Конспект урока «Средства музыкальной выразительности» по учебному предмету «Специальность баян»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по учебному предмету «Специальность» (баян)
«Средства музыкальной выразительности»
преподавателя народного инструментального отделения
МБОУ ДО «ПДШИ»
Бойцовой Елены Сергеевны.
Общие сведения
Дата проведения: 29.11.2019 г.
Преподаватель: Бойцова Елена Сергеевна.
Место проведения: класс баяна.
Предмет: специальность
Характеристика обучающегося: Загарских Тимофей 2 класс ДПОП, 8 лет.
Количество обучающихся: 1 человек.
Количество присутствующих: 5 человек.
Оборудование:
- класс баяна;
- музыкальный инструмент баян для обучающегося и для преподавателя;
- стол, стулья, подставка для нот, подставка для ног, метроном;
- дидактические средства: ноты, карточки;
- технические средства: персональный компьютер;
- наглядные средства: схема «средства музыкальной выразительности», рисунки к музыкальным произведениям, таблица штрихов.
Методическая литература для преподавателя:
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Народные инструменты» (Баян). Срок обучения 8/9 лет, реализуемая в МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств».
2. Пуриц Иосиф. Методические статьи по обучению игре на баяне.
3. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне.
4. Семенов В. Современная школа игры на баяне.
5. Учебно- методический комплекс к программе.
Учебные пособия для обучающегося:
1. «Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна»
Изд. Ростов - на – Дону 2014
2. «Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 год обучения. Этюды»
Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2007 год
3. Избранный репертуар для четырехрядного готово- выборного баяна «Юпитер» Москва 2015
4. «Играем вместе» Сборник ансамблей для баяна (аккордеона) ООО «Феникс» 2011 год
Репертуарный план:
1. Денисов А. Этюд
2. Тирольский вальс
3. Бухвостов В. «Незабудка»
3. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» обр.А. Сударикова
4. Доренский А. Веселое настроение
2. Форма урока: практическая работа
3. Форма работы с обучающимся: индивидуальная
4. Место в образовательной программе.
Соответствует 2 году обучения. Урок № 7 (2 четверть).
5. Тип урока: комбинированный (изучение, закрепление, применение знаний при работе над музыкальным произведением)
6. Тема урока: «Средства музыкальной выразительности»
7. Степень сложности: высокая
8. Цель урока и задачи
Цель:
Основная – закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.
Сопутствующая – укрепление взаимосвязи между изучением музыкально- теоретических дисциплин и специальности обучающегося.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление и применение теоретических знаний.
- формирование практических навыков на технических формулах.
Развивающие:
- Развитие гармонического слуха.
- Развитие музыкально-слуховых представлений.
- Развитие аналитических способностей в области музыкального мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке, желания слушать ее и исполнять.
- воспитание творческой активности.
- воспитание волевых качеств – терпения, настойчивости, целеустремленности, усидчивости и трудолюбия.
- Воспитание активности и эмоциональной отзывчивости у обучающегося.
9. Методы обучения: анализ, сравнение, обобщение, обьяснительно- иллюстративный, эвристический (частично поисковый), практический, творческий.
10. Структура урока (этапы).
I. Организационный этап. (2мин.)
Приветствие преподавателя:
- Здравствуй, Тимофей!
У.: -Здравствуйте, Елена Сергеевна!
П.:- Я рада видеть тебя. Сегодня на нашем уроке присутствуют преподаватели. Давай поздороваемся с гостями. А теперь проверим, все ли готово к уроку. Подготовим ноты, подгоним ремни на баяне. Итак, ты готов к работе?
У.: -Да.
П.: - Тогда улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в работе на уроке.
II. Введение в тему (3 мин.)
П: - Тема нашего урока «Средства музыкальной выразительности» Скажи, пожалуйста, Тимофей, какими способами мы рисуем художественный образ музыкального произведения? Как набор звуков превращается в музыку?
У: - На уроке музыкальной литературы мы проходили средства музыкальной выразительности. Их несколько.
