12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Снакина Наталья Викторовна172
Высшее педагогическое образование. Педагогический стаж 29 лет.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания

на лучшую методическую разработку «Конспект урока»


   План-конспект урока по истории России для 6-ого класса по теме: «Повседневная жизнь населения»


Педагог: Снакина Н.В. ГБОУ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга


Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебник История России для 6-го класса. Ч. 1. под редакцией академика РАН

А.В. Торкунова; издательство - Москва, « Просвещение,», 2019 г.


Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия и термины: Изба, усадьба, хоромы, терем, парадная горница, холодная горница, летние спальни-клетки, сени. Домашняя утварь, лучина. Порты, зипуны, епанча, онучи, лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник.

Образовательная технология: работа в группах, игровая технология.

Цели урока:

-воспитательные:

воспитание патриотизма, любви к Родине, интереса к отечественной истории, уважение к памяти предков, уважение к труду;

-развивающие:

развитие внимания на уроке; восприятия учебного материала; умения устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, сравнивать и классифицировать;

-обучающие:

изучить повседневную жизнь населения Древней Руси, изучить занятия различных социальных слоёв населения, изучить особенности мужской и женской одежды, а так же жилища людей Древней Руси.


Задачи урока:

-образовательные:

иметь представление о жизни и быте населения Древней Руси.

- информационные:

уметь извлекать нужную информацию из текста, презентации, иллюстрации, документа;

- логические:

уметь анализировать, обобщать, делать выводы от полученных знаний на уроке, самостоятельно формулировать определения понятий; уметь грамотно выстраивать ответ;

- организационные:

осуществлять самостоятельную деятельность, работая в группе, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;

-воспитательные:

совершенствовать коммуникативные умения, развивать умения формулировать собственное мнение, развивать интерес и знания к истории Древней Руси.


Планируемые результаты:

-предметные:

обучающийся научится проводить поиск информации в исторических текстах, иллюстрациях, документах учебника, объяснять причины сходств и отличий в образе жизни разных социальных слоев общества Древней Руси.

-метапредметные:

обучающийся научится самостоятельно определять цели работы на уроке, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы к обучению; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические проблемы.

-личностные:

обучающийся научится уважать и гордиться историей России; научится уважать труд, уважать память предков, научится слушать и уважать мнение одноклассников на данную историческую проблему, получит возможность расширить свои познавательные интересы.


Наглядность:

1. Проектор, компьютер.

2. Презентация «Повседневная жизнь населения».

3. Учебник, тетради, карточки, иллюстрации.

4. Слайд «Рефлексия содержания учебного материала».

5. Слайд «Домашнее задание».


Класс делится на три рабочие группы. Соответственно парты установлены так, чтобы обучающиеся каждой группы могла разместиться за ними по кругу и видеть друг друга. Для каждой группы на столах разложены карточки с заданиями и новыми понятиями и терминами. В центре стола стоит небольшая коробочка с надписью «наши достижения». В эту коробочку обучающиеся складывают жетоны за правильные ответы, дополнения, активность.


1 этап урока – Организационный (1 мин.). Учитель приветствует ребят, настраивает обучающихся на урок, создаёт приятную рабочую атмосферу. Объявляет работу на уроке в группах. Предлагает посмотреть на экран.                                                                            2 этап урока Просмотр презентации (3 мин). На основании содержания просмотренной презентации учитель совместно с обучающимися определяют - о чём идёт речь в презентации и формулируют тему урока «Повседневная жизнь населения».
3 этап урока – Изучение новой темы (15 мин.). Каждая группа получает своё задание – карточку. Обучающиеся работают с учебниками, тетрадями, иллюстрациями, документом, словариками исторических терминов и понятий. В ходе совместной работы обучающимся необходимо самостоятельно извлечь нужную информацию из текста учебника, иллюстраций и исторического документа. Выполнить опорный конспект, выписать самую важную информацию. Раскрыть новые термины и понятия. Работать вместе и определить, кто будет отвечать от группы, а кто будет дополнять при ответе. Учитель координирует действия ребят, помогает и направляет.

