культуру исполнения произведения;

Развивающая: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, применяя различные приемы звукоизвлечения;

Здоровьесберегающая: правильная посадка за инструментом, правильное положение рук (кистевое, локтевое), корпуса, положение ног, установка инструмента.

План урока

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – повторение пройденных пьес;

3 часть – работа над новым материалом;

4 часть – закрепление изученного материала;

5 часть – итог урока (обсуждение) и формулировка домашнего задания.

Ход урока

1 часть – организационная

Организационный момент:

подготовка обучающегося к работе;

психологическая настройка;

активизация внимания.

Работа над техническим материалом

исполнение упражнений для беглости пальцев. Большое внимание нужно уделять упражнениям, так как изучение пройденных пьес без предварительной подготовки ведет к ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимание учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий.

исполнение гамм:

С-dur – обеими руками, арпеджио, аккорды;

C – хроматическая гамма.

Повторение выученных пьес, исполнение их с правильным движением меха, аппликатурой, динамическими оттенками.

- Русская частушка

- «Песня о прялке»

- Пьесы по желанию учащейся.

3. Сообщение темы урока

Тема урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Теоретическая часть.

4.В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового). Звуки могут исполняться плавно, тягуче или коротко, отрывисто.

Легато (legato) – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают»; каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой. При «легато» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят из одного в другой, исключая при этом наползание. Для легато свойственно – широкое дыхание, связанная игра.

Стаккато (staccato) – это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под ними. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию, басы и аккорды часто исполняются стаккато, в то время, как такие же длительности партии правой руки, выдерживаются полностью.

5. Практическая работа.

Пьеса: А. Корчевой «Башкирский наигрыш»

- игра обеими руками по нотам;

- анализ средств музыкальной выразительности;

- работа над штрихами «legato» и «staccato»;

- необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов стаккато:

1. Замах пальца

2. Удар пальца

3. Отскок от клавиатуры.

На примере одной ноты нужно добиться нужного (правильного) исполнения штриха и закрепить его.

Здоровьесберегающая

- упражнения для глаз: подвигать глазами вправо-влево-вверх-вниз;

- упражнение на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивно развиваться.

Освоение нового учебного материала

Пьеса Д. Самойлов «Кадриль»

При первом ознакомлении с пьесой изучаем ее теоретически: тональность, штрихи, размер, характер. Затем переходим к игре пьесы соблюдая штрихи, динамические оттенки, смену меха.


6. Подведение итогов и результатов занятия:

- Как прошел урок?

- Со всеми ли задачами справились?

Домашнее задание

- упражнения правой рукой;

- гаммы, аккорды, арпеджио (C-dur);

- заучить на память пьесу «Кадриль».

Отметка.







На уроке присутствовали:

Директор ДШИ Николаева М.С.

Преподаватель по классу фортепиано Пасичник М.М.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.