П: - Хорошо. Давай посмотрим на схему и разберемся, что входит в это понятие «средства музыкальной выразительности» Читай.
У: - мелодия
- темп
- ритм
- динамика
- штрихи
- регистр
- лад
П.: - Совершенно верно. Еще, я думаю, нужно отметить, что исполнитель играет большое значение в интерпретации произведения. Как ты думаешь?
У.: -Думаю, имеет значение, потому что я ведь создаю свой образ, когда играю.
III. Основная часть (30 мин.)
Разыгрывание, работа над техническими формулами (4 мин)
П.: - Выразительность исполнения произведений напрямую зависит от глубины осмысления содержания и умения владеть всеми техническими приемами игры на баяне. Сейчас мы с тобой и займемся подготовкой игрового аппарата к работе, то есть - разыгрыванием. Для этого мы повторим ежедневные упражнения, и упражнения, которые подготовят твой исполнительский аппарат для исполнения разучиваемых произведений.
У.: - Я играю гаммы всеми видами (стаккато, легато, смешанные штрихи), различными динамическими оттенками. Арпеджио, аккорды, прорабатываю вариации методом вариантов.
Ученик играет гаммы, арпеджио, аккорды и упражнения.
П. : - А теперь, Тимофей, попробуй сдвинь темп. Нам это сегодня пригодится в отработке произведения!
У.: - А как быстро играть?
П.: - Давай под метроном выберем для тебя быстрый темп и сыграем! Только следи, чтобы правая рука не зажималась. Если почувствуешь напряжение - сразу остановись, выясним причины.
У.: - попробую!
Сдвигали темп 2 раза. Тимофею было интересно.
Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания (5 мин)
П.: - Видишь, Тимофей, получилось! Молодец! Игровой аппарат готов. Теперь давай настроимся на творческий лад. У нас с тобой есть концертный репертуар. Это такие произведения, которые можно сыграть дома для гостей и на концертах. С чего начнешь?
У.:- Я с удовольствием сыграю «Тирольский вальс». Мне он очень нравится.
П.: - Тимофей, очень приятно было тебя слушать: хорошее голосоведение и правильное меховедение. Еще что сыграешь?
П.: - Теперь я хочу проверить домашнее задание: выучить наизусть «Этюд» в быстром темпе. Слушаю!
У.: - Играть сразу в быстром темпе?
П.: - А ты как думаешь?
У.:- Я уже разыгрался. Значит можно!
П.: - Слушаю.
Тимофей сыграл уверенно в хорошем темпе.
П.: - Проанализируй свое исполнение.
У.: - Текстовых ошибок не было. Звук - хороший, старался вести мех крепко, чтобы получилось яркое форте, а потом - тихое пиано.
П.: - Могу сказать, что у тебя здорово получилось! Можно поставить «отлично».
Оставляем этюд для разыгрывания.
Этап подготовки к усвоению знаний (5 мин)
П.:А сейчас мы приступим к работе над произведением В. Бухвостова «Незабудка».
П.: - Перед тем как мы приступим к детальной работе над материалом, нам необходимо поговорить о форме произведения, кульминации и динамическом плане.
(Задачи этого этапа работы: достижение логичной фразировки, развитие гармонического слуха, ансамбля правой и левой рук, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, нахождение кульминации).
П.: - Давай прослушаем эту музыку в твоем, а потом в моем исполнении.
(Слушаем и играем «Незабудку»)
П.: У баяна есть одна особенность: трудно выделить мелодию, не выделяя аккомпанемент. Давай сейчас я сыграю мелодию, а ты будешь играть только аккомпанемент. Тогда уж мелодия будет слышна отчетливо.
(Играет преподаватель, а Тимофей аккомпанирует левой рукой)
У.: - Это очень здорово! Мне понравилось!
П.: - Вот ты тоже постарайся выразительно сыграть.
У.: - Конечно, я буду стараться! ( Тимофей играет)
П.: - Попробуй рассказать, что и когда можно использовать при создании разных образов.