1 группа – карточка № 1 «Жизнь земледельцев»

2 группа – карточка № 2 «Жизнь горожан»

3 группа – карточка № 3 «Жизнь князей и бояр»

4 этап урока – обмен информацией (12 мин.) Каждой группе отводится по 4 минуты на сообщение. Представитель от группы, которого выбрали сами ребята, даёт основной ответ. Другие помогают и дополняют. Обучающиеся получают жетоны за правильные ответы, дополнения, активность. Количество жетонов зависит от правильных и грамотных ответов, старания ребят, их активности на уроке, мотивации к получению новых знаний.

5 этап урока – Закрепление (5 мин.).

Обучающиеся обменялись информацией. Каждая группа рассказала много нового и интересного. Учитель предлагает закрепить полученные знания и ответить на вопросы.

- Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древней Руси?

- Как складывалась повседневная жизнь населения?

- В чём отличия в повседневной жизни различных слоёв населения?

- Почему так важно знать о повседневной жизни населения Древней Руси?

Обучающиеся высказывают своё мнение и свою собственную точку зрения на проблему

(от каждой группы звучат ответы и обучающиеся приносят своим группам новые жетоны за работу на уроке).

6 этап урока – Рефлексия (4 мин.) Рефлексия содержания учебного материала. Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран и продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…………………………………………………………

- Было трудно на уроке ………………………………………………………………

- Я научился …………………………………………………………………………………

- Я смог …………………………………………………………………………………………

- Было интересно узнать что ………………………………………………………

- Мне захотелось узнать ………………………………………………………………

Обучающиеся высказывают своё мнение. Каждый выступающий вновь приносит своей группе жетон.

7 этап урока – подведение итогов урока (3 мин.) Обучающиеся самостоятельно считают жетоны, которые они вместе заработали во время своих ответов. Группа, которая заработала больше всего жетонов получает «отлично». Две другие группы получают «хорошо», в этих группах учитель может отметить тех ребят, которые наиболее активно работали на уроке и принесли группе большее количество жетонов (ребятам можно так же поставить «отлично»).

Урок проходит в игровой форме. Каждая группа старается, трудится и показывает свои знания и умения. Между группами возникает здоровая конкуренция и борьба за лидерство, за лучшие ответы. Такая форма работы в группах с элементами соревнования, игры стимулирует обучающихся к знаниям и даёт возможность для мотивации их учебной деятельности. Поэтому отметки за урок могут быть только положительные.
8 этап урока – Домашнее задание (2 мин.) Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран, где ребята видят своё домашнее задание из трёх частей:

Устное задание для всех: прочитать параграф № 13, ответить на вопросы.

Письменное задание для всех: Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника/боярина/князя» (на выбор).

Дополнительное задание по желанию: рисунок (для оформления выставки) из повседневной жизни земледельца/ремесленника/боярина/князя» (на выбор); рисунок предмета одежды (любой) и письменное описание к рисунку.


Приложение

Для яркости и наглядности карточки можно печатать на цветной бумаге, цветном принтере. Цвет это наглядно, ярко, интересно, а так же создаёт приятное настроение.



1 группа – карточка № 1

«Жизнь земледельцев»




2 группа – карточка № 2

«Жизнь горожан»




3 группа – карточка № 3

«Жизнь князей и бояр»



Жетоны для ответов можно приготовить для каждой группы по цвету карточек: розовые, жёлтые и зелёные. Цвет – это элемент игрового восприятия, а так же игровой технологии на уроке в целом. Цвет вызывает у обучающихся оживление, интерес, желание трудиться, а значит появляется мотивация. Так же цветные жетоны удобнее, ярче и нагляднее для подсчёта набранных баллов и выставления отметок (при этом исключён вариант обмена, передачи жетонов обучающимися друг другу и т.д.).



Список литературы

История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1.под редакцией академика РАН А.В. Торкунова - М.: Просвещение, 2019

Поурочные рекомендации – УМК по истории России для 6-го класса- М.: Просвещение, 2018

Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.