У.: - размышляет на тему средств музыкальной выразительности.
П.:- Тимофей, скажи какими средствами музыкальной выразительности композитор передал эту трогательную историю?
У.: - Мелодия нежная, печальная, лад - минор, штрих - легато, бархатный тембр, спокойный темп.
П.:- Да, все правильно. Само название говорит за себя - нежный цветок незабудка. Мне понравилось сейчас твое отношение к исполнению этого произведения. Это было вдумчиво, душевно, мягко. В твоем исполнении я услышала осмысленность, понимание того, что ты играешь. Это очень меня порадовало. Но все же, назвать это исполнение отличным я не могу.
У.: - Почему?
П.: - Потому что смена меха в некоторых местах была грубоватой. Я тебя попрошу дома поработать над сменой меха. Пожалуйста, попробуй сейчас обратить внимание на бережную смену меха. Для этого и посадка должна быть более устойчивой: сделай упор на правую ногу, а левую чуть спрячь.
(Тимофей играет, дослушивая каждую фразу, аккуратно берет дыхание перед следующим построением, следит за грамотной сменой меха).
- Еще мне хотелось бы обратить внимание на аккомпанемент в левой руке: аккорды нужно нажимать в «полкнопочки», чтобы не утяжелять аккомпанирующую функцию, мелодия должна звучать «dolce», что значит нежно. На рисунке мы видим красивый нежно- голубой цветок!
Ученик работает над аккомпанементом. Слушает левую руку.
П.:- Ну вот, сейчас значительно лучше!
А теперь представь, если бы композитор применил другие средства музыкальной выразительности. Какой образ получился бы? Я тебе сейчас сыграю, а ты подумай. (Преподаватель меняет штрихи и динамические оттенки)
У.: Совсем не похоже на трогательную мелодию.
П.: Да, средства музыкальной выразительности - язык музыки.
Произведение «Веселое настроение»
П.: - Тимофей, ты принес нам свои рисунки. Расскажи, что здесь нарисовано.
У.: - Я нарисовал образ «Веселого настроения». Думаю, что это – лето! Солнце светит, каникулы. Я очень люблю бегать - это все шестнадцатые в правой руке, еще я люблю прыгать - это стаккато! Интересно придумал композитор!
П.: - Да, ты все хорошо рассказал и нарисовал карандашами. Теперь, пожалуйста, изобрази при помощи звуков! Сыграй!
У.: - Хорошо! (Тимофей очень старательно играет)
П.: - Мне понравилось. Я думаю, замысел композитора тебе удалось передать. Ты правильно использовал музыкальный язык.
У.: - Это произведение написано для ансамбля. Я пригласила на урок обучающегося 5 класса Небогатова Родиона. Давай попросим Родиона с тобой сыграть. Это будет полноценное звучание.
Играют дуэтом.
Разминка (2 мин)
Ученик делает физические упражнения на расслабление мыщц спины под музыку.
Применение и закрепление новых знаний (14 мин)
П.: - Теперь возьмемся за следующее произведение - русская народная песня «Как под горкой, под горой». Давай попросим Родиона нам сыграть его. ( Слушаем произведение в исполнении ученика 5 класса Небогатова Родиона)
У.: - Здорово сыграл Родион! Мехом интересно играл!
П.: - Молодец, Тимофей, отметил новый прием игры мехом.
Тимофей, давай сделаем музыкальный разбор этого произведения. Какой характер у песни?
У.: - Это шуточная песня, а значит - веселая!
П. : - Согласна с тобой. Попробуй мне подыграть на ложках, тогда у нас точно весело получится! ( Тимофей очень эмоционально играет на ложках, доставляя всем присутствующим удовольствие)
П.: - Сейчас мы попробуем с тобой применить все знания о средствах музыкальной выразительности в разучиваемом произведении!
П.: - Как ты думаешь, какими средствами музыкальной выразительности можно передать такой веселый образ?
У.: - Лад - мажор, темп – от медленного к быстрому, ритм - четкий, штрихи - стаккато, легато в вариациях и нон легато, акценты, еще не привычный мне штрих - «деташе». Целый набор средств музыкальной выразительности! Теперь давай составим художественный план произведения, найдем кульминацию.
Ученик высказывает свои мысли, рассуждает о форме произведения.
П.: - Молодец! Сейчас поработаем над приемом игры мехом «деташе». Это сложный прием, но интересный.
У.: - Да, сложно. У меня, наверное, не получится.
П.: - Сразу, конечно, может и не получится, но потом обязательно получится! Я верю в тебя! Начинаем! (Преподаватель показывает прием, ученик – повторяет)
П.: - Тимофей, я думаю ты понял, что существуют закономерности музыкального языка. Образное и конструктивное начало в музыке - нерасторжимы. Из их единства и возникает художественный замысел или образ.
И что еще очень важно - надо уметь слышать свое исполнение! Как ты считаешь, ты можешь быть «соавтором» произведения?
У.:- Думаю, да! Потому что, композитор написал, а от того, как я сыграю, тоже зависит результат! Поэтому, надо ответственно и грамотно разучивать произведения.
IV. Подведение итогов (5 мин.)
Анализ выполненной работы (2мин)
П.: - Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. Как ты считаешь, с какими задачами мы справились, а с какими нет? Разобрались ли мы с тобой какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания художественного образа музыкального произведения?
У.: - Мне теперь понятно, что композитор всегда представляет какими средствами музыкальной выразительности он «нарисует» образ произведения!
П.: - Да, все штрихи, динамические и агогические оттенки - не случайно выбраны. Во время урока мы разбирались в этом, на практике применяли знания, полученные на уроках теории, повторяли пройденный материал. Работали над формированием умения слухового восприятия произведения, развивали образное мышление. В индивидуальных заданиях попытались создать атмосферу успеха для обучающегося. Развивали творческие навыки (игра на ложках, составление рассказа, рисунки). Развивали наблюдательность, аналитическое и логическое мышление, внимание и волевые качества.
Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над применением средств музыкальной выразительности при работе над художественным образом произведений, начатую в классе.
Эта тема будет присутствовать на протяжении всего обучения.
Обьяснение и запись домашнего задания (2 мин.)
П.: -Тебе, Тимофей, нужно сосредоточить свое внимание на обработке русской народной песни «Как под горкой, под горой» т.к. она станет нашим конкурсным произведением. Помни, что занятия дома должны быть регулярными и приступать к ним можно только хорошо разыгравшись на упражнениях, гаммах, этюдах и ранее выученных пьесах.
П.: - Не забывай про упражнения и гаммы - это основа техники!
У.: - Да, я всегда разыгрываюсь дома.
П.: - В нашем новом произведении есть и гаммообразные пассажи и арпеджированные. Значит, все пригодится. Темп бери медленный. Отдельно работай над трудными местами, не стоит пьесы играть все время от начала до конца.
У.:- Я все понял, Елена Сергеевна! Буду очень стараться!
П.: - В пьесе «Незабудка» нужно поработать над аккомпанементом, чтобы он не перегружал мелодию, над аккуратной сменой меха.
У.: - Вы сказали играть в «полкнопочки» аккорды»!
П.: - Да, молодец, Тимофей! Запомнил.
Рефлексия (1 мин.)
П.: - Тимофей, тебе понравился сегодняшний урок? Какое настроение у тебя после урока?
У.: - Отлично!
П.: - Что ты можешь сказать об уроке, выбери ответ из вариантов, написанных на листке.
1. Мне было легко и интересно.
2. Мне было трудно, но интересно.
3. Мне было трудно, поэтому неинтересно.
( Тимофей выбирает сначала первый вариант, но подумав, останавливает свой выбор на втором).
Учитель оценивает работу обучающегося на уроке.
( Елена Сергеевна ставит Тимофею заслуженную пятерку).
Организационный конец урока
П.: - Я довольна результативностью нашего урока. С поставленными задачами мы справились отлично. Спасибо всем присутствующим. До новых встреч!